Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики в составе
председательствующего - Матакаевой С.К,
судей - Сыч О.А, Лайпанова А.И,
при секретаре судебного заседания - Урусове Р.А,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Эркеновой А.А. к Министерству образования и науки Карачаево-Черкесской Республики о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда, по апелляционной жалобе Министерства образования и науки Карачаево-Черкесской Республики на решение Черкесского городского суда Карачаево-Черкесской Республики от 31 октября 2017 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики Сыч О.А, объяснения истца Эркеновой А.А, представителя Министерства образования и науки Карачаево-Черкесской Республики Анзоровой Л.М, действующей на основании доверенности N 345 от 30 января 2018 года, представителя администрации Малокарчаевского муниципального района Борлаковой Т.Р, действующей на основании доверенности б/н от 01 сентября 2015 года, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Эркенова А.А. обратилась в суд с иском к Министерству образования и науки Карачаево-Черкесской Республики (далее - Минобразования КЧР) о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда. Иск мотивировала тем, что она родилась "дата" в "адрес" и является сиротой, так как ее родители умерли в один день - "дата". Постановлением Главы администрации Малокарачаевского района от 23 июля 1997 года N 308 ее опекуном была назначена Э, которая по своей неграмотности и неосведомленности от органов опеки и попечительства не смогла воспользоваться правами и обязанностями опекуна и не обратилась за постановкой ее на учет для предоставления жилья. В настоящее время она живет у родственников, собственного жилья не имеет, на неоднократные обращения к властям о предоставлении жилья получала отказы по разным основаниям. В 2014 году ей стало известно о федеральном и республиканском законах, согласно которым дети-сироты, не имеющие жилья, обеспечиваются жилыми помещениями. Собрав все необходимые документы, 07 марта 2017 года она обратилась в Минобразования Карачаево-Черкесской Республики, однако во включении в список на получение жилья ей было отказано в связи с тем, что в данный список включаются дети-сироты, не достигшие возраста 23 лет. Поскольку ни ее саму, ни ее опекуна уполномоченные органы не осведомили об их конституционных правах, а она по своей неграмотности и неосведомленности не смогла воспользоваться предоставленным ей правом, обратилась в суд с вышеуказанными требованиями.
В судебном заседании Эркенова А.А. поддержала исковые требования и просила их удовлетворить, отметив, что в 2016 году по аналогичному иску ее сестры было вынесено положительное решение.
Представитель ответчика - Минобразования Карачаево-Черкесской Республики Боташева М.И. оставила вопрос об удовлетворении иска на усмотрение суда.
Решением Черкесского городского суда Карачаево-Черкесской Республики от 31 октября 2017 года исковые требования Эркеновой А.А. удовлетворены; на Минобразование Карачаево-Черкесской Республики возложена обязанность включить Эркенову А.А. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
В апелляционной жалобе Минобразование Карачаево-Черкесской Республики просит отменить решение суда первой инстанции, в связи с нарушением норм материального права. Полагает, что реализация права на предоставление жилья ограничена достижением возраста 23 лет и носит заявительный характер.
Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступило.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика - Минобразования Карачаево-Черкесской Республики поддержал апелляционную жалобу, просил ее удовлетворить, отменить решение суда и принять новое решение об отказе в удовлетворении требований истца.
Истец Эркенова А.А. просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель администрации Малокарачаевского муниципального района Борлакова Т.Р. в суде апелляционной инстанции просила решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав участвующих в деле лиц, судебная коллегия считает, что имеются основания, предусмотренные законом, для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены состоявшегося по делу судебного решения.
В соответствии с ч. 1 и ч. 2 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в обжалуемой части исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Эркенова А.А. родилась "дата" в селе "адрес" и осталась без попечения родителей. Ее родители умерли в один день - "дата", что подтверждается имеющимися в материалах дела копиями свидетельств о смерти (л.д. 14, 16).
Опекунство в отношении истца на основании постановления Главы администрации Малокарачаевского района от 23 июля 1997 года N 308 осуществляла ее бабушка - Э. (л.д. 12).
Постановлением администрации Кызыл-Покунского сельского поселения N 02 от 01 февраля 2017 года Эркенова А.А. признана нуждающейся в обеспечении жилым помещением (л.д. 9).
В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на недвижимое имущество за истцом (л.д. 33, 36).
21 июня 2017 года Минобразования Карачаево-Черкесской Республики издан приказ N 600 "Об отказе во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями государственного специализированного жилищного фонда", которым во включении Эркеновой А.А. в список лиц соответствующей категории, подлежащих обеспечению специализированными жилыми помещениями отказано в связи с достижением возраста 23 лет (л.д. 11).
Разрешая исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу об их удовлетворении и обязании Минобразования Карачаево-Черкесской Республики включить Эркенову А.А. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, поскольку Эркенова А.А. является сиротой, она находится в тяжелом социальном положении, невключение ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, нарушает ее жилищные права, а сам по себе факт достижения истицей возраста 23 лет не лишает ее гарантированного федеральным и республиканским законодательством права на обеспечение жилым помещением.
