Судья Московского городского суда Притула Ю.В. рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе законного представителя юридического лица председателя правления *** на постановление N *** заместителя начальника Государственной жилищной инспекции города Москвы *** от 11 июля 2017 года, решение судьи Перовского районного суда Москвы от 11 декабря 2017 года, по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением N *** заместителя начальника Государственной жилищной инспекции г. Москвы от 11 июля 2017 года юридическое лицо - *** (далее - ***, кооператив) привлечен к административной ответственности, предусмотренной ст. 7.22 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 40 000 (сорок тысяч) рублей.
Решением судьи Перовского районного суда г. Москвы от 11 декабря 2017 года названное постановление оставлено без изменения.
Не согласившись с принятым решением судьи, постановлением должностного лица, Председатель Правления *** обратилась в Московский городской суд с жалобой, в которой просит решение судьи, постановление должностного лица отменить. В обоснование доводов жалобы указала на то, что привлечение кооператива к административной ответственности является незаконным и необоснованным; выводы содержащиеся в решении судьи не соответствуют установленным фактическим обстоятельствам.
В судебное заседание явились Председатель Правления *** *** и защитник кооператива - ***, которые доводы жалобы поддержали в полном объеме.
Представитель Мосжилинспекции *** в суде поддержала письменные объяснения, данные ею ранее, указав, что оснований для отмены обжалуемых постановления должностного лица и решения судьи не имеется.
Исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав явившихся лиц, оснований к отмене решения судьи, постановления должностного лица не усматривается.
Статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) предусмотрена ответственность за нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переустройство и (или) перепланировка жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переустройство и (или) перепланировка существенно изменяют условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением, и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей, на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.22 КоАП РФ, выражается в нарушении лицами, ответственными за содержание жилых домов, правил их содержания и ремонта.
Субъектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.22 КоАП РФ, являются лица, ответственные за содержание жилых домов: их собственники, организация, принявшая на себя функции по обслуживанию, содержанию, эксплуатации, ремонту и обеспечению коммунальными услугами жилищного фонда (управляющая организация), а также организации, которым указанные функции переданы управляющей организацией на основании гражданско-правового договора, а также, должностные лица указанных организаций, в силу ст. 2.4 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В силу требований ч. 1.1 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений^ многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме.
В силу ч. 2.2 ст. 161 ЖК РФ п ри управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом указанные товарищество или кооператив несут ответственность за содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах. Указанные товарищество или кооператив могут оказывать услуги и (или) выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме своими силами или привлекать на основании договоров лиц, осуществляющих соответствующие виды деятельности. При заключении договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией указанные товарищество или кооператив осуществляют контроль за выполнением управляющей организацией обязательств по такому договору, в том числе за оказанием всех услуг и (или) выполнением работ, обеспечивающих надлежащее содержание общего имущества в данном доме, за предоставлением коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Согласно п. 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила), общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем, в частности, соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома, безопасность для жизни и здоровья граждан, доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, многоквартирного дома, безопасность для жизни и здоровья граждан, доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом.
В силу п. 16 Правил надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом (при управлении многоквартирным домом): путем членства собственников помещений в указанных организациях - в соответствии с разделами V и VI Жилищного кодекса Российской Федерации; путем заключения собственниками помещений, не являющимися членами указанных организаций, договоров о содержании и ремонте общего имущества с этими организациями - в соответствии с пунктом 2 статьи 138 Жилищного кодекса Российской Федерации;
Требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда закреплены в Правилах и нормах технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170.
