Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Самохиной Н.А.,
судей Андреевой И.Ю, Ефимовой И.Е.
при секретаре Молфыгиной А.С,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Андреевой И.Ю. дело по апелляционной жалобе Лисенкова фио на решение Никулинского районного суда адрес от дата, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Лисенкова фио к Государственному бюджетному учреждению по эксплуатации высотных административных и жилых домов о признании незаконными действий по неисполнению решения собственников многоквартирного дома, обязании совершить определенные действия, взыскании денежных средств, компенсации морального вреда отказать.
УСТАНОВИЛА:
фио обратился в суд с иском к Государственному бюджетному учреждению по эксплуатации высотных и жилых домов о признании незаконными действий по неисполнению решения собственников многоквартирного дома, обязании совершить определенные действия, взыскании денежных средств, компенсации морального вреда, ссылаясь на то, что дата между сторонами заключен договор на управление многоквартирным домом N ОД19, согласно условиям которого, деятельность ответчика подотчетна собственникам многоквартирного дома. дата Советом МКД N19 принято решение о проведении работ по изготовлению и установке 24 окон ПВХ в МКД N19 в подъезде 1, этажи 11, 12, 13, 14, 15, 16 и в подъезде 2 этажи 3, 4, 5, 6, 7, 8 Указанное решение принято в связи с низким качеством и высокой стоимостью выполняемых ответчиком работ. В дальнейшем решение Совета МКД N19 от дата закреплено на общем собрании собственников жилых помещений об осуществлении работ по изготовлению и установке 24 окон ПВХ силами наименование организации. Истец неоднократно направлял ответчику обращения о необходимости выполнения утвержденного плана текущего ремонта и технического обслуживания общего имущества, силами выбранных собственников МКД N19 подрядных организаций, мотивируя свои обращения наиболее выгодными условиями сочетания цены и качества услуг, исходя из принципа целевого и экономически эффективного расходования денежных средств. Однако ответчик уклоняется от исполнения решения собственников, до настоящего времени план работ на дата не выполнен. Истец просил суд признать незаконными действия ответчика по неисполнению решений общего собрания собственников и Совета многоквартирного дома N19 адрес адрес, обязать исполнить решения собственников и Совета дома о заключении договора по изготовлению и установке 24 окон ПВХ с наименование организации, взыскать проценты за пользование чужими денежными средствами в размере сумма, пени в размере сумма, компенсацию морального вреда в размере сумма, расходы на оплату услуг представителя в размере сумма, а также штраф.
Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержал.
Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования не признал.
Суд постановилуказанное выше решение, об отмене которого просит истец фио по доводам апелляционной жалобы, ссылаясь на неправильное определение судом обстоятельств имеющих значение для дела; нарушение норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела, заслушав истца фио и его представителя по доверенности фио, поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя ответчика Государственного бюджетного учреждения по эксплуатации высотных и жилых домов по доверенности фио, возражавшего против доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что не имеется оснований для отмены обжалуемого решения, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями законодательства.
Как установлено судом и следует из материалов дела, согласно протоколу N1 счетной комиссии по итогам голосования на общем собрании собственников помещений многоквартирного дома по адресу: адрес, адрес от дата, управляющей организацией выбрано ГУП адрес ЭВАЖД.
дата на заседании Совета многоквартирного дома N19 адрес адрес принято решение об утверждении плана работы на дата в связи с низким качеством и высокой стоимостью выполняемых работ управляющей компанией, в том числе изготовление и установка 24 окон ПВХ в подъезде 1 этажи 11, 12, 13, 14, 15, 16 и в подъезде 2 этажи 3, 4, 5, 6, 7, 8.
Протоколом общего собрания собственников помещений от дата утвержден план текущего ремонта и технического обслуживания общего имущества собственников МКД хозяйственным и подрядным способом на дата, представленный Советом МКД N19 адрес адрес.
Протоколом заседания Совета многоквартирного дома N19 Олимпийской деревни-80 адрес от дата, принято решение председателю Совета фио утвердить проект договора с наименование организации и поручить филиалу N 4 наименование организации заключить рассмотренный на Совете договор с наименование организации на изготовление и установку 24 окон ПВХ в подъезде N1 этажи 11, 12, 13, 14, 15, 16 и в подъезде 2 этажи 3, 4, 5, 6, 7, 8.
Советом МКД N19 Олимпийской деревни-80 адрес в адрес ГУП ЭВАЖД направлено письмо о необходимости рассмотрения проекта вышеуказанного договора и подписания совместно с наименование организации договора подряда.
Согласно ч. 1 ст. 44 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом.
В силу п. 4.1 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится принятие решений о текущем ремонте общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с п. 2 ст. 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Федеральным законом от дата N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" регулируются отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд, в том числе в части, касающиеся заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с ч.ч. 1, 4, 5 ст. 15 Закона.
