Судебная коллегия по гражданским делам Калининградского областного суда в составе:
председательствующего Зинченко С.В.
судей Уосис И.А, Гарматовской Ю.В.
при секретаре Худоба О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании 24 января 2018 года апелляционную жалобу Ващенко Галины Ивановны на решение Гурьевского районного суда Калининградской области от 18 октября 2017 года, которым ее исковые требования к администрации муниципального образования "Гурьевский городской округ" о признании незаконным постановления в части исключения из списка граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признании нуждающейся в обеспечении жилым помещением по договору социального найма и возложении обязанности восстановить в очереди оставлены без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Уосис И.А, пояснения Ващенко Г.И, поддержавшей апелляционную жалобу, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ващенко Г.И. обратилась в суд с иском, указав, что в настоящее время она зарегистрирована по адресу: "адрес". Данный жилой дом принадлежит на праве собственности У. Она с супругом Г. и дочерью Ш. проживают в данном доме на условиях найма жилого помещения. С 26.11.2007 г. она состояла в очереди граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, под номером в общей очереди N, льготная очередь вынужденных переселенцев - N. В конце апреля 2017 г. ею было получено извещение из управления имущественных и земельных отношений администрации Гурьевского городского округа Калининградской области, а также постановление органа местного самоуправления N от 19.04.2017 г, согласно которым она снята с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на основании п.п. 2 п.1 ст.56 ЖК РФ с указанием на наличие регистрации в частном жилом доме дочери в качестве членов семьи.
Указанное постановление нарушает ее конституционные права, она лишилась права на признание ее нуждающейся в обеспечении жилым помещением по договору социального найма и получении в дальнейшем жилого помещения. Она не утратила основания, дающие ей право на получение жилья, так как проживает по месту жительства на условиях договора найма жилого помещения, и была вселена в дом собственником жилого помещения У. не как член семьи.
Просит признать незаконным постановление администрации Гурьевского городского округа Калининградской области N от 19.04.2017 г. в части исключения ее из списков граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма при администрации Гурьевского городского округа; признать ее нуждающейся в обеспечении жилым помещением по договору социального найма и возложить на ответчика обязанность по восстановлению ее в очереди граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма под прежним номером.
Судом постановлено указанное решение.
В апелляционной жалобе Ващенко Г.И. просит решение отменить и принять новое решение. Считает решение незаконным и необоснованным, поскольку суд неправильно установилимеющие значение для дела обстоятельства, дал неправильную оценку представленным доказательствам, неправильно применил нормы материального права, допустил нарушение норм процессуального права, в связи с чем, пришел к неправильным выводам.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ - с учетом доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает решение подлежащим оставлению без изменения.
Закон Российской Федерации "О вынужденных переселенцах" определяет статус вынужденных переселенцев, устанавливает экономические, социальные и правовые гарантии защиты их прав и законных интересов на территории Российской Федерации.
Во исполнение этого Закона принято Постановление Правительства Российской Федерации от 08 ноября 2000 г. N 845, утвердившее Положение, которое определяет порядок жилищного обустройства на территории Российской Федерации граждан, признанных вынужденными переселенцами, действовавшее до 24.11.2016 г.
Подпунктом "б" пункта 3 указанного Положения закреплено, что федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий осуществляют в соответствии с жилищным законодательством и настоящим Положением учет вынужденных переселенцев, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставляют им жилые помещения для постоянного проживания.
В силу ст.52ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных Жилищным кодексом Российской Федерации случаев (часть 1).
Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье49Жилищного кодекса Российской Федерации категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям (часть 2).
Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии (часть 3).
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 7 Закона Российской Федерации "О вынужденных переселенцах" органы местного самоуправления включают вынужденного переселенца в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации в список граждан на получение жилья независимо от срока проживания в данной местности.
Ст. 1 указанного закона определяет, что члены семьи вынужденного переселенца - проживающие с вынужденным переселенцем независимо от наличия у них статуса вынужденного переселенца его супруга (супруг), дети и родители, а также другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, ведущие с ним общее хозяйство с даты регистрации ходатайства о признании гражданина Российской Федерации вынужденным переселенцем.
Аналогичные нормы закреплены в п. 37 указанного выше Положения.
Учет граждан осуществляется путем ведения единого списка нуждающихся в улучшении жилищных условий (в постоянном жилье). Для принятия на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (постоянном жилье), вынужденные переселенцы лично подают в установленном порядке в орган местного самоуправления заявление о предоставлении им постоянного жилья и представляют необходимые документы, в том числе удостоверение вынужденного переселенца (пункт 38 Положения).
Формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Порядок выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы установлен Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 г. N153.
