Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда
в составе председательствующего Максимовой Е.В,
судей Артюховой Г.М. и Кнышевой Т.В,
при секретаре Гаар Ю.Е,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Кнышевой Т.В.
дело по апелляционной жалобе Кильметова Р.А. на решение Тверского районного суда г. Москвы от 24 мая 2017 года, которым постановлено:
в иске Кильметову Р.А. к Правительству Москвы об обязании предоставить земельный участок на безвозмездной основе - отказать,
УСТАНОВИЛА
Кильметов Р.А. обратился в суд с исковым заявлением к Правительству Москвы,в котором просил обязать ответчика предоставить земельный участок на безвозмездной основе как многодетной семье.
Истец Кильметов Р.А. в судебном заседании заявленные требования поддержал.
Представители Правительства Москвы по доверенности Родин В.С, Кривошей И.С. в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражали по доводам, изложенным в письменном отзыве.
Судом постановлено вышеуказанное решение, об отмене которого просит Кильметов Р.А. по доводам апелляционной жалобы, а именно по тем основаниям, что решение постановлено с нарушением норм материального и процессуального права.
На заседание судебной коллегии Кильметов Р.А. явился, доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда отменить как незаконное.
Представители Правительства Москвы по доверенности Сидорова Ю.Б. и Торгони А.В. на заседание судебной коллегии явились, доводы апелляционной жалобы не признали, считали решение суда законным и просили оставить его без изменения.
Заслушав объяснения Кильметова Р.А, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителей Правительства Москвы по доверенности Сидоровой Ю.Б, Торгони О.В, возражавших против удовлетворения иска, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на них, исследовав материалы дела, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами и требованиями закона.
В соответствии п. 2 ст. 28 Земельного Кодекса РФ (в действовавшей редакции), граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
В силу ст.29 Земельного Кодекса РФ, предоставление гражданам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на - основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст. 9,10 и 11 настоящего Кодекса.
Согласно п.п. 6 ст.39.5 Земельного Кодекса РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно.
Рассматривая дело, суд проверил доводы истца, положенные в обоснование заявленных требований, возражения представителей ответчика, правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, и в соответствии с требованиями закона, регулирующего данные правоотношения, обосновано пришел к выводу о том, что оснований, предусмотренных законом, для удовлетворения исковых требований Кильметова Р.А. не имеется.
Этот вывод мотивирован, подтвержден имеющимися в деле доказательствами и оснований для признания его неправильным судебная коллегия не находит.
Как следует из материалов дела и установлено судом, семья Кильметова Р.А. является многодетной.
Кильметов Р.А. обращался в Департамент развития новых территорий города Москвы по вопросу предоставления земельного участка на безвозмездной основе.
Департаментом развития новых территорий города Москвы дан ответ исх. N... от 09.12.2014 г, согласно которому прием заявлений на предоставление земельных участков не представляется возможным в целях предотвращения формирования необеспеченных обязательств перед гражданами.
В городе Москве в соответствии со ст.83 Земельного кодекса РФ, ст.1 Закона города Москвы от 19 декабря 2007 г. N 48 "О землепользовании в городе Москве", все земли относятся к категории земель населенных пунктов, которые используются и предназначены для застройки и развития населенных пунктов.
В силу специального статуса города федерального значения и статуса столицы Российской Федерации, на город Москву, в том числе в соответствии с Законом Российской Федерации от 15.04.1993 г. N 4802-1 "О статусе столицы Российской Федерации" возложены дополнительные, по сравнению с другими субъектами Российской Федерации, функции по использованию земельного фонда, в том числе, в целях обеспечения деятельности федеральных органов государственной власти, дипломатических представительств иностранных государств, в целях развития транспортной инфраструктуры и др. При этом земель, относящихся к категории сельскохозяйственного назначения, в городе Москве не имеется.
В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 12 июля 2012 г. N 327-ПП Департамент развития новых территорий города Москвы обеспечивает реализацию мероприятий по развитию коллективного садоводства для жителей города Москвы (в части обеспечения СНТ инженерной и транспортной инфраструктурой).
