Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда
в составе: председательствующего судьи Горновой М.В.
и судей: Вишняковой Н.Е, Быковской Л.И.
при секретаре: Ч.А.А.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Быковской Л.И.
дело по апелляционной жалобе Грачевой В.И, Грачева Д.Г, Шагаева Д.С, Шагаевой И.Д, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Ш.Д.С. и Ш.М.С. на решение Черемушкинского районного суда города Москвы от 08 ноября 2017 года, которым постановлено:
В удовлетворении иска Грачевой В.И, Грачева Д.Г, Шагаевой И.Д. к ДГИ г. Москвы о признании не законным распоряжения, обязании восстановить на учете - отказать.
УСТАНОВИЛА:
Истцы обратились в суд с иском к ДГИ г. Москвы о признании незаконным распоряжения, обязании восстановить на учете и просили признать уважительной причину пропуска срока подачи искового заявления, восстановить пропущенный срок на подачу искового заявления о признании незаконным Распоряжения Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москва от N У-56-6156, признать незаконным Распоряжение Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы N У-56-6156 о снятии их с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, обязать Департамент городского имущества города Москвы восстановить их в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилого помещения.
В обоснование исковых требований указали на то, что двухкомнатная квартира N 287, расположенная адресу: *** в которой они зарегистрированы и проживают имеет общую площадью - 54,40 кв.м, жилую площадью 32,60кв.м, что менее нормы предоставления общей площади жилого помещения на одного человека.
Н а основании решения Департамента социальной защиты населения города Москвы, управления социальной защиты населения района Коньково города Москвы от 03 августа 2007г.N 4350 признаны малоимущими и Распоряжением главы управы района Коньково от 03 сентября 2007г. N 464-Р в составе семьи из 6 человек, постоянно проживающие по адресу: *** приняты на жилищный учет (учетное дело N ***).
26 августа 2016г. в адрес Грачевой В.И. направлено письмо о том, что Распоряжением Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы от 24 мая 2002г. N У-56-6156 ее семья, была снята с жилищного учета в связи с выявлением сведений не соответствующих указанным в заявлении и в представленных заявителем документах.
08 сентября 2016г. в адрес Грачевой В.И. ДГИ города Москвы направлено уведомление о том, что ее семья на жилищном учете в качестве нуждающихся не состоит.
Об издании оспариваемого Распоряжения они узнали при обращении в ДГИ города Москвы по жилищному вопросу, с целью получения информации о номере учетного дела.
С текстом обжалуемого Распоряжения они ознакомлены не были, а в информационном письме имеется ссылка на Распоряжение, которым они сняты с жилищного учета, но не указаны основания снятия их с учета.
Об оспариваемом Распоряжении они узнали лишь в сентябре 2016г.
С указанным распоряжением они не согласны, считают его нарушающим законные интересы, как взрослых, так и несовершеннолетних членов семьи.
В судебном заседании Грачева В.И, Шагаева И.Д. и представитель истцов исковые требования поддержали.
Грачев Д.Г. в судебное заседание не явился.
Представитель Департамента городского имущества города Москвы в судебном заседании возражал против удовлетворения требований, просил применить последствия пропуска срока исковой давности и пояснил, что основанием издания Распоряжения Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы от 07 июня 2013 года явилось то, что Грачева В.И. является собственником двухкомнатной квартиры площадью жилого помещения 53,8 кв.м, расположенной по адресу: ***; право собственности на которую зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 26.08.1998 за N ***, что скрыла при постановке на жилищный учет, и что привело к необоснованному принятию ее семьи на жилищный учет.
Указанные обстоятельства в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 56 ЖК РФ, пунктом 5 части 1 статьи 15 и частью 3 статьи 16 Закона города Москвы от 14 июня 2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения": Грачева В.И. с семьей из 6-ти человек (она, Грачев Д.Г, Шагаева И.Д, Шагаев Д.С, Шагаева Д.С, Шагаева М.С.), послужили основанием для снятия семьи с жилищного учета.
Суд постановилуказанное выше решение об отказе в удовлетворении исковых требований, не согласившись с которым, Грачева В.И, Грачева Д.Г, Шагаев Д.С, Шагаева И.Д, действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Шагаевой Д.С. и Шагаевой М.С, подали апелляционную жалобу и просят отменить решение суда, по доводам изложенным в апелляционной жалобе.