В соответствии с подпунктом "ж" пункта 5 Правил в редакции до принятия Постановления Правительства РФ от 30.11.2016 г. N 1266 - право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами и включенные территориальными органами Федеральной миграционной службы в сводные списки вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в получении жилых помещений.
В редакции Постановлений Правительства РФ от 05.07.2016 г. N 629, от 30.11.2016 г. N 1266 - названная норма предусматривает такое право граждан, признанных в установленном порядке вынужденными переселенцами, не обеспеченных жилыми помещениями для постоянного проживания и включенными территориальными органами федерального органа исполнительной власти по федеральному государственному контролю (надзору) в сфере миграции в сводные списки вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Согласно подпункту "б" пункта 17 членами семьи вынужденного переселенца - участника подпрограммы признаются проживающие с гражданином - участником подпрограммы независимо от наличия у них статуса вынужденного переселенца его супруга (супруг), дети и родители, а также другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, ведущие с ним общее хозяйство с даты регистрации ходатайства о признании гражданина Российской Федерации вынужденным переселенцем.
Положения п. 2 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ предусматривают, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются в том числе являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела - на основании решения жилищной комиссии при администрации Гурьевского городского округа Калининградской области от 26.12.2007 г. постановлением главы администрации городского округа N от 30.01.2008 года Ващенко Г.И. была поставлена в очередь граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма под N. Кроме того, истица состояла в льготной очереди вынужденных переселенцев под N.
На момент обращения с заявлением о постановке на указанный учет (18.08.2007 г.) Ващенко Г.И. имела регистрацию и проживала по адресу: "адрес".
Указала в составе своей семьи супруга Г, мать Ц, дочь Ш.
Как следует из справки территориального органа УФМС России по Калининградской области - семья Ващенко Г.И. с 08.02.2002 г. состоит на регистрационном учете вынужденных переселенцев в Управлении Федеральной миграционной службы по Калининградской области и долговременную беспроцентную возвратную ссуду на приобретение (строительство) жилья, безвозмездную субсидию на приобретение (строительство) жилья, а также компенсацию за утраченное жилье не получала. Жилье семье Ващенко Г.И. Управлением Федеральной миграционной службы не предоставлялось.
С 24.02.2014 г. Ващенко Г.И. и ее супруг Г. имеют регистрацию в доме N, общей площадью "данные изъяты" кв.м, расположенном в СНТ " К." Гурьевского района Калининградской области, собственником которого является зять истицы У.
Постановлением администрации Гурьевского городского округа Калининградской области N от 19.04.2017 г. Ващенко Г.И. снята с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, на основании п.п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ.
Заявляя требования о признании недействительным указанного постановления, признании ее нуждающейся в обеспечении жилым помещением по договору социального найма и возложении на ответчика обязанности по восстановлению ее на указанном учете, Ващенко Г.И. указала, что данным постановлением она необоснованно лишена права на обеспечение жилым помещением по договору социального найма, поскольку она не утратила основания, дающие ей право на получение жилья, в жилом помещении по месту регистрации проживает не в качестве члена семьи собственника, а на условиях договора найма жилого помещения.
Отказывая в удовлетворении заявленных Ващенко Г.И. исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что предусмотренных законом оснований для удовлетворения иска Ващенко Г.И. не имеется, поскольку на дату снятия с учета нуждающихся в жилых помещениях жилищная обеспеченность Ващенко Г.И, ее супруга Г. и дочери Ш. с учетом жилой площади, находящейся в собственности У, его супруги У, племянников Н. и Е, а также брата супруги Ш, постоянно зарегистрированных в жилом доме, общей площадью "данные изъяты" кв.м, составила "данные изъяты" кв.м. на каждого члена семьи, что превышает учетную норму, в связи с чем Ващенко Г.И. утратила основания, дающие ей право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Выводы суда об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных Ващенко Г.И. требований судебная коллегия находит обоснованными, поскольку они основаны на фактических обстоятельствах, правильной оценке доказательств, правильном применении приведенных правовых норм.
Как следует из материалов дела - при постановке на учет нуждающихся в обеспечении жилым помещением по договору социального найма Ващенко Г.И. была зарегистрирована по адресу: "адрес". В указанном жилом помещении, кроме истицы и иных лиц, имели регистрацию также ее супруг Г, дети, мать, а также зять У.
На основании договора купли-продажи земельного участка от 25.11.2011 г. и декларации об объекте недвижимости от 10.12.2013 г. зарегистрировано право собственности У. на жилой дом N общей площадью "данные изъяты" кв.м. в СНТ " К." Гурьевского района Калининградской области.
После приобретения в собственность указанного жилого дома в нем были зарегистрированы с ДД.ММ.ГГГГ - У. и его супруга (дочь истицы) У.; с ДД.ММ.ГГГГ истица и ее супруг Г.; с ДД.ММ.ГГГГ сестра супруги Ш, племянница Н, племянница Е, брат супруги Ш.
