Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Грибовой Е.Н.,
судей Раскатовой Н.Н. и Гончаровой О.С,
при секретаре Хромовой А.Н,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Раскатовой Н.Н.
дело по апелляционной жалобе истца Архипова И.В.
на решение Пресненского районного суда г. Москвы от 26 июня 2017 г, которым постановлено:
"В удовлетворении иска Архипова Игоря Владимировича к Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны РФ, Министерству обороны РФ об обязании ДЖО м ЖФ МО РФ отменить решение от дата N.., восстановить Архипова И.В. и членов его семьи на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, распределить Архипову И.В. и членам его семьи жилое помещение в г. Москва с учетом наличия занимаемого ими в настоящее время жилого помещения - отказать.",
установила:
Истец Архипов И.В. обратился в суд с иском к Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны РФ, Министерству обороны РФ об обязании ДЖО и ЖФ МО РФ отменить решение от дата N.., восстановить Архипова И.В. и членов его семьи (жена фио, сын фио, внук фио) на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, распределить Архипову И.В. и членам его семьи жилое помещение в г. Москва с учетом наличия занимаемого ими в настоящее время жилого помещения по адресу: адрес... (общая площадь 39,8 кв.м.), указав следующее. Истец является нанимателем жилого помещения в котором проживает с дата по адресу: Москва, адрес.., общей площадью 39,8 кв.м. Совместно с истцом с дата проживают жена фио и сын фио Внук фио, родившийся дата, зарегистрирован на указанную жилую площадь дата. Постановлением жилищной комиссии Управления начальника вооружения Вооруженных сил РФ от 11 марта 2004 года истец был включен в список военнослужащих, нуждающихся в жилой площади. Приказом Министра обороны РФ от дата N... истец был досрочно уволен с военной службы по состоянию здоровья, с оставлением в списках очередников на получение жилой площади. Извещением ДЖО от 08.06.2016 N... подтверждается, что истцу на 3 человека распределено жилое помещение. После обращения истца с заявлением о несоответствии предоставленного жилого помещения количеству проживающих совместно с истцом членов семьи было отменено решение жилищной комиссии о принятии истца на учет нуждающихся в жилых помещениях и о снятии истца и членов его семьи с указанного учета, о чем принято Решение ДЖО от дата N... Основанием для принятия решения явилось необоснованное, по мнению истца, применение положения об обеспеченности по состоянию на 6 мая 2004 года семьи истца жилой площадью свыше учетной нормы (10 кв.м.). В настоящее время обеспеченность семьи истца составляет менее 10 кв.м. на человека. С учетом изложенных обстоятельств, истец полагает принятое ответчиком решение незаконным, в связи с чем обратился в суд с вышеуказанными требованиями.
В судебном заседании суда первой инстанции истец заявленные исковые требования поддержал, просил их удовлетворить в полном объеме, пояснил, что занимаемое им и членами его семьи в настоящее время жилое помещение было ему предоставлено от Министерства обороны РФ в период прохождения военной службы на семью из 3 человек (он, жена, сын).
В судебном заседании суда первой инстанции представители ответчиков не явились, извещены надлежащим образом.
Суд постановилприведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит истец Архипов И.В.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав истца Архипова И.В. и представителя ответчика Министерства обороны РФ по доверенности Лякина С.А, судебная коллегия полагает, что решение суда отмене не подлежит, поскольку постановлено в соответствии с фактическими обстоятельствами дела, при правильном применении норм материального и процессуального права.
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием для принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
В силу п. 3 ст. 6 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, при увольнении с военной службы имеют право на выбор постоянного места жительства в любом населенном пункте Российской Федерации или в другом государстве в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации.
На основании п. 1 ст. 23 названного Федерального закона военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту службы, они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном п. 13, 14 ст. 15 данного Закона.
Согласно ст. 15 ФЗ от 27.05.1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
На весь срок военной службы служебными жилыми помещениями обеспечиваются военнослужащие, назначенные на воинские должности после получения профессионального образования в военной профессиональной образовательной организации или военной образовательной организации высшего образования и получения в связи с этим офицерского воинского звания (начиная с 1998 года), и совместно проживающие с ними члены их семей.
В соответствии с п. 14 ст. 15 названного Федерального закона, обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти или федеральному государственному органу, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
Пунктом 18 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ предусмотрено, что право выбора населенного пункта в качестве избранного места жительства в целях предоставления военнослужащему-гражданину жилого помещения предоставляется ему один раз. Граждане, уволенные с военной службы и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти или федеральном государственном органе, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, обеспечиваются жилыми помещениями в населенных пунктах, выбранных ими в качестве избранного места жительства до увольнения с военной службы.
Судом было установлено и следует из материалов дела, что на основании ордера от дата истцу Архипову И.В. на семью в составе 3 человек (он, жена фио, сын фио) предоставлена отдельная двухкомнатная квартира общей площадью 39,8 кв.м, жилой площадью 27,1 кв.м. по адресу: Москва, адрес...