На заседании судебной коллегии Шагаев Д.С. и представитель Департамента городского имущества города Москвы, надлежащим образом извещенные о дате рассмотрения апелляционной жалобы, не явились, в нарушение положений ст. 167 ГПК РФ о причинах неявки не сообщили, доказательств уважительности причин неявки не представили, ходатайств об отложении рассмотрения апелляционной жалобы не поступало.
Проверив в порядке ст. 327-1 ГПК РФ по доводам апелляционной жалобы материалы дела, выслушав Грачеву В.И, Грачева Д.Г, Шагаеву И.Д, действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Шагаевой Д.С. и Шагаевой М.С, представителя истцов Рубцову Е.В, поддержавших доводы апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
При рассмотрении настоящего дела нарушения, перечисленные в ст. 330 ГПК РФ, которые являются основаниями для отмены или изменения решения суда, судом первой инстанции допущены не были, разрешая спор, суд первой инстанции правильно установилобстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую оценку в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ и правильно применил нормы материального права, регламентирующие спорные правоотношения.
Статья 56 ЖК РФ предусматривает, что граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае: подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета; утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма; их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя; получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения; предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей; выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке.
Из указанной нормы следует, что одним из оснований для снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях является выявление в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет.
В соответствии со ст. 15 Закон г. Москвы от 14.06.2006 N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" (вместе с "Перечнем стандартов, которым должны соответствовать благоустроенные жилые помещения в многоквартирных домах в городе Москве", "Перечнем правовых актов, дающих гражданам, страдающим тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, право на дополнительную площадь по состоянию здоровья") жители города Москвы снимаются с жилищного учета: в случае выезда на постоянное место жительства за пределы города Москвы; при изменении жилищных условий жителей города Москвы, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления в пользование либо приобретения в собственность с помощью города Москвы жилых помещений; при утрате оснований для получения жилых помещений по договору социального найма или безвозмездного пользования жителями города Москвы, признанными нуждающимися в жилых помещениях; при перечислении в установленном порядке субсидии; при выявлении уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы в представленных заявителем документах не соответствующих действительности сведений, которые послужили основанием для принятия заявителя на жилищный учет; при выявлении уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы случаев неправомерных действий должностных лиц при постановке на жилищный учет, приведших к необоснованному принятию граждан на жилищный учет; при подаче в уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы личного заявления о снятии с жилищного учета или в случае предоставления им жилого помещения в соответствии с настоящим Законом; в иных случаях, предусмотренных федеральным законодательством и законодательством города Москвы.
Решение о снятии жителей города Москвы с жилищного учета принимает уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы не позднее чем через 30 рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием для принятия данного решения.
О принятом решении уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы сообщает заявителю в письменной форме путем направления извещения по почте не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения. Копию решения о снятии с жилищного учета заявитель может получить не позднее чем через 10 рабочих дней со дня непосредственного обращения в уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы.
Решение о снятии жителей города Москвы с жилищного учета может быть обжаловано в порядке, установленном федеральным законодательством.
Согласно ст. 16 вышеназванного закона города Москвы ведение жилищного учета и перерегистрацию жителей города Москвы, включенных в список принятых на жилищный учет, осуществляет уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы.
Порядок ведения документов жилищного учета, составляющих учетное дело, определяет уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы, осуществляющий функции, указанные в части 1 настоящей статьи.
Не реже одного раза в пять лет уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы проводит перерегистрацию жителей города Москвы, включенных в список принятых на жилищный учет. Полученные в ходе проверок сведения включаются в учетное дело.
Проведение перерегистрации осуществляется без участия заявителя путем истребования у соответствующих организаций и, при необходимости, у граждан документов в целях подтверждения в полном объеме условий, послуживших основаниями для принятия граждан на жилищный учет.
При выявлении в ходе перерегистрации жителей города Москвы, подлежащих снятию с учета, уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы принимает решения о снятии их с жилищного учета в соответствии со статьей 15 настоящего Закона.
Порядок осуществления перерегистрации жителей города Москвы устанавливается уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы.
Непосредственно перед принятием решения о предоставлении в пользование или приобретении в собственность жилых помещений с помощью города Москвы, а также не менее чем за год до планируемого принятия такого решения уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы в полном объеме проводит проверку оснований, позволяющих жителям города Москвы состоять на жилищном учете и дающих им право на получение в пользование либо приобретение в собственность жилых помещений с помощью города Москвы.
