Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе председательствующего Нимаевой О.З.,
судей коллегии Семенова Б.С, Кушнаревой И.К,
при секретаре Петровой Е.М,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шандибаева С.Ж. к Администрации г. Улан-Удэ о понуждении к предоставлению жилого помещения по апелляционной жалобе представителя Администрации г. Улан-Удэ по доверенности Анучиной А.А. на решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 24 ноября 2017 года, которым постановлено исковые требования удовлетворить. Обязать Администрацию г. Улан-Удэ предоставить Шандибаеву С.Ж. вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, в границах муниципального образования г. Улан-Удэ, согласно установленной нормы предоставления жилой площади с учетом права на дополнительную площадь.
Заслушав доклад судьи Кушнаревой И.К, ознакомившись с материалами дела и доводами апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Шандибаев С.Ж. обратился в суд с иском к Администрации г. Улан-Удэ, с учетом уточнений просил обязать Администрацию г. Улан-Удэ предоставить ему вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, с учетом его права на дополнительную площадь в границах муниципального образования г. Улан-Удэ, мотивируя свои требования тем, что он является инвалидом детства первой группы, страдает хроническим заболеванием, входящим в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Определением районного суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, были привлечены Министерство финансов Республики Бурятия, Министерство финансов России в лице Управления Федерального казначейства по Республике Бурятия.
В судебном заседании законный представитель истца Шандибаева С.М. и ее представитель по доверенности Кукушкин Е.Л. уточненные исковые требования поддержали.
Представитель ответчика Администрации г. Улан-Удэ по доверенности Аюшеева Д.Н. в судебном заседании возражала против удовлетворения иска, полагала, что Администрация города не является надлежащим ответчиком по делу.
Третьи лица Министерство финансов Республики Бурятия, Министерство финансов России в лице Управления Федерального казначейства по Республике Бурятия, надлежаще извещенные о времени и месте судебного заседания своих представителей в суд не направили. От представителя Минфина РФ в лице УФК по РБ поступили письменные пояснения, в которых позиция по существу спора не высказана, указано на то, что обеспечение жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов относится к полномочиям Республики Бурятия.
Суд постановилуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель Администрации г. Улан-Удэ Анучина А.А. просит его отменить, ссылаясь на то, что надлежащим ответчиком по делу является Правительство Республики Бурятия, поскольку исковые требования подлежат удовлетворению за счет жилищного фонда Республики Бурятия.
Ссылаясь на ст.ст. 14, 49, 50, ч.2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ (далее -ЖК РФ), на Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в РФ", пп. 24. ч. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ", апеллянт указывает на то, что на органы местного самоуправления не возлагается обязанность по реализации жилищных прав граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания инвалидов относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, с учетом положении указанных выше правовых норм и Бюджетного кодекса РФ обеспечение жильем инвалидов, вставших на учет после 01.01.2005 г. подлежит финансированию за счет субъектов Российской Федерации и обеспечиваться жильем граждане, страдающие тяжелой формой хронического заболевания, при котором совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, должны за счет жилищного фонда субъекта Российской Федерации.
Не отрицая того обстоятельства, что Шандибаев С.Ж. является малоимущим и поставлен на учет для получения жилья в муниципальном жилищном фонде, автор жалобы полагает, что органом местного самоуправления истец может быть обеспечен жильем только в порядке очереди, вне очереди он может претендовать на предоставление жилого помещения в жилищном фонде субъекта Российской Федерации.
Проверив материалы дела в пределах доводов жалобы и обсудив их, коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Решением Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 14.11.2013 г. Шандибаев С.Ж. признан недееспособным.
Приказом Министра социальной защиты населения Республики Бурятия от 20.01.2014 N 828 на недееспособным Шандибаевым С.Ж. установлена опека его матерью Шандибаевой С.М.
Как следует из искового заявления и не опровергается представителем ответчика, Шандибаев С.Ж. не имеет в собственности жилого помещения и не является нанимателем или членом семьи нанимателя по договору социального найма жилого помещения.