Судебная коллегия полагает выводы суда основанными на неправильном применении норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения, что привело к вынесению незаконного решения.
В силу статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
Согласно ч. 2 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке".
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в ред. ФЗ от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ), детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абз. 3 названного пункта).
Таким образом, федеральный законодатель определилоснования и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Аналогичные положения содержатся в Законе Карачаево-Черкесской Республики от 25 июня 2013 года N 34-РЗ (ред. от 16 января 2015 года) "Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями на территории Карачаево-Черкесской Республики и о внесении изменений в отдельный законодательный акт Карачаево-Черкесской Республики".
Статья 2 Закона Карачаево-Черкесской Республики от 25 июня 2013 года N 34-РЗ (ред. от 16 января 2015 года) предусматривает, что детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающим на территории Карачаево-Черкесской Республики, право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с настоящим Законом предоставляется при наличии одного из следующих условий: 1) лицо не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения; 2) лицо является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения, в случае если его проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным уполномоченным органом исполнительной власти в области образования или органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в случае наделения их соответствующим законом Карачаево-Черкесской Республики отдельными государственными полномочиями по опеке и попечительству (далее - органы опеки и попечительства) в порядке, установленном настоящим Законом и нормативными правовыми актами Карачаево-Черкесской Республики.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Законом, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Закона Карачаево-Черкесской Республики от 25 июня 2013 года N 34-РЗ (ред. от 16 января 2015) учет детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, подлежащих обеспечению специализированными жилыми помещениями в соответствии с настоящим Законом, ведется уполномоченным органом исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики в области образования, путем формирования списка (далее - Список) на основании соответствующих заявлений данных лиц либо их законных представителей.
Ч. 6 ст. 4 Закона Карачаево-Черкесской Республики от 25 июня 2013 года N 34-РЗ (ред. от 16 января 2015 года) предусматривает, что включение детей-сирот и лиц из числа детей-сирот в Список или исключение их из Списка, а также внесение в Список иных изменений осуществляется на основании решения уполномоченного органа исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики в области образования.
Включение детей-сирот, лиц из числа детей-сирот в Список осуществляется по дате рождения после регистрации заявления с документами, указанными в части 4 настоящей статьи, обязанность представления которых возлагается на законного представителя или заявителя (ч. 7 ст. 5 Закона Карачаево-Черкесской Республики от 25 июня 2013 года N 34-РЗ (ред. от 16 января 2015 года).
Указом Главы Карачаево-Черкесской Республики от 26 декабря 2016 года N 281 Министерство образования и науки Карачаево-Черкесской Республики определено уполномоченным органом исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики по принятию решений о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшимся без попечения родителей, жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда по договорам социального найма.
В данном случае установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию списка - определение перечня документов, которые должны быть представлены, органа, в который должны быть представлены соответствующие документы, и т.п.
По своей сути формирование субъектом Российской Федерации списка означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Исходя из приведенных норм, правом на обеспечение благоустроенным жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения на основании Закона Карачаево-Черкесской Республики от 25 июня 2013 года N 34-РЗ обладают граждане Российской Федерации, относящиеся к категории лиц: дети-сироты; дети, оставшиеся без попечения родителей; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в понятиях, предусмотренных Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", вставшие на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении в возрасте до 23 лет.
При этом предоставление жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении, из чего следует, что до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. При обращении в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении после достижения возраста 23 лет указанные граждане не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на постановку на учет, как лица, имеющие право на предоставление предусмотренных Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ мер социальной поддержки, так как при этом не соблюдается одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Из материалов дела видно, что Эркенова А.А. в установленном порядке с заявлением о включении в список нуждающихся в предоставлении жилого помещения по льготной категории детей-сирот в уполномоченный орган не обращалась. Доказательств наличия объективных и исключительных причин, препятствовавших обращению в компетентный орган по вопросу постановки на учет в качестве лица, имеющего предусмотренное законом право на обеспечение жилым помещением, в период с 18 до 23 лет, материалы дела не содержат. К моменту первичного обращения Эркенова А.А. достигла возраста 37 лет.
Удовлетворяя заявленные Эркеновой А.А. требования, суд вышеприведенные обстоятельства применительно к настоящему делу не учел, не определилих в качестве юридически значимых для правильного разрешения спора, что является следствием неправильного толкования и применения судом положений действующего законодательства к отношениям сторон.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о том, что с учетом возникших между сторонами правоотношений, суд первой инстанции не верно определилюридически значимые по делу обстоятельства и не правильно руководствовался при рассмотрении дела приведенными выше нормами закона, в связи с чем пришел к не верному выводу об удовлетворении исковых требований истца.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Черкесского городского суда Карачаево-Черкесской Республики от 31 октября 2017 года отменить и принять по делу новое решение.
Отказать в удовлетворении исковых требований Эркеновой А.А. об обязании Министерства образования и науки Карачаево-Черкесской Республики включить Эркенову А.А. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.