Согласно положений Постановление Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" окна и двери лестничных клеток должны иметь плотно пригнанные притворы с установкой уплотняющих прокладок (п. 3.2.3); размещение на лестничных площадках бытовых вещей, оборудования, инвентаря и других предметов не допускается. Входы на лестничные клетки и чердаки, а также подходы к пожарному оборудованию и инвентарю не должны быть загроможденными (п. 3.2.16); располагаемые в лестничных клетках шкафы с электрощитками и электроизмерительными приборами, а также электромонтажные ниши должны быть всегда закрыты (п. 3.2.18); входные двери в техническое подполье, подвал должны быть закрыты на замок (ключи хранятся в организациях по содержанию жилищного фонда, ОДС, у дворника, рабочих, проживающих в этих домах), о месте хранения делается специальная надпись на двери. Доступ к транзитным инженерным коммуникациям, проходящим через помещения, представителей соответствующих организаций по обслуживанию жилищного фонда и городского коммунального хозяйства должен быть обеспечен в любое время суток (п. 3.4.5); таблички с указанием номеров подъездов, а также номеров квартир, расположенных в данном подъезде, должны вывешивать у входа в подъезд (лестничную клетку). Они должны быть размещены однотипно в каждом подъезде, доме, микрорайоне( п. 3.5.2); организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать: заданный температурно-влажностный режим внутри здания; исправное состояние стен для восприятия нагрузок (конструктивную прочность); устранение повреждений стен по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития; теплозащиту, влагозащиту наружных стен (п. 4.2.1.1); организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать: исправное состояние окон, дверей и световых фонарей; нормативные воздухо-изоляционные, теплоизоляционные и звукоизоляционные свойства окон, дверей и световых фонарей; периодическую очистку светопрозрачных заполнений (п. 4.7.1); организации по обслуживанию жилищного фонда должны обеспечивать эксплуатацию: шкафов вводных и вводно-распределительных устройств, начиная с входных зажимов питающих кабелей или от вводных изоляторов на зданиях, питающихся от воздушных электрических сетей, с установленной в них аппаратурой защиты, контроля и управления; внутридомового электрооборудования и внутридомовых электрических сетей питания электроприемников общедомовых потребителей;
этажных щитков и шкафов, в том числе слаботочных с установленными в них аппаратами защиты и управления, а также электроустановочными изделиями, за исключением квартирных счетчиков энергии; осветительных установок общедомовых помещений с коммутационной и автоматической аппаратурой их управления, включая светильники, установленные на лестничных клетках, поэтажных коридорах, в вестибюлях, подъездах, лифтовых холлах, у мусоросбросов и мусоросборников, в подвалах и технических подпольях, чердаках, подсобных помещениях и встроенных в здание помещениях, принадлежащих организациям по обслуживанию жилищного фонда; силовых и осветительных установок, автоматизации котельных и установок автоматизации котельных, бойлерных, тепловых пунктов и других помещений, находящихся на балансе организации по обслуживанию жилищного фонда; электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода, грузовых, пассажирских и пожарных лифтов (если они имеются); автоматически запирающихся устройств (АЗУ) дверей дома (п. 5.6.2); эксплуатирующая организация (владелец лифта - собственник здания, в котором находятся лифты, а также предприятия и организации, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находятся здания, в том числе кондоминиумы, товарищества, объединения собственников жилья и иные организации) обеспечивает содержание лифта в исправном состоянии и его безопасную эксплуатацию путем организации надлежащего обслуживания и ремонта. Для этих целей эксплуатирующая организация обеспечивает: соблюдение федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных технических документов в области промышленной безопасности; укомплектованность штата работников, связанных с эксплуатацией лифтов; допуск к работе лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющим медицинских противопоказаний к указанной работе; проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности; наличие нормативных правовых актов и нормативных технических документов, устанавливающих правила ведения работ; производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности; проведение технического диагностирования, обследования лифтов и вывод лифтов из эксплуатации при истечении установленного срока эксплуатации; предотвращение проникновения в помещения лифта посторонних лиц... (п. 5.10.2).
Как усматривается из материалов настоящего дела и установлено должностным лицом административного органа и судьей районного суда, 30 мая 2017 года ведущим специалистом Мосжилинспекции ***, в соответствии с п. 1 Положения о Государственной жилищной инспекции г. Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 26 июля 2011 года N 336-ПП, в порядке, установленном Административным регламентов исполнения Государственной жилищной инспекцией г. Москвы государственной функции по осуществлению регионального государственного жилищного надзора в г. Москве, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 28 декабря 2011 года N 655-ПП, в соответствии с планом-графиком, утвержденным начальником ЖИ по ВАО от 28 апреля 2017 года б/н, был проведен осмотр (обследование) многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Вешняковская, д. 27, корп. 2, в ходе которого установлено, что отсутствует решетка продуха подвального помещения в районе секции N 3; наличие бытового мусора на крыльце подъезда N 7; отсутствует уплотнитель прокладки на входной двери подъезда N 7; не закрыты квартирные электрощиты на этажах N N 1, 9, подъезда N 7; наличие вандальных надписей в кабине лифта подъезда N 7; наличие загрязнения, отслоения штукатурного слоя стен лестничных клеток на этажах N N 5, 6, 8, 9 подъезда N 7; отсутствием рассеиватель осветительных приборов на этажах N N 5, 6, 8, 9 подъезда N 7; не опечатана входная дверь подвального помещения со стороны секции N 1.
