Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе
председательствующего Хожаиновой О.В,
судей Юсуповой Л.А-В, Агина В.В,
при секретаре Колесник Е.А,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Мальчука Сергея Фёдоровича к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, заинтересованные лица Федеральная служба охраны Российской Федерации, Служба охраны в Крыму Федеральной службы охраны Российской Федерации, о признании незаконным действия по отказу в государственной регистрации права собственности, обязании совершить определённые действия,
по апелляционной жалобе Мальчука Сергея Фёдоровича на решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 3 октября 2017 г, которым в удовлетворении заявленных требований отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Крым Хожаиновой О.В, объяснения явившихся лиц, участвующих в деле, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым
установила:
Мальчук С.Ф. обратился в Ялтинский городской суд Республики Крым с административным исковым заявлением к административному ответчику, заинтересованные лица Федеральная служба охраны Российской Федерации, Служба охраны в Крыму Федеральной службы охраны Российской Федерации, в котором просил признать незаконным действие Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, выразившееся в отказе в государственной регистрации права собственности Мальчука С.Ф. на земельный участок по адресу: "адрес" кадастровый номер N; обязать Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым осуществить государственную регистрацию права собственности Мальчука С.Ф. на приведённый земельный участок.
Заявленные требования мотивированы тем, что земельный участок по вышеуказанному адресу принадлежит Мальчуку С.Ф. на праве собственности согласно государственному акту на право собственности на земельный участок, выданному 14 июня 2006 г. Мальчук С.Ф. 2 февраля 2017 г. обратился к административному ответчику с заявлением о государственной регистрации права собственности на земельный участок. Однако в государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество было отказано. По мнению административного истца, данный отказ является незаконным, в нём отсутствуют причины, препятствующие осуществлению государственной регистрации прав и указанные в статье 26 Федерального закона от 13 июля 2015г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Решением Ялтинского городского суда Республики Крым от 3 октября 2017 г. в удовлетворении административного искового заявления Мальчуку С.Ф. отказано.
В апелляционной жалобе административного истца ставится вопрос об отмене судебного акта и о принятии по делу нового решения об удовлетворении административного искового заявления Мальчука С.Ф. в полном объёме.
В обоснование апелляционной жалобы указано, что оспариваемое решение принято с нарушением норм материального и процессуального права, при неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для административного дела. Также апеллянт указал, что суд первой инстанции руководствовался нормами права с изменениями, которые не подлежали применению на момент возникновения спорных правоотношений.
Административный истец Мальчук С.Ф, его представитель Телесин А.Ю. поддержали доводы апелляционной жалобы в полном объёме и просили её удовлетворить.
Представитель Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Абдуллаев Э.С. с доводами апелляционной жалобы не согласился, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Представитель заинтересованных лиц Федеральной службы охраны Российской Федерации, Службы охраны в Крыму Федеральной службы охраны Российской Федерации - Лысяков А.С. возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив юридическую оценку обстоятельств дела и полноту их установления, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объёме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В силу статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Решение суда по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, принимается по правилам, установленным главой 15 настоящего Кодекса (часть 1 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Статья 15 Конституции Российской Федерации определяет, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
По смыслу положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, основанием к удовлетворению требований административного истца может служить нарушение требований законодательства относительно полномочий на принятие решения или совершение действия, соблюдения порядка принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.), несоответствие содержания оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения. Суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
В силу положений части 1 статьи 23 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗN 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Федеральный конституционный закон N 6-ФКЗ), части 1 статьи 9 Договора о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов, законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.
Согласно статьи 12 Федерального конституционного закона N 6-ФКЗ, на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие гражданское состояние, образование, право собственности, право пользования, право на получение пенсий, пособий, компенсаций и иных видов социальных выплат, право на получение медицинской помощи, а также таможенные и разрешительные документы (лицензии, кроме лицензий на осуществление банковских операций и лицензий (разрешений) на осуществление деятельности некредитных финансовых организаций), выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьёй 12.2 настоящего Федерального конституционного закона, а также если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.
Постановлением Совета министров Республики Крым от 27 июня 2014 г. N 164 утверждено Положение о Государственном комитете по государственной регистрации и кадастру Республики Крым.