Согласно ст. 13 Федерального закона от 15.04.1998 г. N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" обеспечение граждан садовыми, огородными и дачными земельными участками является обязанностью органов местного самоуправления по месту жительства граждан. Регистрация и учет заявлений граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков, ведутся органами местного самоуправления отдельно. Очередность предоставления садовых, огородных или дачных земельных участков определяется на основании регистрации соответствующих заявлений. Граждане, имеющие в соответствии с законодательством Российской Федерации или законодательством субъектов Российской Федерации преимущественное право на получение садовых, огородных или дачных земельных участков, включаются в отдельный список. Списки граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, и изменения в указанных списках утверждаются органом местного самоуправления и доводятся до сведения заинтересованных граждан. Орган местного самоуправления на основании утвержденного списка граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, определяет потребности в садовых, огородных или дачных земельных участках. Расчет производится исходя из установленных норм предоставления земельных участков с учетом необходимости размещения имущества общего пользования.
Вместе с тем, к настоящему моменту в качестве нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков в городе Москве зарегистрировано значительное число граждан. По принятым заявлениям земельные участки по мере возможности выделялись исходя из наличия земельного фонда на адрес и сопредельных с ней областей, приобретенного за счет бюджетных средств города Москвы, с учетом постановки граждан на учет и имеющихся у них льгот. Принимая во внимание ограничения, по имеющемуся земельному фонду на адрес и сопредельных с ней областей, предоставление садовых, огородных или дачных земельных участков, а также прием новых заявлений на предоставление таких земельных участков в настоящее время не осуществляется в целях предотвращения формирования необеспеченных обязательств перед гражданами. Вместе с тем, федеральным законодательством предоставление компенсации при отсутствии возможности предоставить земельный участок многодетным семья не предусмотрено.
Между тем, за счет средств бюджета города Москвы многодетным семьям, имеющим место жительства в городе Москве, установлены различные меры социальной поддержки: денежные выплаты (ежемесячные, ежегодные), льготы, материальная помощь, которые закреплены Законами города Москвы от 23.11.2005 г. N 60 "О социальной поддержке семей с детьми в городе Москве" и от 09.07.2008 г. N 34 "О социальном обслуживании населения города Москвы", а также другими нормативно-правовыми актами города Москвы.
В связи с отсутствием возможности предоставления земельных участков, в рамках поддержки многодетных семей городом в настоящее время реализуется значительный комплекс мероприятий, направленных на социальную поддержку указанных граждан, включая возможность семьям, состоящим на жилищном учете или учете нуждающихся в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений, улучшить свои жилищные условия.
Постановлением Правительства Москвы от 15 февраля 2013 г. N 76-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 24 февраля 2010 г. N 157-ПП" внесены изменения в указанное постановление, согласно которым префектуры административных округов города Москвы прекратили осуществление полномочий по формированию персональных составов членов садоводческих некоммерческих объединений на согласованных земельных участках. В настоящее время такие полномочия никакому другому органу власти города Москвы не переданы и прием новых заявлений на предоставление садовых, огородных или дачных земельных участков в настоящее время не осуществляется.
Поскольку в настоящее время законодательством г. Москвы не установлены случаи и порядок предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, порядок постановки их на очередь на получение земельных участков в г. Москве для индивидуального жилищного строительства, суд обоснованно пришел к выводу о том, что ответчиком не было допущено каких-либо неправомерных действий или бездействия, нарушающего права истца, в связи с чем, оснований для удовлетворения исковых требований Кильметова Р.А. и возложения на ответчика обязанности предоставить земельный участок не имеется.
Доводы апелляционной жалобы фактически повторяют обстоятельства по делу, установленные судом первой инстанции, не могут служить основаниями для отмены решения суда, поскольку были предметом изучения суда первой инстанции, направлены на оспаривание выводов суда, и фактически сводятся к несогласию с той оценкой, которую исследованным по делу доказательствам дал суд первой инстанции и иному толкованию правовых норм.
Несогласие с выводами суда первой инстанции не свидетельствует о неправильности решения суда первой инстанции. Оснований к переоценке исследованных судом доказательств у судебной коллегии не имеется.
С учетом изложенного суд постановилрешение, которое не противоречит обстоятельствам дела и требованиям закона.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА
Решение Тверского районного суда г. Москвы от 24 мая 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Кильметова Р.А. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.