Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи - Сарбашева В.Б,
судей - Красиковой О.Е, Имансакиповой А.О,
при секретаре - Слабодчиковой А.И,
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционным жалобам представителя Администрации г. Горно-Алтайска Маркиной М.Ю, представителя Министерства финансов Республики Алтай Юркиной Н.Ю, Денисова А.Н. на решение Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 16 ноября 2017 года, которым
исковые требования Денисова А.Н. к Администрации города Горно-Алтайска удовлетворены в части.
Признано незаконным распоряжение администрации города Горно-Алтайска от 18.07.2017 года N853-р "Об отказе в принятии гражданина на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях".
Возложена на Администрацию города Горно-Алтайска обязанность по предоставлению Денисову А.Н. благоустроенного жилого помещения по договору социального найма общей площадью не менее нормы предоставления на одного человека с учетом права на дополнительную жилую площадь по территории г. Горно-Алтайска.
Отказано в удовлетворении искового заявления Денисова А.Н. к Администрации города Горно-Алтайска о возложении обязанности по предоставлению Денисову А.Н. благоустроенного жилого помещения по договору социального найма на территории муниципального образования город Горно-Алтайск по норме предоставления общей площади жилого помещения на каждого члена семьи.
Взысканы с Администрации города Горно-Алтайска в пользу Денисова А.Н. судебные расходы в размере 300 рублей.
Заслушав доклад судьи Имансакиповой А.О, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Денисов А.Н. обратился в суд с исковыми требованиями к Администрации г. Горно-Алтайска о признании незаконным распоряжения от 18.07.2017 N853-р "Об отказе в принятии гражданина на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях", возложении на ответчика обязанности предоставить вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма на территории муниципального образования город Горно-Алтайск, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, по норме предоставления общей площади жилого помещения на каждого члена семьи с учетом права на дополнительную жилую площадь.
Суд вынес вышеизложенное решение, с которым не согласилась представитель Администрации г. Горно-Алтайска Маркина М.Ю, в апелляционной жалобе указывает, что вывод суда о незаконности распоряжения N853-р от 18.07.2017 года необоснован, так как Денисов А.Н. обращался с разными заявлениями и указывал различные основания для принятия его на учет. Решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов РФ. Для внеочередного предоставления жилья инвалиду, страдающему тяжелой формой хронического заболевания необходимо такое обязательное условие как проживание в квартире, занятой несколькими семьями. Судом необоснованно взыскана с администрации г. Горно-Алтайска в пользу истца государственная пошлина, от уплаты которой он освобожден.
В апелляционной жалобе представитель Министерства финансов Республики Алтай Юркина Н.Ю. указывает, что наличие в семье инвалида, страдающего тяжелой формой хронического заболевания, не свидетельствует о возникновении права на внеочередное получение жилого помещения. Для внеочередного предоставления жилья инвалиду, страдающему тяжелой формой хронического заболевания необходимо такое обязательное условие как проживание в квартире, занятой несколькими семьями. В Перечень включены психические заболевания, требующие обязательного диспансерного наблюдения, однако в материалах дела отсутствуют доказательства диспансерного наблюдения Денисова А.Н.
В апелляционной жалобе Денисов А.Н. указывает, что судом в резолютивной части решения не указано на внеочередное предоставление ему жилого помещения, которым он обладает.
Проверив материалы дела, заслушав Денисова А.Н. и его представителя Деревицкую И.С, представителя Министерства финансов Республики Алтай Юркину Н.Ю, поддержавших апелляционные жалобы, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
Как установлено судом и следует из материалов дела, с 2016 года Денисов А.Н. с членами своей семьи: женой Денисовой Л.Е. и дочерью Денисовой В.А. проживают в жилом доме по адресу: "адрес".
Денисов А.Н, "дата" года рождения, страдает хроническим психическим заболеванием в виде "данные изъяты", входящим в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года N378, что подтверждается заключениями врачебной комиссии БУЗ РА "Психиатрическая больница" N от 12.09.2016 года и N от 29.03.2017 года.
Денисов А.Н. является инвалидом с детства, ему установлена вторая группа инвалидности бессрочно, что подтверждается справкой МСЭ-2007 N.
Распоряжением Администрации г.Горно-Алтайска от 06.03.2017 года N Денисов А.Н. (состав семьи - 3 человека) признан малоимущим в целях постановки на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
На основании распоряжения Администрации г. Горно-Алтайска от 25.04.2017 года N Денисов А.Н. (состав семьи - 3 человека) принят на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Согласно распоряжению Администрации г. Горно-Алтайска от 18.07.2017 года N853-р Денисову А.Н. отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, так как представлены документы для принятия на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в список семей, имеющих в составе больного, страдающего тяжелой формой хронического заболевания, администрация города Горно-Алтайска не наделена полномочиями по принятию на учет данной категории лиц.
Разрешая спор, установив то, что Денисов А.Н. распоряжением от 25.04.2017 года N493-р поставлен на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в списке малоимущих граждан, является получателем жилищной льготы и вправе претендовать на отдельное жилое помещение во внеочередном порядке по договору социального найма с учетом имеющегося у него права на дополнительную жилую площадь, суд пришел к правомерным выводам о незаконности распоряжения администрации города Горно-Алтайска от 18.07.2017 года N853-р и возложении на администрацию города Горно-Алтайска обязанности предоставить Денисову А.Н. благоустроенное жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее нормы предоставления на одного человека с учетом права на дополнительную жилую площадь.