Судом установлено, что Грачева В.И, с семьей из 6-ти человек (она, муж - Грачев Д.Г, дочь - Шагаева И.Д, внук - Шагаев Д.С, внучка - Шагаева Д.С, внучка - Шагаева М.С..) зарегистрирована по месту жительства в двухкомнатной квартире площадью жилого помещения 54,9 кв.м, расположенной по адресу: ***, собственниками которой на основании договора передачи от *** года являются Грачева В.И. и Грачев Д.Г.
Грачева В.И, Грачев Д.Г, Шагаева И.Д, Шагаев Д.С, *** г.р, Шагаева Д.С, *** г.р, Шагаева М.С решением Департамента социальной защиты населения города Москвы, управления социальной защиты населения района Коньково города Москвы от 03 августа 2007г.N 4350 признаны малоимущими, а Распоряжением главы управы района Коньково от 03 сентября 2007г. N464-Р в составе семьи из 6 человек, постоянно проживающие по адресу: *** приняты на жилищный учет (учетное дело N ***).
Грачева В.И. и Грачев Д.Г. состоят в браке с 1975 года.
Шагаева И.Д. состоит в браке с Шагаевым С.В, который с семьей из 5-ти человек (он, мать, отец, брат, дочь брата) зарегистрирован по месту жительства в трехкомнатной квартире площадью жилого помещения 60,4 кв.м, расположенной по адресу: ***, собственниками которой на основании договора передачи от 2006 года являются: он, мать, отец, брат, дочь брата (по 1/5 доли).
Грачева В.И. на основании договора пожизненной ренты, заключенного 26.08.1998г. с Тишковой А.А, является собственником двухкомнатной квартиры площадью жилого помещения 53,8 кв.м, расположенной по адресу: ***, право собственности на которую, зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним *** за N ***.
Распоряжением Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы от 07 июня 2013 года, истцы сняты с жилищного учета, из которого следует, что основанием для снятия истцов с жилищного учета явилось наличие у Грачевой В.И. зарегистрированного права собственности на жилое помещение.
Разрешая спор, суд первой инстанции, оценив доказательства по делу в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, руководствуясь ст. 56 ЖК РФ, Законом города Москвы 14.06.2006 N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения, пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований, поскольку оспариваемое истцами распоряжение является законным и оснований для его отмены не установлено.
Отклоняя довод истцов о том, что при постановке их на учет Департаменту жилищной политики и жилищного фонда было известно о наличии договора ренты, суд исходил из отсутствия доказательств, подтверждающих, что сведения о договоре ренты были предоставлены истцом в Департамент при подаче заявления о принятии на учет.
Мотивы, по которым суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований, изложены в мотивировочной части решения.
Утверждение в апелляционной жалобе на то, что запись о регистрации права собственности Грачевой В.И. на двухкомнатную квартиру N *** площадью жилого помещения 53,8 кв.м, расположенную по адресу: ***,, в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним была внесена 26.08.1998 года, следовательно, на дату принятия истцов на учет, ответчик знал о наличии у Грачевой В.И. указанной квартиры, судебная коллегия находит необоснованным по следующим основаниям.
03 августа 2007 г. Управлением социальной защиты населения района Коньково города Москвы было принято решение N 4350 о признании истцов малоимущими (л.д.5 т.1), из которого следует, что в собственности истцов имеется отдельная квартира N ***, расположенная по адресу: *** и часть квартиры, расположенной по адресу: ***. Из указанного решения следует, что при признании истцов малоимущими, не учитывалась двухкомнатная квартира N ***, расположенная по адресу: ***, общей площадью 51,40 кв. м, жилой - 28,30 кв. м. принадлежащая Грачевой В.И. на основании договора ренты.
Из распоряжения Главы Управы района Коньково города Москвы от 03.09.2007 г. N 464-Р "О признании нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма (безвозмездного пользования) следует, что согласно личному заявлению, указанные граждане другой жилой площади в собственности не имеют (л.д.2134-135 т.1). Таким образом, основанием для признания истцов нуждающимися в жилых помещениях явилось отсутствие у них иной площади, кроме квартиры N ***, расположенной по адресу: ***, и то обстоятельство, что с учетом площади, находящейся в собственности Шагаева С.В, на каждого члена семьи приходится 9,5 кв. м. площади жилого помещения.