Согласно ч. 1 ст. 15 Федерального закона от дата N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" бюджетные учреждения осуществляют закупки за счет субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и иных средств в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, за исключением случаев, предусмотренных ч. ч. 2, 3 настоящей статьи.
В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 15 Федерального закона от дата N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при наличии правового акта, принятого бюджетным учреждением в соответствии с ч. 3 ст. 2 Федерального закона от дата N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и размещенного до начала года в единой информационной системе, данное учреждение вправе осуществлять в соответствующем году с соблюдением требований указанных Федерального закона и правового акта закупки за счет средств, полученных при осуществлении им иной приносящей доход деятельности от физических лиц, юридических лиц, в том числе в рамках предусмотренных его учредительным документом основных видов деятельности (за исключением средств, полученных на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию).
Согласно п. п. 1, 2 ст. 72 Бюджетного кодекса РФ государственные органы, органы управления внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, казенные учреждения и иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов могут вступать в договорные отношения только посредством заключения государственного и муниципального контракта. Государственные и муниципальные контракты размещаются на конкурсной основе и в пределах лимитов бюджетных обязательств.
В соответствии со ст.1 Федерального закона от дата N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок. Федеральный закон от дата N 44-ФЗ принят для достижения общественно полезных целей, в том числе для обеспечения гласности и прозрачности закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере закупок.
Согласно п. 8 ст. 3 Федерального закона от дата N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд. Данный Закон применяется в случаях планирования закупок товаров, работ, услуг от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 4 и 5 статьи 15 настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 1 ст. 103 Федерального закона от дата N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетной системы Российской Федерации, ведет реестр контрактов, заключенных заказчиками. В силу части 2 названной нормы права в реестр контрактов включается в том числе источник финансирования, дата заключения контракта, объем закупки, цена контракта и срок его исполнения.
Положениями ч. ч. 4, 8 ст. 103 Федерального закона от дата N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" предусмотрены действия, производимые Казначейством Российской Федерации, после получения документов и информации, подлежащих включению в реестр контрактов: данный федеральный орган проверяет наличие такой информации и документов и их соответствия требованиям, установленным порядком ведения реестра контрактов, и размещает в единой информационной системе информацию и документы в течение трех рабочий дней с даты их получения. Контракты, информация о которых не включена в реестр контрактов, не подлежат оплате, за исключением договоров, заключенных в соответствии с пунктами 4, 5 и 23 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 22 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от дата N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" заключение контракта управления многоквартирным домом на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме или открытого конкурса, проводимого органом местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством, управляющей компанией, если помещения в многоквартирном доме находятся в частной, государственной или муниципальной собственности, может осуществляться у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Таким образом, заключение и исполнение контракта управления многоквартирным домом на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме управляющей компанией, если помещения в многоквартирном доме находятся в частной, государственной или муниципальной собственности, осуществляются в соответствии с положениями Федерального закона от дата N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" с учетом жилищного законодательства (Письмо Минэкономразвития России от дата N Д28и-3511).
К существенным условиям договора управления многоквартирного дома в силу п. 3 ч. 3 ст. 162 ЖК РФ относится порядок определения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, а не сам размер платы.
Согласно п.7.6 договора управления многоквартирным домом NОД-19 от дата, размер платы за содержание и ремонт нежилого помещения дома определяется в порядке, установленном органами государственной власти адрес. При этом, под услугой "Управление" понимается деятельность, включающая планирование работ и ресурсов, заключение договоров и контроль выполнения работ в целях обеспечения содержания и ремонта общего имущества дома, а также предоставление коммунальных и информационных услуг в рамках договора; под текущим ремонтом общего имущества дома, согласно договору понимается комплекс ремонтных и организационно-технических мероприятий в период нормативного срока эксплуатации частей общего имущества дома с целью устранения неисправностей элементов, оборудования, инженерных систем дома для поддержания эксплуатационных показателей коммуникации оборудования, конструкции дома.
Поскольку наименование организации является бюджетным учреждением, финансируемым за счет средств государственного бюджета, с которым контрагенты могут вступать в договорные отношения, в том числе связанные с выполнением подрядных работ, произведением поставки только посредством заключения государственного контракта либо путем проведения торгов, либо в случаях, установленных Федеральным законом от дата N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), при этом договором управления МКД не предусмотрено заключение собственниками МКД договоров в рамках содержания общего имущества, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для признания незаконными действий по неисполнению решений общего собрания собственников и Совета многоквартирного дома N19 адрес адрес и обязания исполнить данные решения путем заключения договора с наименование организации.
Кроме того, согласно ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством, обратиться в суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов.
В силу ч.ч. 1, 6, 7, 8 ст. 161.1 ЖК РФ, в случае, если в многоквартирном доме не создано товарищество собственников жилья либо данный дом не управляется жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом и при этом в данном доме более чем четыре квартиры, собственники помещений в данном доме на своем общем собрании обязаны избрать совет многоквартирного дома из числа собственников помещений в данном доме.
