Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия в составе:
председательствующего судьи Нимаевой О.З,
судей коллегии Вагановой Е.С, Семенова Б.С,
при секретаре Петровой Е.М,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Северобайкальского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Правительству Республики Бурятия, Администрации МО "город Сверобайкальск" о возложении обязанности по приведению в соответствии с ветеринарно-санитарными правилами скотомогильника
по апелляционной жалобе представителя АМО "город Северобайкальск" Сергеевой Т.В.
на решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 15 ноября 2017 года, которым исковые требования удовлетворены и постановлено:
Обязать Правительство Республики Бурятия, Администрацию МО "город Северобайкальск" в срок до 01 июня 2018 года организовать мероприятия по приведению в соответствие с Ветеринарно - санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденными Главными Государственным ветеринарным инспектором РФ от 04 декабря 1995 года N 13-7-2/469 скотомогильника, расположенного по адресу Республика Бурятия, г. Северобайкальск, 3 км автодороги Северобайкальск-Дабан, площадью 324 кв.м, введенного в эксплуатацию в 1995 году, а именно: организовать мероприятия по размещению скотомогильника на сухом возвышенном участке земли площадью не менее 600 кв.м, организовать мероприятия по выполнению следующих работ: огородить территорию скотомогильника глухим забором высотой не менее 2 метров с въездными воротами, которые закрываются на ключ, с внутренней стороны забора по всему периметру выкопать траншею глубиной 0,8 - 1,4 метра и шириной не менее 1,5 метра с устройством вала из вынутого грунта, через траншею перекинуть мост, над ямой на высоте 2,5 метра построить навес длиной 6 метров, шириной 3 метра, рядом пристроить помещение для вскрытия трупов животных, хранения дезинфицирующих средств, инвентаря, спецодежды и инструментов, при строительстве биотермической ямы в центре участка выкопать яму размером 3x3 метра и глубиной 10 метров, стены ямы выложить из красного кирпича или другого водонепроницаемого материала, вывести выше уровня земли на 40 см. с устройством отмостки, на дно ямы уложить слой щебенки, залить бетоном, стены ямы оштукатурить бетонным раствором, перекрытие ямы сделать двухслойным, между слоями заложить утеплитель, в центре перекрытия ямы сделать отверстие, плотно закрываемое крышкой, из ямы вывести вытяжную трубу диаметром 25 см. и высотой 3 метра.
Заслушав доклад судьи Семенова Б.С, представителя АМО "г. Северобайкальск" Сергееву Т.В. (посредством видео-конференцсвязи), прокурора Дмитриеву Ю.А, представителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Иркутской области и Республике Бурятия Баженову Н.В, ознакомившись с материалами дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Северобайкальский межрайонный прокурор обратился в суд с названным иском.
Требования мотивированы тем, что при проверке выявлен действующий на территории г. Северобайкальск скотомогильник - 3 км автодороги Северобайкальск - Дабан площадью 324 кв.м, введенный в эксплуатацию в 1995 году. Эксплуатация скотомогильника осуществляется с нарушением Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, что создает угрозу возникновения и распространения инфекций, опасных для животных и человека, и, соответственно чрезвычайных ситуаций. Иск обусловлен необходимостью защиты конституционных прав населения на благоприятную окружающую среду, предусмотренных ст. 42 Конституции РФ.
Определением суда в качестве соответчика привлечена Администрация МО "город Северобайкальск".
В судебном заседании представитель Северобайкальского межрайонного прокурора Юрьева М.Н. уточнила требования, просила возложить изложенные в иске обязанности на Правительство РБ, а также на АМО "город Северобайкальск", поскольку в процессе рассмотрения дела выяснилось, что вступившим в законную силу решением Северобайкальского городского суда РБ от 13 сентября 2017 года признано право муниципальной собственности МО "город Северобайкальск" на рассматриваемый скотомогильник.
Представитель ответчика Правительства РБ Иванова М.Т-Ж. иск не признала, полагала, обязанность по содержанию скотомогильника, приведению его в надлежащее состояние должна быть возложена на АМО "город Северобайкальск", как собственника.
Представитель ответчика АМО "город Северобайкальск" Сергеева Т.В. не явилась, направила письменный отзыв, согласно которому иск не признала. Отметила, что обращение АМО "город Северобайкальск" с иском о признании права муниципальной собственности на скотомогильник инициировано Правительством РБ для последующей передачи указанного скотомогильника в государственную собственность. Полномочия и денежные средства для осуществления государственных полномочий по оборудованию скотомогильника, муниципальному образованию не передавались.
Представитель Управления ветеринарии РБ Якимова А.А. полагала надлежащим ответчиком по делу АМО "город Северобайкальск".
Представитель Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Иркутской области и Республике Бурятия Баженова Н.В. полагала иск подлежащим удовлетворению.
Суд первой инстанции постановилуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель ответчика АМО "город Северобайкальск" Сергеева Т.В. просит отменить решение суда в части удовлетворения иска в отношения муниципального образования. Отмечает, что рассматриваемый скотомогильник на балансе администрации не состоит, будет передан в государственную собственность Республики Бурятия. Полномочия и денежные средства в порядке, предусмотренном ст. 19 Федерального закона от 6 октября 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" для осуществления государственных полномочий по оборудованию скотомогильника, муниципальному образованию "город Северобайкальск" не передавались. Нахождение скотомогильников в собственности органов местного самоуправления законодательством не предусмотрено, собственниками могут являться Российская Федерация и субъект РФ.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель АМО "город Северобайкальск" Сергеева Т.В. доводы жалобы поддержала.
Прокурор Дмитриева Ю.А, представитель Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Иркутской области и Республике Бурятия Баженова Н.В, возражая против доводов жалобы, настаивали на законности решения суда.
