Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего Юсуповой Л.А-В,
судей Хожаиновой О.В, Терентьевой Н.А,
при секретаре Сидоровой В.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Еремичева Евгения Владимировича к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, государственному регистратору Норбоевой Оксане Дымбрылдоржиевне о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности, понуждении осуществить государственную регистрацию права собственности
по апелляционной жалобе Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым на решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 21 июля 2017 года, которым исковые требования удовлетворены частично.
Заслушав доклад судьи Юсуповой Л.А-В, пояснения представителя Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Борзенкова А.В, изучив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Еремичев Е.В. обратился в суд с административным иском к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым государственному регистратору Норбоевой О.Д. о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности, понуждении осуществить государственную регистрацию права собственности.
Исковые требования мотивированы тем, истец обратился в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым с заявлением о государственной регистрации права собственности на квартиру, расположенную по адресу: "адрес", кадастровый N. В качестве правоустанавливающего документа им представлена декларация о готовности объекта к эксплуатации, зарегистрированная инспекцией ГАСК в АРК ДД.ММ.ГГГГ за N. ДД.ММ.ГГГГ Государственным регистратором Ялтинского городского отдела Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Норбоевой О.Д. был вынесен отказ в государственной регистрации права собственности, в связи с тем, что декларация о готовности объекта к эксплуатации, зарегистрированная инспекцией ГАСК в АРК ДД.ММ.ГГГГ за N, составлена на украинском языке и не переведена на русский.
Решением Ялтинского городского суда от 21 июля 2017 года исковые требования Еремичева Е.В. удовлетворены частично.
Не согласившись с указанным решением суда, Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 21 июля 2017 года, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать в полном объёме.
Еремичев Е.В. в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил, ходатайств не поступало.
Представитель Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Борзенков А.В. доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда первой инстанции отменить.
Государственный регистратор Норбоева О.Д. в судебное заседание не явилась, о дате, месте и времени судебного заседания извещена надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомила, ходатайств не поступало.
В соответствии с пунктом 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещённых о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Судебная коллегия, руководствуясь указанными положениями статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие неявившихся лиц, извещённых надлежащим образом.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым пришла к следующим выводам.
Статьёй 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита прав и свобод. Решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно статье 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых специальными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействия) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделённые государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 8 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) орган, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объёме.
Согласно части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) орган, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в том числе, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца, соблюдены ли основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершённого оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В соответствии с частью 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В соответствии со статьёй 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее Федеральный закон N 218-ФЗ) государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определённого лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).
Статьёй 14 Федерального закона N 218-ФЗ установлено, что государственная регистрация прав осуществляется на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке. Основаниями для осуществления
государственной регистрации прав являются договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершённые в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки.
В соответствии с частью 3 статьи 3 Федерального закона N 218-ФЗ к компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учёта и государственной регистрации прав относятся, в частности проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти; проверка наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав; государственная регистрация прав.
Статьёй 27 Федерального закона N 218-ФЗ предусмотрено, что в осуществлении государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течении срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
Согласно пункта 3 статьи 1 Федерального конституционного закона N 6-ФКЗ от 21.03.2014 года "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Закон N 6-ФКЗ), Республика Крым считается принятой в Российскую Федерацию с даты подписания Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - с 18.03.2014 года. Ранее на территории Республики Крым действовали нормы украинского гражданского права.
В соответствии со статьёй 12.1 Закона N 6-ФКЗ, до 1 января 2019 года на территории Республики Крым особенности регулирования земельных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым.
В развитие вышеуказанных норм принят Закон Республики Крым от 31.07.2014 года N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" (далее - Закон N 38-ЗРК), в пункте 1 статьи 2 которого закреплено, что права на имущество, возникшие до вступления в силу Федерального конституционного закона на территории Республики Крым в соответствии с нормативными правовыми актами, действовавшими до указанного момента (далее - ранее действовавшие акты), признаются следующими правами, установленными законодательством Российской Федерации: 1) право частной собственности и право общей собственности признаются соответственно правом частной собственности и правом общей собственности; 2) право коммунальной собственности территориальных громад признается собственностью соответствующих муниципальных образований; 3) все земли, кроме частной и муниципальной собственности, признаются собственностью Республики Крым.
Пунктом 4 статьи 8 Закона N 38-ЗРК установлено, что перечень документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав, устанавливается нормативным правовым актом Совета министров Республики Крым.
В соответствии с подпунктом 22 пункта 1 Перечня документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества и необходимых для государственной регистрации, утверждённого постановлением Совета Министров Республики Крым от 11 августа 2014 года N 264, решение о вводе в эксплуатацию построенного объекта недвижимости является документом, подтверждающим ранее возникшее право на объекты недвижимого имущества.