Судебная коллегия, соглашаясь с выводами суда первой инстанции, отмечает, что к числу граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, п.4 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ отнесены граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий "тяжелой формой хронического заболевания", при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Данная норма направлена на защиту интересов указанных в ней граждан и охрану здоровья иных лиц, проживающих с ними в одной квартире.
Согласно ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет.
Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ).
В силу п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года N378 "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире" утвержден Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире.
Таким образом, положения данной нормы устанавливают особый (льготный) порядок реализации жилищных прав указанной в ней категории граждан.
Каких-либо иных (дополнительных) требований для предоставления жилого помещения вне очереди, кроме наличия у гражданина, состоящего в очереди на получение жилья, тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в Перечне, п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ не предусмотрено. Для предоставления такому гражданину жилого помещения вне очереди, исходя из положений п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, необходимы такие условия, как принятие гражданина на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений и наличие у него тяжелой формы хронического заболевания, указанного в Перечне.
Довод жалобы представителя Министерства финансов Республики Алтай о том, что в Перечень включены психические заболевания, требующие обязательного диспансерного наблюдения, однако в материалах дела отсутствуют доказательства диспансерного наблюдения Денисова А.Н, судебной коллегией не принимается во внимание, так как из материалов дела следует и лицами, участвующими в деле не оспаривается, что Денисов А.Н. является инвалидом с детства бессрочно, страдает заболеванием, которое включено в Перечень, утвержденный Постановлением Правительства от 16 июня 2006 года N378, при этом, доказательства того, что Денисов А.Н. страдает заболеванием, не требующим обязательного диспансерного наблюдения, отсутствуют.
Доводы жалоб представителя Администрации г. Горно-Алтайска и представителя Министерства финансов Республики Алтай о том, что для внеочередного предоставления жилого помещения Денисову А.Н. необходимо такое обязательное условие как проживание в квартире, занятой несколькими семьями, являются несостоятельными, поскольку в спорном случае Денисов А.Н. ссылается на право обеспечения его жилым помещением не в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ, а в порядке, установленном п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, который не устанавливает в качестве обязательного условия внеочередного предоставления жилого помещения проживание гражданина, страдающего тяжелой формой хронического заболевания, проживание в квартире, занятой несколькими семьями.
Несостоятельны и доводы жалобы о том, решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов РФ.
Как установлено судом первой инстанции, Денисов А.Н. встал на жилищный учет по установленному Жилищным кодексом РФ основанию, в связи с чем он подлежит обеспечению жилым помещением органом местного самоуправления из муниципального жилищного фонда.
Федеральный закон от 6 октября 2003 года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" закрепляет, что вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно; к таким вопросам относится, в частности, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении (городском округе) и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда (абзац двенадцатый части 1 статьи 2, пункт 6 части 1 статьи 14, пункт 6 части 1 статьи 16); для решения этих вопросов в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения (пункт 1 части 1 статьи 50), в частности, жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда.
Аналогичные положения закреплены и в ч. 1 ст. 14, п. 3 ч. 2 ст. 19 Жилищного кодекса РФ, согласно которым органы местного самоуправления осуществляют также полномочия по учету граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и по предоставлению в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда как совокупности жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.
Порядок предоставления жилых помещений из муниципального жилищного фонда предусмотрен ч.ч. 3, 4 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, согласно которой жилые помещения по договорам социального найма предоставляются по решению органа местного самоуправления. Решение о предоставлении жилья по договору социального найма является основанием заключения соответствующего договора социального найма.
При этом содержащееся в п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ условие о предоставлении упомянутой категории граждан жилых помещений вне очереди в случае, если такие граждане страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, закрепляет только особенности реализации их жилищных прав и не возлагает какие-либо дополнительные обязанности на органы местного самоуправления.
Ввиду изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что предоставление жилых помещений малоимущим гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, относится к полномочиям органов местного самоуправления.
Таким образом, у Администрации г. Горно-Алтайска имеется обязанность по предоставлению Денисову А.Н. жилого помещения по договору социального найма.
Вместе с тем, судебная коллегия находит обоснованным довод апелляционной жалобы о незаконном взыскании с Администрации г. Горно-Алтайска в пользу Денисова А.Н. расходов по уплате государственной пошлины.
В силу п. 2 ч. 2 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, с учетом положений пункта 3 настоящей статьи освобождаются истцы (административные истцы) - инвалиды I или II групп.
На основании п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).
Учитывая, что Денисов А.Н, являясь инвалидом II группы, освобожден от уплаты государственной пошлины и вправе подать заявление о возврате излишне уплаченной суммы государственной пошлины, принимая во внимание то, что Администрация г. Горно-Алтайска в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса также освобождена от уплаты государственной пошлины, подлежит исключению из резолютивной части решения указание на взыскание с Администрации г. Горно-Алтайска в пользу Денисова А.Н. судебных расходов по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Довод апелляционной жалобы Денисова А.Н. о необходимости указания в резолютивной части решения на внеочередное предоставление ему жилого помещения, которым он обладает, не может служить основанием для отмены или изменения решения суда, поскольку право на внеочередное предоставление истцу жилого помещения предусмотрено законом, в связи с чем дополнительного указания на такое право Денисова А.Н. в резолютивной части решения не требуется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 16 ноября 2017 года оставить без изменения.
Исключить из резолютивной части решения Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 16 ноября 2017 года указание о взыскании с администрации города Горно-Алтайска в пользу Денисова А.Н. судебных расходов в размере 300 рублей.
Председательствующий судья - В.Б. Сарбашев
Судьи - О.Е. Красикова
А.О. Имансакипова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.