Действия *** квалифицированы по ст. 7.22 КоАП РФ верно, так как кооперативом нарушены требования пунктов 4.7.1, 3.2.16, 3.5.2, 4.2.1.1, 3.2.3, 3.2.18, 5.10.2, 5.6.2, 3.4.5 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170.
Факт совершения административного правонарушения и виновность *** подтверждены следующими доказательствами: протоколом N В-1272/17 об административном правонарушении от 28 июня 2017 года; актом осмотра от 30 мая 2017 года, протоколом N 2 от 06 декабря 2015 года общего собрания собственников помещений в очно-заочной форме в многоквартирном доме *** по адресу: г. Москва, ул. Вешняковская, д. 27, корп. 2 о выборе способа управления многоквартирным домом; сведениями о ЮЛ; выпиской из протокола N 2 отчетно-выборного собрания членов *** от 27 января 2016 года о выборе Председателя правления *** ; свидетельством о постановке ЮЛ на налоговый учет; выпиской из ЕГРЮЛ; план-графиком систематического наблюдения, утвержденным начальником ЖИ по ВАО от 28 апреля 2017 года б/н, фото-таблицей, а также иными материалами дела.
Протокол об административном правонарушении составлен 28 июня 2017 года ведущим специалистом Мосжилинспекции *** с участием Председателя Правления ***, в котором приведено событие административного правонарушение, указаны пункты Правил, нарушение которых вменяется заявителю, права лица, привлекаемого к административной ответственности соблюдены, с протоколом об административном правонарушении законный представитель ознакомлен, копию его получил на руки, права и обязанности, предусмотренные ст. 25.1 названного Кодекса, ст. 51 Конституции Российской Федерации ей разъяснены, о чем имеются ее собственноручные подписи.
На рассмотрение дела об административном правонарушении 11 июля 2017 года в 9 час. 00 мин. Председатель Правления *** Гордеева Т.С. уведомлена лично.
Данные доказательства соответствуют требованиям, предъявляемым ст. 26.2 КоАП РФ, им дана надлежащая правовая оценка в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ.
Исследованные судьей районного суда доказательства являются последовательными, не противоречивыми, достаточными и допустимыми, а поэтому обоснованно положены судьей в основу вынесенного решения.
Довод жалобы о том, что Госинспекцией по недвижимости фактически проведена внеплановая выездная проверка без уведомления юридического лица, без его участия, является несостоятельным.
Согласно п. 1.7 Постановления Правительства Москвы от 28.12.2011 N 655-ПП "Об утверждении Административного регламента исполнения Государственной жилищной инспекцией города Москвы государственной функции по осуществлению регионального государственного жилищного надзора в городе Москве" государственная функция осуществляется уполномоченными должностными лицами Мосжилинспекции в форме: осмотров (обследования, исследования) (далее - осмотры); плановых и внеплановых (документарных и выездных) проверок; систематического наблюдения за исполнением обязательных требований, анализа и прогнозирования состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
Согласно ч. 5 ст. 20 ЖК РФ, п. 1.7.3, 3.1.4, 3.5 приложения к постановлению Правительства Москвы от 28.12.2011 N 655-ПП "Об утверждении Административного регламента исполнения Государственной жилищной инспекцией города Москвы государственной функции по осуществлению регионального государственного жилищного надзора в городе Москве" функция жилищного надзора осуществляется уполномоченными должностными лицами Мосжилинспекции в форме систематического наблюдения за исполнением обязательных требований, анализ и прогнозирование состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
Основанием начала выполнения административной процедуры являются планы-графики, утверждаемые начальниками структурных подразделений Мосжилинспекции.
План-график, утвержденный начальником ЖИ по ВАО Гимаевым Е.Ф. от 28 апреля 2017 года б/н в материале дела имеется.