Из числа членов совета многоквартирного дома на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме избирается председатель совета многоквартирного дома.
Председатель совета многоквартирного дома осуществляет руководство текущей деятельностью совета многоквартирного дома и подотчетен общему собранию собственников помещений в многоквартирном доме; на основании доверенности, выданной собственниками помещений в многоквартирном доме, выступает в суде в качестве представителя собственников помещений в данном доме по делам, связанным с управлением данным домом и предоставлением коммунальных услуг.
Из анализа действующего законодательства следует, что совет многоквартирного дома и его председатель не обладают самостоятельной правоспособностью, не являются субъектами гражданских и жилищных правоотношений и могут участвовать в них лишь на основании и в пределах полномочий, представленных выданными собственниками помещений доверенностей.
Компетенция совета многоквартирного дома установлена в ч. 5 ст. 161.1 ЖК РФ, согласно которой к вопросам совета многоквартирного дома отнесен, в частности, контроль за оказанием услуг и (или) выполнением работ по управлению многоквартирным домом, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и за качеством предоставляемых коммунальных услуг собственникам жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме и пользователям таких помещений, в том числе помещений, входящих в состав общего имущества в данном доме.
Контрольные функции совета многоквартирного дома, как следует из названной статьи, реализуются через полномочия председателя совета дома, который в соответствии с п. 4 ч. 8 ст. 161.1 ЖК РФ осуществляет контроль за выполнением обязательств по заключенным договорам оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме на основании доверенности, выданной собственниками помещений в многоквартирном доме, подписывает акты приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, акты о нарушении нормативов качества или периодичности оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, акты о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества, а также направляет в органы местного самоуправления обращения о невыполнении управляющей организацией обязательств, предусмотренных ч. 2 ст. 162 ЖК РФ.
В силу п.п. 1, 2 ст. 181.1 ГК РФ правила, предусмотренные главой 9.1 "Решения собраний", применяются, если законом или в установленном им порядке не предусмотрено иное.
Решение собрания, с которым закон связывает гражданско-правовые последствия, порождает правовые последствия, на которые решение собрания направлено, для всех лиц, имевших право участвовать в данном собрании, а также для иных лиц, если это установлено законом или вытекает из существа отношений.
Согласно ч. 1 ст. 46 ЖК РФ решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме являются официальными документами как документы, удостоверяющие факты, влекущие за собой юридические последствия в виде возложения на собственников помещений в многоквартирном доме обязанностей в отношении общего имущества в данном доме, изменения объема прав и обязанностей или освобождения этих собственников от обязанностей.
Таким образом, решения общего собрания собственников помещений порождают правовые последствия для собственников жилых помещений, но не для третьих лиц.
Доводы истца о том, что обязанность ответчика по подписанию договора возникла у него в силу решения общего собрания собственников помещений, оформленного протоколом от дата, судом отклонены, как основанные на неверном толковании норм материального права, поскольку, учитывая приведенные законоположения и характер правоотношений сторон, решение Совета дома от дата о наделении председателя Совета многоквартирного дома правом на утверждение проекта договора с наименование организации и поручение филиалу N4 ГБУ ЭВАЖД заключить данный договор не могло повлечь возникновение у управляющей компании обязанности на заключение договора с третьими лицами.
Отказывая в удовлетворении требований истца о взыскании в его пользу процентов за пользование чужими денежными средствами, неустойки, компенсации морального вреда и штрафа, суд первой инстанции руководствовался ст. ст. 151, 395, 1099 ГК РФ, ст. ст.13, 28 Закона РФ от дата N 2300-1 "О защите прав потребителей" и обоснованно исходил из того, что истцом не доказано неправомерное удержание ответчиком денежных средств в размере сумма, а также принадлежность данных средств истцу; при рассмотрении дела истцом не приведено доводов и доказательств, свидетельствующих о том, что оспариваемыми действиями (бездействием) ответчика нарушены права и законные интересы фио как собственника жилого помещения и потребителя оказываемой ответчиком услуги по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома; также истцом не представлено доказательств причинения нравственных и физических страданий в результате действий ответчика.
Основания и мотивы, по которым суд пришел к таким выводам, а также доказательства, принятые судом во внимание, приведены в мотивировочной части решения суда и, оснований считать их неправильными не имеется.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к изложению правовой позиции, выраженной в суде первой инстанции и являвшейся предметом исследования и нашедшей верное отражение и правильную оценку в решении суда, основаны на ошибочном толковании норм права, направлены на иную оценку обстоятельств дела, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами ст. ст. 12, 56 и 67 ГПК РФ, а потому не могут служить основанием для отмены правильного по существу решения суда.
Вопреки доводам апелляционной жалобы суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, выводы суда не противоречат материалам дела, основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам ст. 67 ГПК РФ и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным, оснований к его отмене по доводам апелляционной жалобы не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Никулинского районного суда адрес от дата оставить без изменения, апелляционную жалобу Лисенкова фио - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.