Согласно указанному выше Положению основными задачами Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым является участие в разработке, формировании и реализации государственной политики в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастрового учета недвижимого имущества на территории Республики Крым, а также предоставление услуг в данной сфере.
Таким образом, вопросы проведения регистрации прав на недвижимое имущество возложены на Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, который является ответчиком по настоящему делу.
Из материалов дела следует и судом первой инстанции установлено, что 14 июня 2006 г. Мальчуку С.Ф. был выдан государственный акт серии ЯБ N на право собственности на земельный участок, площадью 0,0700 га, расположенный по адресу: "адрес", для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных зданий и сооружений (приусадебный участок).
2 февраля 2017 г. Мальчук С.В, в целях осуществления государственной регистрации права собственности на объект недвижимости - земельный участок, кадастровый номер N, обратился в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым с соответствующим заявлением через Государственное бюджетное учреждение Республики Крым "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг".
Государственный регистратор направил межведомственный запрос в Службу охраны в Крыму Федеральной службы охраны Российской Федерации, на который был получен письменный ответ за исх. N 9/7-1127 от 22 февраля 2017 г. Согласно указанному ответу земельный участок с кадастровым номером N входит в границы зоны с особыми условиями использования территорий (в охранную зону охраняемого объекта) согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 20 июня 2006 г. N 384 "Об утверждении Правил определения границ зон охраняемых объектов и согласования градостроительных регламентов для таких зон".
13 марта 2017 г. государственным регистратором Короченцевой Е.В. было вынесено решение об отказе в государственной регистрации права на объект недвижимого имущества - земельный участок, оформленное в форме сообщения N 90/021/100/2017-1845 от 13 марта 2017 г.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований административного искового заявления, суд первой инстанции пришел к выводу, что отказ административного ответчика в государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество осуществлён в соответствии с требованиями Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Судебная коллегия соглашается с судом первой инстанции, исходя из следующего.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, регулируются Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее Федеральный закон N 218-ФЗ).
В соответствии с частью 3 статьи 1 вышеуказанного закона государственная регистрация прав на недвижимое имущество представляет собой юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
К компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относятся, в том числе, проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти; проверка наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав; иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом (пункт 2, 3, 8 части 3 статьи 3 Федерального закона N 218-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, в силу части 2 названной выше статьи, являются, в частности, акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости (пункт 1); акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания (пункт 6); иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости (пункт 8).
Частью 1 статьи 18 Федерального закона N 218-ФЗ установлено, что заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы представляются в орган регистрации прав.
Согласно части 1 статьи 21 Федерального закона N 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определённых законодательством Российской Федерации должностных лиц.
Согласно части 1 статьи 29 Федерального закона N 218-ФЗ Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя, в том числе, проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (пункт 3).
Частью 9 названной статьи предусмотрено, что в случае, если осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостановлено по основанию, указанному в пункте 6 части 1 статьи 26 настоящего Федерального закона, государственный регистратор прав обязан принять необходимые меры по получению дополнительных документов и (или) сведений и (или) подтверждению подлинности документов, достоверности указанных в них сведений.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 26 Федерального закона N 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если представленные документы не являются подлинными или сведения, содержащиеся в них, недостоверны.
В соответствии со статьёй 27 Федерального закона N 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
Как уже указывалось, для проведения правовой экспертизы представленных Мальчуком С.Ф. документов для государственной регистрации права, в порядке части 1 статьи 29 Федерального закона N 218-ФЗ, государственным регистратором был направлен запрос в Службу охраны в Крыму Федеральной службы охраны Российской Федерации, из ответа за исх. N 9/7-1127 от 22 февраля 2017 г. на который следует, что земельный участок с кадастровым номером N входит в границы зоны с особыми условиями использования территорий (в охранную зону охраняемого объекта) согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 20 июня 2006 г. N 384 "Об утверждении Правил определения границ зон охраняемых объектов и согласования градостроительных регламентов для таких зон".
13 марта 2017 г. государственный регистратор ФИО1 с учетом полученной информации, на основании статьи 27 Федерального закона N 218-ФЗ, вынесла решение об отказе в государственной регистрации права собственности, оформленное в форме сообщения N 90/021/100/2017-1845 от 13 марта 2017 г.