В соответствии с пунктом 3.5.3.1.1 приложения к постановлению Правительства Москвы от 28.12.2011 N 655-ПП "Об утверждении Административного регламента исполнения Государственной жилищной инспекцией города Москвы государственной функции по осуществлению регионального государственного жилищного надзора в городе Москве" систематическое наблюдение за исполнением обязательных требований, анализ и прогнозирование состояния исполнения обязательных требований, анализ поступивших в Мосжилинспекцию документов, сведений и размещенной на сайтах органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - сеть Интернет) информации об их деятельности в следующих формах: - в отношении исполнения обязательных требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества в многоквартирном доме - осмотр объекта жилищного фонда в целях его идентификации, определения работоспособности и технического состояния, соответствия технической документации, выявления повреждений и дефектов, а также проведение мероприятий по подготовке жилищного фонда к сезонной эксплуатации.
Согласно пункта 8.4 приказа Мосжилинспекции от 27 марта 2014 года N 74 систематическое наблюдение осуществляется при наличии возможности визуально осмотреть объект без взаимодействия с проверяемыми лицами.
В связи с чем, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что доводы заявителя о нарушении инспекцией положений Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" являются не обоснованными, а действия Мосжилинспекции по проведению проверки являются законными.
В этой связи, полученные должностным лицом акт осмотра от 30 мая 2017 года с фото-таблицей являются допустимыми доказательствами по делу.
Ссылка заявителя на то, что судом первой инстанции не установлены все необходимые для правильного разрешения дела обстоятельства, а привлечение *** является необоснованным, суд признает несостоятельной. Совокупность исследованных судьей первой инстанции доказательств позволяет установить обстоятельства правонарушения и вину *** в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.22 КоАП РФ.
Вопреки утверждениям об отсутствии состава административного правонарушения в действиях *** вина в совершении административного правонарушения полностью доказана представленными в дело доказательствами.
Из разъяснений п. 3.1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 февраля 2011 г. N 11 "О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" следует, что субъектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.22 КоАП РФ является лицо, на которое возложены функции по содержанию и ремонту жилых домов.
В силу ст. 210 ГК РФ бремя содержания имущества, если иное не предусмотрено законом или договором, несет его собственник.
Вопросы управления в многоквартирных домах решаются в соответствии с разделом VIII ЖК РФ, согласно которому право выбора способа управления принадлежит собственникам помещений в многоквартирном доме.
В случае если собственники помещений в многоквартирном доме, исходя из п. 2 ч. 2 ст. 161 ЖК РФ, приняли решение об управлении жилым домом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, субъектами ответственности за административные правонарушения, предусмотренные ст. 7.22 КоАП РФ, будут являться соответственно товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы как лица, на которые возложены функции по управлению этим домом.
Субъектом указанного административного правонарушения является управляющая организация в тех случаях, если ей согласно ст. 162 ЖК РФ переданы функции по обслуживанию, содержанию, эксплуатации, ремонту и обеспечению коммунальными услугами жилых домов и (или) жилых помещений.
Из материалов дела следует и подтверждено стороной защиты в ходе рассмотрения настоящей жалобы, что функции по обслуживанию, содержанию, эксплуатации, ремонту и обеспечению коммунальными услугами указанного выше жилого дома на основании протокола N 2 от 06 декабря 2015 года переданы ***.
При рассмотрении жалобы, учитывая изложенные обстоятельства и приведенные правовые нормы, нахожу законным и обоснованным вывод судьи районного суда о том, что кооперативом не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых ст. 7.22 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, и что в деле не имеется и заявителем не представлено доказательств об отсутствии у него возможности для соблюдения нарушенных правил и норм.
При рассмотрении дела и жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, судьей районного суда на основании полного и всестороннего исследования собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства указанного выше административного правонарушения.
Доводы жалобы направлены на иную оценку доказательств и иное толкование норм права, что не свидетельствует об отсутствии в действиях состава административного правонарушения.
Действия *** правильно квалифицированы по ст. 7.22 КоАП РФ.
Административное наказание назначено *** должностным лицом в соответствии с требованиями КоАП РФ и соответствует санкции ст. 7.22 КоАП РФ.
При производстве по делу об административном правонарушении порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Существенных нарушений процессуальных норм должностным лицом и судьей районного суда не допущено, в связи с чем, обжалуемые постановление должностного лица и решение судьи являются законными и обоснованными, оснований для их отмены или изменения не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 30.7, 30.8 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление N *** заместителя начальника Государственной жилищной инспекции города Москвы от 11 июля 2017 года, решение судьи Перовского районного суда Москвы от 11 декабря 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ***, оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья Московского городского суда Ю.В. Притула
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.