На указанной жилой площади зарегистрированы по месту жительства: истец с дата, жена фио с дата, сын фио с дата, внук фио с дата.
13.09.2016 на данную жилую площадь с Архиповым И.В. заключен договор социального найма, в котором указана семья состоящая из 4 человек.
Выпиской из протокола N 2 заседания жилищной комиссии Управления начальника вооружения Вооруженных Сил РФ (г.Москва) от 11 марта 2004 года полковник Архипов И.В. включен в список военнослужащих Управления начальника вооружения ВС РФ, нуждающихся в жилой площади (улучшение жилищных условий).
Приказом Министра обороны РФ по личному составу... от дата полковник Архипов И.В. досрочно уволен с военной службы с зачислением в запас по состоянию здоровья (п.п. "Б" пункта 3 ст. 51). В приказе указано, что жилым помещением по установленным нормам не обеспечен, изъявил желание уволиться с оставлением в списках очередников на получение (улучшение) жилой площади по установленным нормам.
08 июня 2016 года истцу выдано уведомление о распределении жилой площади на семью 3 человека с учетом права истца на дополнительную жилую площадь в виде трехкомнатной квартиры общей площадью 87,1 кв.м. по адресу:... Как пояснил истец, он полагает, что имеет право на получение жилой площади большего размера, поскольку его семья состоит из 4 человек.
Решением N... от дата отменено решение жилищной комиссии о принятии Архипова И.В. на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания. Архипов И.В. и члены его семьи сняты с учета нуждающихся в жилых помещениях. Основанием для принятия решения послужило следующее. Архипов И.В. и члены его семьи - жена фио, сын фио зарегистрированы по месту жительства и проживают в жилом помещении общей площадью 39,8 кв.м, расположенном по адресу: адрес.., указанное жилое помещение получено Архиповым И.В. в период прохождения военной службы от Минобороны России. Уровень обеспеченности И.В. Архипова и членов его семьи (жена, сына) по состоянию на 6 мая 2004 года превышал размер учетной нормы, установленной в г.Москве (10 кв.м. на одного человека), в связи с чем оснований для принятия Архипова И.В. на учет нуждающихся в жилых помещениях не имелось.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд обоснованно исходил из того, что истец и его семья в период прохождения им военной службы была обеспечена жилым помещением в виде двухкомнатной квартиры в г. Москве по адресу:... Таким образом, Архиповым И.В. было реализовано однократное право военнослужащего на получение жилого помещения, предоставленное ему действующим законодательством. Последующее увеличение состава семьи и приобретение истцом права на льготу в виде права на дополнительную жилую площадь не возлагает на государство обязанность по повторному обеспечению военнослужащего жилой площадью по линии Министерства обороны.
Кроме того, на момент постановки истца на жилищный учет в 2004 году его семья состояла из трех человек (он, жена и сын), истец и его семья проживали в квартире общей площадью 39,8 кв.м. Соответственно, по состоянию на 2004 год на каждого члена семьи истца приходилось 13,26 кв.м, что превышает норму постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, которая в Москве составляет 10 кв.м на одного человека. Таким образом, постановка истца и его семьи на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в 2004 году была произведена с нарушением положений действовавшего на тот момент законодательства, что, как было указано выше, является основанием для снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
При этом суд обоснованно не согласился с доводом истца о том, что планировка занимаемого им жилого помещения приравнивает занимаемую квартиру к квартире коммунального заселения, а закон г. Москвы от 15.01.2003 г. N 22 не допускает заселение отдельными семьями квартир, состоящих из двух жилых комнат, одна из которых имеет площадью менее 9 кв.м, поскольку действующее жилищное законодательство не содержит такого понятия как "квартиры, приравненные к квартире коммунального заселения" ввиду определенной планировки, если квартира полностью предоставлена одной семье. Квартира, которую занимает истец и его семья, была предоставлена одной семье, сын истца не был признан отдельной семьей - ни на момент постановки истца на учет по улучшению жилищных условий, в связи с чем был поставлен вместе с истцом на учет в качестве члена семьи истца, ни в настоящее время.
Также суд правомерно не принял во внимание довод истца о наличии у него права на дополнительную жилую площадь, поскольку реализация права на дополнительную жилую площадь происходит в момент предоставления жилого помещения, при поставке военнослужащего на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий наличие права на дополнительную жилую площадь не влияет на нормы обеспеченности жилым помещением, дающие право на такую постановку.
Доводы апелляционной жалобы повторяют все те доводы, на которых основывались исковые требования Архипова И.В. и которым была дана исчерпывающая и правильная, в точном соответствии с положениями действующего законодательства, оценка в решении суда. Никаких новых доводов, которые не были бы учтены судом при вынесении решения, апелляционная жалоба не содержит.
Решение суда постановлено в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам по делу, собранным доказательствам судом дана надлежащая оценка, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебного постановления, судом первой инстанции не допущено, в связи с чем оснований к отмене решения суда не имеется.
На основании изложенного, не усматривая оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы, руководствуясь ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Пресненского районного суда г. Москвы от 26 июня 2017 г. - оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Архипова И.В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
5
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.