Согласно пп. 1,4 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, не являющиеся нанимателями или собственниками жилых помещений, членами семьи нанимателя или собственника жилого помещения, а также лица, являющиеся членами семьи нанимателя и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, или членами семьи собственника, собственниками жилых помещений, проживающие в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 N 378, входит заболевание, которым страдает Шандибаев С.Ж.
Как следует из ответа Администрации Железнодорожного района г. Улан-Удэ от... 2017 г. (л.д. 10) Шандибаев С.Ж. с... 2013 г. состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в государственном жилищном фонде по категории граждан, страдающих тяжелой формой хронического заболевания, совместное проживание с которыми невозможно, с составом семьи 1 человек.
В то же время, как видно из ответа Администрации Железнодорожного района г. Улан-Удэ от... 2017 г. (л.д. 11) Шандибаев С.Ж. с... 2013 г. состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма по категории малоимущих граждан с сотавом семьи 1 человек.
Право истца на предоставление жилого помещения по договору социального найма, как лицу, являющемуся малоимущим, не имеющему жилого помещения и нуждающемуся в его предоставлении, в апелляционной жалобе не оспаривается, равно как и право Шандибаева С.Ж, страдающего тяжелой формой хронического заболевания, на предоставление жилого помещения.
В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболевании, указанных в предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 настоящего Кодекса перечне.
То обстоятельство, что заболевание истца включено в указанный в ст. 51 ЖК Российской Федерации Перечень, также никем не оспаривается.
В связи с этим, при наличии у истца права на предоставление жилого помещения как в государственном жилом фонде, так и в муниципальном жилом фонде, истец вправе получить его во внеочередном порядке.
Приведенные выше правовые нормы и положения ЖК РФ не исключают применение п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ о предоставлении жилых помещений вне очереди лицу, являющемуся малоимущим, не имеющему жилого помещения и нуждающемуся в его предоставлении, в муниципальном жилищном фонде в тех случаях, когда это лицо страдает тяжелой формой хронического заболевания.
Соответственно решение суда, обязывающее ответчика предоставить истцу жилое помещение по договору социального найма вне очереди, является правильным.
Довод апелляционной жалобы о том, что истец имеет право на
внеочередное обеспечение жилым помещением только в жилищном фонде
субъекта РФ, не может быть принят во внимание.
Для предоставления такому гражданину жилого помещения вне очереди, исходя из положений п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, необходимы такие условия, как принятие гражданина на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений и наличие у него тяжелой формы хронического заболевания, указанного в Перечне соответствующих заболеваний.
В данном случае, Шандибаев С.Ж. стоит в очереди лиц, нуждающихся в предоставлении жилого помещения, и страдает заболеванием, указанным в названном Перечне, что подтверждается соответствующими медицинскими документами.
Несмотря на то, что исходя из положений п. 3 ст. 49 ЖК РФ и ФЗ 131-
ФЗ и 184-ФЗ вопросы обеспечение жилыми помещениями инвалидов и лиц,
страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, совместное
проживание с которым невозможно, действительно относятся к полномочиям субъекта Российской Федерации, в тех случаях же, когда инвалиды и лица, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, являются малоимущими, они могут быть обеспечены жильем органами местного самоуправления.
В этом случае наличие у лица тяжелого хронического заболевания не является единственным основанием предоставления жилого помещения, а является основанием для предоставления его вне очереди.
При этом, то обстоятельство, что в Республике Бурятия не принят законодательный акт, устанавливающий порядок обеспечения жильем инвалидов, и граждан страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, не определены источники финансирования для решения вопросов об обеспечении жильем инвалидов и иных лиц, имеющих право на получение мер государственной социальной поддержки и не являющихся при этом малоимущими, а Законом Республики Бурятия от 07.07.2006 г. N 1732-111 установлен лишь порядок учета таких лиц, не может служить основанием для вывода о том, что истец не имеет права на обеспечение вне очереди жилой площадью в муниципальном жилищном фонде.
На основании изложенного, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 24 ноября 2017 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья:
Судьи коллегии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.