В ходе рассмотрения дела суду первой инстанции, на соответствующий запрос, Ялтинским городским управлением Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру был направлен ответ от 19 сентября N 1884/45, согласно которому по сведениям Единого государственного реестра недвижимости земельный участок, кадастровый номер 90:25:080201:685, расположен в кадастровом квартале 90:25:080201, который полностью попадает в границы зоны с особыми условиями использования территорий вблизи охраняемого объекта.
Согласно статье 1 Федерального закона от 27 мая 1996 г. N 57-ФЗ "О государственной охране" зона охраняемого объекта - территория (акватория), в границах которой в соответствии с федеральным законодательством устанавливаются особые условия её использования.
Целями установления зон охраняемых объектов являются обеспечение безопасности объектов государственной охраны и защита охраняемых объектов (пункт 1 Правил определения границ зон охраняемых объектов и согласования градостроительных регламентов для таких зон, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июня 2006 г. N 384).
В соответствии с пунктом 2 указанных выше Правил, размер зоны охраняемых объектов и её границы определяются с учетом размера земельного участка, на котором расположены охраняемые объекты, застройки земельного участка и застройки вокруг него, рельефа местности, а также иных условий, обеспечивающих безопасность объектов государственной охраны и охраняемых объектов. Расстояние от границ земельного участка, на котором расположены охраняемые объекты, до границ указанной зоны не должно превышать 1 километр.
Согласно пункту 4 Положения об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2014 г. N 405, запретные зоны и специальные зоны являются территориями с особыми условиями использования находящихся в их границах земельных участков.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 5 статьи 27 Земельного Кодекса Российской Федерации ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд и не указанные в пункте 4 настоящей статьи.
При этом земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством (пункт 2 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, материалами дела подтверждено, что земельный участок с кадастровым номером 90:25:080201:685, расположен в кадастровом квартале 90:25:080201, который полностью попадает в границы зоны с особыми условиями использования территорий вблизи охраняемого объекта.
Доказательств иного в материалы дела не представлено.
Из уведомления о приостановлении государственной регистрации от 14 февраля 2017 г. N 90/021/100/2017-1845 следует, что государственным регистратором ФИО2 14 февраля 2017 г. была приостановлена государственная регистрация права собственности на указанный выше объект недвижимого имущества в соответствии в пунктом 9 статьи 26 Федерального закона N 218-ФЗ. Решение о приостановлении государственной регистрации от 14 февраля 2017 г. административным истцом не обжаловано.
Доводы апелляционной жалобы о том, что границы зоны с особыми условиями использования территории на момент разрешения спора не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства, не опровергают выводы суда первой инстанции об ограничении в обороте земельного участка для целей строительства объекта капитального строительства.
При этом, в Едином государственном реестре недвижимости имеются сведения о том, что кадастровый квартал 90:25:080201 полностью попадает в границы зоны с особыми условиями использования территорий вблизи охраняемого объекта.
С учетом вышеизложенного и обстоятельств, установленных по делу, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о правомерности отказа административного ответчика в осуществлении государственной регистрации права собственности на земельный участок.
При указанных обстоятельствах также не имеется правовых оснований для удовлетворения требований в части понуждения административного ответчика в целях устранения допущенных нарушений осуществить государственную регистрацию за административным истцом ранее возникшего права собственности на указанный объект недвижимости - земельный участок по адресу: "адрес", кадастровый номер N.
Таким образом, отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правильно определилюридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным по делу доказательствам и постановилрешение, отвечающее нормам материального и процессуального права.
По сути, доводы апелляционной жалобы направлены на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств. Ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не содержится. Оснований для переоценки представленных доказательств и иного применения норм права у судебной коллегии не имеется, так как выводы суда первой инстанции мотивированы, полностью соответствуют обстоятельствам данного дела, требованиям закона и в апелляционной жалобе не опровергнуты.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу об обоснованности решения суда первой инстанции и не находит оснований для его отмены.
Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену решения, при рассмотрении дела судом первой инстанции допущено не было.
Ввиду изложенного, судебная коллегия по административным делам Верховного суда Республики Крым, руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
определила:
решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 3 октября 2017 г. по административному делу N 2а-2388/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Мальчука Сергея Фёдоровича - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение 6-ти месяцев.
Председательствующий: О.В. Хожаинова
Судьи: Л.А-В. Юсупова
В.В. Агин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.