Согласно пункту 6 статьи 8 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" в случае если документы, являющиеся основаниями государственной регистрации ранее возникшего права, ограничения права и обременения объекта недвижимого имущества либо осуществляемых одновременно государственного кадастрового учёта и государственной регистрации прав, оформлены не на русском языке и заявителем по собственной инициативе не представлены документы, содержащие осуществлённый в установленном законодательством Российской Федерации порядке перевод таких документов на русский язык, исполнительный орган власти, осуществляющий регистрацию прав, обеспечивает перевод на русский язык таких документов. Перевод на русский язык таких документов осуществляется уполномоченными на это должностными лицами исполнительного органа государственной власти Республики Крым, уполномоченного в сфере государственной регистрации прав и государственного кадастрового учёта, и заверяется подписью такого должностного лица и печатью данного органа. Нотариальное свидетельствование перевода таких документов на русский язык или подлинности подписи названного должностного лица, осуществившего перевод, не требуется. Документы, содержащие перевод названных документов, включаются в соответствующие реестровые дела.
Из установленных судами фактических обстоятельств по делу усматривается, что 21 марта 2017 года Еремичевым Е.В. в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым подано заявление о государственной регистрации права собственности на объект недвижимости - квартиру, расположенную по адресу: "адрес", с кадастровым номером N Вместе с заявлением поданы следующие документы: постановление от 21 сентября 2011 года Окружного административного суда АР Крым; Декларация о готовности объекта к эксплуатации от 24 декабря 2013 года N Инспекция государственного архитектурно-строительного контроля в АР Крым; письмо от 21 марта 2017 года N 21/03-17 ТСН "Комфорт"; выписка из протокола от 24 февраля 2010 года ООО "Московская-11"; платежное поручение об оплате государственной пошлины в размере 2000 руб. от 17 января 2017 года N 58/1. Данный факт подтверждается распиской специалиста Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Рудова Д.С. в получении документов на государственную регистрацию от 21 марта 2017 года.
По результатам рассмотрения заявления о государственной регистрации права собственности Еремичева Е.В. на объект недвижимости, 31 марта 2017 года регистрирующим органом вынесено уведомление о приостановлении государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. В данном уведомлении указано, что причиной приостановления государственной регистрации является, не предоставление нотариального перевода правоустанавливающего документа на русский язык, в связи с чем, установлен срок до 30 апреля 2017 года, в течение которого заявителю необходимо представить необходимые документы для возобновления государственной регистрации.
Вместе с тем, 28 апреля 2017 года государственным регистратором Норбоевой О.Д. вынесено решение об отказе в государственной регистрации в связи с не устранением причин, послуживших основанием для приостановления указанной регистрации.
С учётом приведенных выше законоположений и установленных фактических обстоятельств дела, разрешая спор, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии у регистрирующего органа правовых оснований для отказа в государственной регистрации права собственности на упомянутый выше объект недвижимости.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Доводы апелляционной жалобы о том, что у истца право собственности и на созданный в результате реконструкции объект недвижимости не возникло, коллегия считает не состоятельным, так как оспариваемым решением в регистрации права собственности отказано в связи с непредставлением перевода правоустанавливающего документа на русский язык.
Кроме того, согласно части 5 статьи 39 Закона Украины "О регулировании градостроительной деятельности" от 17 февраля 2011года N 3038-VI установлено, что датой принятия в эксплуатацию законченного строительством объекта является дата регистрации декларации о готовности объекта к эксплуатации или выдачи сертификата.
Указанная декларация зарегистрирована истцом в Инспекции государственного архитектурно-строительного контроля в АРК 24 декабря 2013 года. В силу пункта 9 статьи 39 Закона Украины "О регулировании градостроительной деятельности" 17 февраля 2011 года N 3038-VI зарегистрированная декларация о готовности объекта к эксплуатации или сертификат является основанием для заключения договоров о поставках на принятый в эксплуатацию объект необходимых для его функционирования ресурсов - воды, газа, тепла, электроэнергии, включения данных о таком объекте в государственную статистической отчетности и оформления права собственности на него.
Тот факт, что истец не оформил право собственности в установленном законодательством Украины порядком, не свидетельствует о том, что указанная декларация не является основанием для государственный регистрации права собственности в правовом поле Российской Федерации, так как не противоречит положениям Перечня документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества необходимых для государственной регистрации, утверждённого постановлением Совета Министров Республики Крым от 11 августа 2014 года N 264.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы фактически выражают несогласие истца с выводами суда, однако по существу их не опровергают, оснований к отмене решения не содержат, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, так как иная точка зрения на то, как должно быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены состоявшегося по настоящему делу решения.
Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих, в силу положений статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, отмену судебного решения, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым
определила:
решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 21 июля 2017 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение 6-ти месяцев.
Председательствующий: Л.А-В. Юсупова
Судьи: О.В. Хожаинова
Н.А. Терентьева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.