Иные участники процесса не явились, надлежаще извещены.
Коллегия, руководствуясь положениями ст. 167 ГПК РФ, полагала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив законность и обоснованность постановленного судом первой инстанции решения в пределах доводов апелляционной жалобы (ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований к его отмене.
Судом установлено, что на территории города Северобайкальск РБ имеется скотомогильник (биотермическая яма), расположенный в 3 км автодороги Северобайкальск - Дабан, площадью 324 кв.м, введен в эксплуатацию в 1995 году.
В ходе проведенной прокуратурой района проверки установлено, что скотомогильник не отвечает требованиям Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных 4 декабря 1995 года N 13-7-2/469 Министерством сельского хозяйства и продовольствия РФ, а именно: в нарушение п. 5.8 Правил отсутствуют помещения для хранения дезинфицирующих средств и стол для вскрытия трупов; в нарушение п.5.3 Правил скотомогильник размещен на шлакозолоотвале, площадью менее 600 кв.м. В нарушение п.п. 5.6, 5.7, 6.2 Правил глубина ямы составляет 3,6 м, отсутствуют замки на воротах. Территория скотомогильника огорожена не глухим деревянным забором, имеется свободный доступ на территорию бродячих животных, въездные ворота отсутствуют, на крышках биометрической ямы отсутствуют замки.
Вступившим в законную силу решением Северобайкальского городского суда РБ от 13 сентября 2017 года признано право муниципальной собственности МО "город Северобайкальск" на объект недвижимого имущества - типовой городской скотомогильник, назначение - производственное, расположенный по адресу: Республика Бурятия, город Северобайкальск 3 км. автодороги Северобайкальск - Дабан, глубиной 3,6 м, кадастровый номер 03:23:010501:8.
В силу положений статьи 42 Конституции РФ каждому гарантировано право на благоприятную окружающую среду. Данное право обеспечивается исполнением Федеральных законов, регулирующих правоотношения в области охраны окружающей среды.
Согласно статье 72 Конституции РФ осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона от 19 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Разрешая заявленный спор и удовлетворяя иск прокурора, суд первой инстанции обоснованно принял во внимание, что в силу положений статей 5, 6 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и п. 2 ст. 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации, осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 49 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов организации на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных.
Для осуществления данных полномочий согласно пп. "ц" п. 2 ст. 26.11 вышеприведенного Закона в собственности субъекта Российской Федерации могут находиться скотомогильники (биотермические ямы).
В соответствии с пунктом 2.1.16 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года N 2284, приватизация скотомогильников, находящихся в федеральной собственности, запрещена. Таким образом, вопросы создания скотомогильника (биотермической ямы) законом возлагаются на собственников указанного имущества, которыми могут являться Российская Федерация и субъект Российской Федерации.
В соответствии со ст.ст. 1, 2 Закона РФ от 14 мая 1993 года N 4979-1 "О ветеринарии" основными задачами ветеринарии в Российской Федерации являются реализация мероприятий по предупреждению и ликвидации заразных и иных болезней животных, включая сельскохозяйственных, домашних, зоопарковых и других животных, пушных зверей, птиц, рыб и пчел, и осуществление региональных планов ветеринарного обслуживания животноводства. Ветеринарное законодательство РФ состоит из настоящего Закона и принимаемых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов РФ, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ. Ветеринарное законодательство РФ регулирует отношения в области ветеринарии в целях защиты животных от болезней, выпуска безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защиты населения от болезней, общих для человека и животных.
В соответствии с ч. 6 ст. 26.3 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" органы местного самоуправления в Российской Федерации могут наделяться отдельными государственными полномочиями субъекта Российской Федерации по решению вышеуказанных вопросов, с передачей органам местного самоуправления необходимых материальных и финансовых ресурсов.
В соответствии с пп. 8 п. 1 ст. 14 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" к вопросам местного значения поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, а в соответствии с пп. 7 п. 1 ст. 15 названного Федерального закона к вопросам местного значения муниципального района относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района.
Кроме того, в силу положений п. 6.10 "Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов", утвержденных Минсельхозпродом РФ 04 декабря 1995 года N 13-7-2/469, ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильника (биотермической ямы) в соответствии с настоящими Правилами возлагается на местную администрацию, руководителей организаций, в ведении которых находятся эти объекты.
Принимая во внимание вышеизложенное, ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильников (биотермических ям) с учетом их назначения является важной составляющей мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций, в частности, биолого-социальных чрезвычайных ситуаций. Обязанность по осуществлению таких мер возложена на местную администрацию приведенными выше нормами.
Действительно, как указано заявителем жалобы, возможность нахождения скотомогильников в собственности органов местного самоуправления законодательством не предусматривает, однако к полномочиям органов местной администрации отнесены полномочия по выбору и отводу земельного участка для строительства скотомогильника, что согласуется с требованием иска об организации мероприятий по размещению скотомогильника.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене либо изменению обжалуемого решения, поскольку не опровергают выводы суда, а сводятся к изложению правовой позиции ответчика, выраженной в суде первой инстанции.
Судебная коллегия считает, что при данных обстоятельствах дела судом полно и всесторонне они исследованы, правильно применены нормы материального и процессуального права, в связи с чем решение суда является законным и обоснованным.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 15 ноября 2017 года по иску Северобайкальского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Правительству Республики Бурятия, Администрации МО "город Сверобайкальск" о возложении обязанности по приведению в соответствии с ветеринарно-санитарными правилами скотомогильника оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья: О.З. Нимаева
Судьи коллегии: Е.С. Ваганова
Б.С. Семенов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.