Принимая решение о снятии истицы с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, администрация муниципального образования "Гурьевский городской округ" указала, что семья истицы зарегистрирована на частной жилой площади семьи дочери, где обеспеченность на каждого члена семьи выше учетной нормы.
В обоснование исковых требований Ващенко Г.И. ссылалась на то, что право пользования указанным жилым домом в качестве члена семьи собственника она не приобрела, поскольку проживает в указанном жилом помещении на основании заключенного с собственником договора найма.
В соответствии с ч.1 ст.56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Исходя из содержания ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации одним из условий признания гражданина нуждающимся в жилом помещении является обеспеченность его общей площадью жилого помещения для постоянного проживания на одного члена семьи менее учетной нормы либо отсутствие такого жилого помещения.
При этом согласно ч. 2 ст. 51 ЖК РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Содержание названной нормы закона указывает на то, что наличие у членов семьи нанимателя либо собственника жилого помещения права пользования всеми имеющимися в их распоряжении жилыми помещениями предопределяет обязанность жилищного органа по их учету при определении уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения. Иное толкование данной нормы может привести к сверхнормативному обеспечению граждан жильем за счет государства (Обзор судебной практики N 1, утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 13.04.2016).
Поскольку площадь жилого дома N в СНТ " К." Гурьевского района Калининградской области составляет "данные изъяты" кв.м, на каждого члена семьи собственника приходится по "данные изъяты" кв.м, что более установленной в муниципальном образовании учетной нормы, истицей утрачены основания, которые давали ей право на получение жилых помещений по договорам социального найма, то вывод ответчика об отсутствии нуждаемости семьи Ващенко Г.И. в улучшении жилищных условий и утрате оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма, является правильным.
Оснований для выводов о том, что Ващенко Г.И. вселена в указанный жилой дом не в качестве члена семьи собственника, не имеется.
Как до постановки на жилищный учет, так и с момента постановки на учет до настоящего времени все члены одной семьи в указанном составе (8 человек) были зарегистрированы изначально в жилом помещении по адресу: "адрес", затем в жилом доме N в СНТ " К." Гурьевского района Калининградской области. Длительное время названные лица проживают совместно, доказательств проживания разными семьями жилищному органу, как и суду не представлено.
Кроме того, следует учитывать, что для решения вопроса о регистрации в указанном доме дети истицы - Ш, Ш. обращались в суд заявлением о признании незаконным отказа ОУФМС России по Калининградской области в Гурьевском районе в регистрации по месту жительства в указанном доме и возложении на него обязанности зарегистрировать их по месту жительства, ссылаясь на то, что в указанное жилое помещение У. вселил их более двух лет назад в качестве членов своей семьи.
Таким образом, по делу установлено, что истица с семьей зарегистрирована по месту жительства в жилом доме, принадлежащем на праве собственности ее зятю, который, вселив указанных лиц в данное жилое помещение, признал их членами своей семьи.
При изложенных обстоятельствах само по себе наличие договора найма, заключенного между истицей и собственником У, который, в том числе, представлялся для регистрации истицы в указанном жилом доме, факта вселения ее в жилое помещение в качестве члена семьи собственника не опровергает.
Обеспеченность истицы и членов ее семьи общей площадью на одного члена семьи более учетной нормы является основанием для снятия ее с жилищного учета.
Ввиду улучшения жилищных условий истица утратила основания, которые давали ей право состоять на учете нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма.
Приведенные в жалобе доводы основаны на ошибочном толковании закона и основанием для удовлетворения заявленных Ващенко Г.И. требований не являются.
Вопреки доводам жалобы, нарушение требований ч. 2 ст. 56 ЖК РФ о сроке принятия решения о снятии граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, не являются основанием для отмены решения суда, данное обстоятельство не влечет сохранения за истцом права состоять на данном учете при отсутствии оснований для получения жилого помещения, предусмотренных ст. 51 ЖК РФ. Срок, указанный в данной норме, не является пресекательным, поскольку в Жилищном кодексе Российской Федерации не содержится запрета на принятие решения о снятия гражданина с жилищного учета и по истечении данного срока. Само по себе данное обстоятельство, без учета иных фактических данных, установленных по делу, не может служить основанием для удовлетворения требований Ващенко Г.И. и восстановления ее на жилищном учете.
Вопреки доводам жалобы всем доказательствам судом дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ.
В апелляционной жалобе не приведено обстоятельств, которые указывали бы на наличие оснований к отмене решения суда в апелляционном порядке. Доводы жалобы не содержат фактов, которые не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения суда.
С учетом изложенного, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Гурьевского районного суда Калининградской области от 18 октября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.