Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе
председательствующего Павловского Е.Г,
судей Тимошенко Е.Г. и Кураповой З.И,
при секретаре Козлове В.С,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Коваленко А.С. к администрации города Ялты Республики Крым об оспаривании решения, заинтересованные лица: Департамент имущественных и земельных отношений администрации города Ялты Республики Крым, Департамент архитектуры и градостроительства администрации города Ялты Республики Крым, по апелляционной жалобе представителя администрации города Ялты Республики Крым Короткова Д.К. на решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 23 ноября 2017 года, которым административное исковое заявление удовлетворено частично.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Крым Павловского Е.Г, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым,
установила:
Коваленко А.С. обратился в суд с указанным административным иском. В обоснование заявленных требований ссылается на то, что он является собственником жилого дома, расположенного по адресу: "адрес", "адрес", "адрес" "адрес". Право собственности зарегистрировано в установленном порядке 20 сентября 2016 года, на основании свидетельства о праве собственности на недвижимое имущество от 30 декабря 2013 года N. Указанный жилой дом расположен на земельном участке площадью 470 кв.м, отнесённом к категории земель - "Земли населённых пунктов", с видом разрешённого использования - "Для индивидуального жилого строительства". 05 апреля 2017 года истец обратился в Департамент имущественных и земельных отношений администрации города Ялты Республики Крым с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка. Постановлением администрации города Ялты Республики Крым от 07 августа 2017 года N 3087-п Коваленко А.С. отказано в утверждении схемы расположения земельного участка в связи с расположением объекта недвижимого имущества в границах водоохраной защитной зоны, прибрежной защитной полосы Чёрного моря, а также в связи с отсутствием разрешения на строительство, в связи с чем, дом является самовольным строением. Считает указанное постановление незаконным и подлежащим отмене, поскольку требования ст. 65 ВК РФ не ограничивает размещение индивидуальных жилых домов в прибрежной зоне. Просит признать незаконным постановление администрации города Ялты Республики Крым от 07 августа 2017 года N 3087-п и возложить обязанность на администрацию утвердить схему расположения земельного участка.
Решением Ялтинского городского суда Республики Крым от 23 ноября 2017 года требования, заявленные Коваленко А.С, удовлетворены частично. Признано незаконным постановление администрации города Ялты Республики Крым от 07 августа 2017 года N 3087-п и на администрацию города Ялты Республики Крым возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Коваленко А.С. В удовлетворении остальной части административного искового заявления отказано.
Представитель администрации г. Ялты Республики Крым Коротков Д.К, не согласившись с вынесенным решением, обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 23 ноября 2017 года и принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении заявленных требованиях. В обоснование жалобы указывает на то, что судом не принят во внимание ответ Департамента архитектуры и градостроительства администрации города Ялты Республики Крым от 02 ноября 2016 года N 02-08/11575, согласно которому испрашиваемый земельный участок имеет обременения, в связи с тем, что расположен в границах водоохраной защитной зоны прибрежной защитной полосы Чёрного моря, что в силу ч. 1 ст. 65 ВК РФ устанавливает специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности. Указано на то, что администрацией города Ялты принято постановление от 08 августа 2017 года N 3097-п "О приведении Коваленко А.С. земельного участка в первоначальное состояние путём сноса самовольно возведённых капитальных строений жилого дома и летней кухни, расположенных по адресу: "адрес", "адрес", "адрес", "адрес"", на том основании, что указанный объект имеет признаки самовольной постройки. Также указано на то, что административным истцом не представлено доказательств оборудования объекта сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заилевания и истощения вод, что свидетельствует о несоблюдении Коваленко А.С. условий размещения объекта. Указывает на то, что в силу п. 14.6 Свода правил СП 42.13330.2011 "Градостроительство. Планировка. Застройка городских и сельских поселений" размещение зданий в водоохранной зоне запрещено. Считает, что Коваленко А.С. необоснованно увеличил площадь испрашиваемого земельного участка, поскольку площадь дома составляет всего 94,6 кв.м. Ссылаясь на п. 23 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 апреля 2010г. N10/22, указывает на то, что факт регистрации права собственности на дом, при наличии признаков самовольной постройки, не препятствует предъявлению требования о сносе такой постройки.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым приходит к следующему.
В силу ст. 218 КАС Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделённые государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 20 сентября 2016 года (л.д.10), Коваленко А.С. является собственником жилого дома общей площади 94,60 кв.м, расположенного по адресу "адрес", "адрес", "адрес", "адрес". Право собственности зарегистрировано на основании свидетельства о праве собственности на недвижимое имущество от 30 декабря 2013 года N 15727990.
5 апреля 2017 года ФИО12, действуя на основании доверенности от имени Коваленко А.С, обратился в Департамент имущественных и земельных отношений администрации города Ялты Республики Крым с заявлением, в котором просил, в том числе утвердить схему расположения земельного участка площадью 470 кв.м. на кадастровом плане территории по адресу: "адрес", "адрес", "адрес"
Постановлением администрации города Ялты Республики Крым от 07 августа 2017 года N 3087-п Коваленко А.С. отказано в утверждении схемы расположения земельного участка.
Административным истцом оспаривается указанное постановление.
В качестве основания для принятия решения, в оспариваемом постановлении указано на то, что объект недвижимого имущества расположен в границах водоохраной защитной зоны прибрежной защитной полосы Чёрного моря, а также на отсутствие разрешения на строительство, в связи с чем, дом является самовольным строением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, сослался на то, что нахождение земельного участка в водоохраной зоне, с учётом того, что на нем расположен дом, право собственности на которое зарегистрировано, не препятствует передаче его в собственность заявителю.
Однако, судом не учтено, что одним из этапов выделения и изъятия земельного участка находящегося в муниципальной или государственной собственности, является - рассмотрение вопроса об утверждении схемы расположения земельного участка.
Согласно ч. 1 ст. 11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
Срок действия решения об утверждении схемы расположения земельного участка составляет двагода (ч. 15 ст. 11.10 ЗК РФ).
Обжалуемое решение административного ответчика не содержит сведений об отказе в предоставлении земельного участка в собственность, в связи с чем указанные выводы суда являются преждевременными.
Вместе с тем, указанный факт не влияет на законность принятого решения в силу следующего.
В силу ч. 16 ст. 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является: 1) несоответствие схемы расположения земельного участка её форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи; 2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истёк; 3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам; 4) несоответствие схемы расположения земельного участка утверждённому проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории; 5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утверждён проект межевания территории.
Согласно ст. 15 Закона Республики Крым от 15 января 2015г. N66-ЗРК/2015 "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений" основаниями для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, а также в предоставлении земельного участка, кроме случаев, определенных Земельным кодексом Российской Федерации и настоящим Законом, также являются: 1) несоответствие места расположения земельного участка действующей градостроительной документации; 2) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением требований, предусмотренных настоящим Законом.
Указанные основания являются исчерпывающими и не подлежат расширенному толкованию.
В оспариваемом решении, не указаны основания предусмотренные данными нормами.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены или изменения решения суда, судебная коллегия не усматривает.
Ввиду изложенного судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
определила:
решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 23 ноября 2017 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя администрации города Ялты Республики Крым Короткова Д.К. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Е.Г. Павловский
Судьи:
Е.Г. Тимошенко
З.И. Курапова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.