Кроме того, в заявлении о признании нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, истцы, указав о наличии в собственности Шагаева С.В. 1/5 доли в праве собственности на квартиру N ***, расположенной по адресу: ***, общей площадью 58,4 кв. м. не указали о наличии зарегистрированного права собственности Грачевой В.И. на квартиру N ***, расположенную по адресу: ***, общей площадью 51,40 кв. м, жилой - 28,30 кв. м. (л.д.123-126 т.2) и не представили копию договора ренты, что подтверждается списком принятых документов (л.д.150-151 т 2).
Ссылку в апелляционной жалобе ч. 4 ст. 52 ЖК РФ, судебная коллегия находит несостоятельной по следующим основаниям.
В соответствии с ч.4 ст. 52 ЖК РФ с заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении от заявителя этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет, а также с указанием перечня документов, которые будут получены по межведомственным запросам. Органом, осуществляющим принятие на учет, самостоятельно запрашиваются документы (их копии или содержащиеся в них сведения), необходимые для принятия гражданина на учет, в органах государственной власти, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся данные документы (их копии или содержащиеся в них сведения) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, если такие документы не были представлены заявителем по собственной инициативе. В случае представления документов через многофункциональный центр расписка выдается указанным многофункциональным центром.
Однако, ч. 4 ст. 52 ЖК РФ в вышеизложенной редакции была введена в действие только ФЗ от 03.12.2011 г. N 383-ФЗ, то есть после издания оспариваемого истцами распоряжения. Следовательно, документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, на дату подачи заявления от 29.08.2007 г. о признании нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, должны были быть представлены истцами, чего сделано не было.
После внесения изменений в указанную правовую норму и направления запроса в Управление Росреестра по г. Москве Департаментом были получены сведения о наличии в собственности у Грачевой В.И. квартиры N ***, расположенной по адресу: ***, общей площадью 51,40 кв. м, жилой - 28,30 кв. м. (л.д.11 т.2).
Довод апелляционной жалобы о нарушении ответчиком предусмотренного ст. 56 ЖК РФ срока для решения о снятии истцов с учета нуждающихся в жилом помещении, не может служить основанием к отмене решения суда по следующим обстоятельствам.
В соответствии со ст. 56 ЖК РФ решение о снятии жителей города Москвы с жилищного учета принимает уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы не позднее чем через 30 рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием для принятия данного решения.
Из материалов дела усматривается, что ответ на запрос Департамента о наличии у Грачевой В.И. в собственности жилых помещений, был подготовлен 05 апреля 2013 года (л.д.11), а оспариваемое распоряжение принято 07 июня 2013 года. Однако, из материалов дела не усматривается когда ответчиком был получен ответ на запрос о наличии в собственности Грачевой В.И. жилого помещения. Кроме того, из материалов дела усматривается, что Департаментом направлялись запросы о наличии жилых помещений в собственности других членов семьи Грачевой (л.д. 15-32 т.2).
При таких обстоятельствах, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены оспариваемого истцами распоряжения и обжалуемого решения суда.
Довод апелляционной жалобы об ошибочности вывода суда о пропуске истцами срока исковой давности не может являться основанием для отмены решения суда, поскольку в удовлетворении исковых требований истца судом первой инстанции отказано не только в связи с пропуском ими срока исковой давности, но и в связи с отсутствием оснований для признания оспариваемого распоряжения незаконным.
Иные доводы апелляционной жалобы были предметом оценки суда первой инстанции, отклонены как несостоятельные, не опровергают правильности выводов суда, не могут повлиять на правильность определения прав сторон, не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к отмене решения.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о том, что правоотношения сторон, закон, подлежащий применению, и обстоятельства, имеющие значение для дела, определены судом первой инстанции правильно, подтверждаются исследованными доказательствами, оценка которым дана с соблюдением требований ст. 67 ГПК РФ.
Указанные в ст. 195 ГПК РФ и постановлении Пленума Верховного Суда РФ в постановлении от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении" предъявляемые к решению требования, судом первой инстанции при вынесении решения суда были соблюдены.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Черемушкинского районного суда г. Москвы от 08 ноября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Грачевой В.И, Грачева Д.Г, Шагаева Д.С, Шагаевой И.Д, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Ш.Д.С. и Ш.М.С. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.