Дата вступления в законную силу - 6 марта 2018 г.
Верховный суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Казанцевой Т.Б., при секретаре Черепановой О.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ООО "Новый город" к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия, Правительству Республики Бурятия об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
28.11.2017г. ООО "Новый город" обратилось с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РБ, Правительству РБ, в котором просило установить кадастровую стоимость земельного участка, расположенного по адресу: "... ", с кадастровым номером "... ", площадью 6 077 кв.м, по состоянию на 01.01.2015 г, равной его рыночной стоимости в размере 27 247 000 руб.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что ООО "Новый город" является собственником данного земельного участка, его кадастровая стоимость установлена Постановлением Правительства РБ N2 от 13.01.2016г. и составляет 58 050 117,11 руб. Указанная оценка является завышенной, не соответствует рыночной цене, установленной отчетом об оценке N03/10-17, составленным "... "".
В судебном заседании представитель административного истца Секретарева И.К, действующая на основании доверенности, уточнила исковые требования, просила установить кадастровую стоимость указанного земельного участка, равной его рыночной стоимости, установленной судебной оценочной экспертизой в размере 32 966 287 руб.
Представитель административного ответчика Управления Росреестра по РБ, Скубиро Е.С, действующая на основании доверенности, и заинтересованного лица Министерства имущественных и земельный отношений РБ Николаева Н.Б, действующая на основании доверенности, возражений относительно заявленных требований (с учетом уточнения иска) не представили.
Представитель заинтересованного лица Администрации г.Улан-Удэ Манзарова Т.Н, действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения требований, поскольку это приведет к снижению размера налога.
Представители административного ответчика Правительства РБ, заинтересованного лица ФГБУ "ФКП Росреестра по РБ" в судебное заседание не явились, извещены были надлежащим образом.
Судом на основании п. 4 ст. 247 КАС РФ принято решение о рассмотрении дела в отсутствие неявившихся лиц.
Суд, выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, приходит к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
Судом при рассмотрении дела установлено, что ООО "Новый город" является собственником земельного участка с кадастровым номером "... " площадью 6 077 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения зданий и сооружений, расположенного по адресу: "... ".
Постановлением Правительства Республики Бурятия N 2 от 13 января 2016 г. "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Республике Бурятия" утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Бурятия. Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером "... " установлена в соответствии с указанным нормативно-правовым актом в размере 58 050 117,11 руб. по состоянию на 01.01.2015г.
В обоснование необходимости судебной защиты своих прав ООО "Новый город" ссылается на то, что кадастровая стоимость земельного участка превышает его рыночную стоимость, потому должна быть установлена в соответствии с п. 3 ст. 66 Земельного кодекса РФ в размере рыночной стоимости. Завышенный размер кадастровой стоимости земельных участков обусловливает крупный размер уплачиваемого земельного налога.
При этом досудебная процедура урегулирования спора была соблюдена: суду представлены сведения о том, что истец обращался с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при управлении Росреестра по РБ 20.10.2017г, однако решением от 15.11.2017г. заявление было отклонено.
В соответствии с п. 5 ст.65 Земельного кодекса РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно п.2 ст.66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В соответствии с пунктом 3 данной статьи в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В соответствии с п.п. 11 п. 2 ст. 7 Федерального закона от 24 июля 2007г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ) в государственный кадастр недвижимости подлежат включению сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости.
Статьей 2418 Федерального закона от 29.07.1998г. N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в рамках проведения государственной кадастровой оценки является дата, по состоянию на которую сформирован перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке (часть 2 статьи 24.15 Закона об оценочной деятельности).
Согласно части 1 статьи 245 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
В пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" дано разъяснение о том, что с заявлением, административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).
В рассматриваемом случае кадастровая стоимость земельного участка установлена Постановлением Правительства Республики Бурятия N 2 от 13 января 2016г. "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Республике Бурятия" по состоянию на 01.01.2015 года, в связи с чем рыночная стоимость земельного участка определяется на указанную дату.
Согласно ст.11 Закона об оценочной деятельности итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта оценки (далее - отчет).
Отчет не должен допускать неоднозначное толкование или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки объекта оценки, а также иные сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчете.
В силу статьи 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
При подаче иска административный истец представил суду отчет об оценке N03/10-17, составленный "... ", в соответствии с которыми в результате использования разных методов оценки рыночная стоимость земельного участка была определена в размере 27 247 000 руб... В связи с возникшими у суда сомнениями в правильности выбора методов оценки и использованных оценщиком объектов-аналогов была назначена судебная оценочная экспертиза.
В соответствии с заключением судебной оценочной экспертизы N1/18, проведенной "... " рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером "... ", принадлежащего ООО "Новый город", по состоянию на 01.01.2015г. составляет 32 966 287 руб.
Оценивая заключение экспертизы по правилам ст.ст.82, 84 КАС РФ, суд считает его допустимым доказательством, поскольку экспертиза проведена экспертом, имеющим длительный экспертный стаж, специальное образование и квалификацию, являющимся членом СРО "Российское общество оценщиков", об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения эксперт предупрежден.
Суд не находит оснований сомневаться в заключении, поскольку при проведении оценки эксперт руководствовался нормами действующего законодательства, в том числе Закона об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки, действующих на момент проведения оценки, оно содержит подробное обоснование примененных методов оценки, является полным и проверяемым, выводы эксперта являются исчерпывающими.
В связи с изложенным суд приходит к выводу, что заключение судебной экспертизы, проведенной экспертом "... " об определении рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 01.01.2015г. является надлежащим доказательством, подтверждающим размер рыночной стоимости земельного участка на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость. Каких-либо возражений от лиц, участвующих в деле, относительно указанного экспертного заключения в суд не поступило, доказательства иной рыночной стоимости не представлены.
Поскольку в отношении земельного участка заключением судебной экспертизы определена его рыночная стоимость по состоянию на 01 января 2015 года, административное исковое заявление ООО "Новый город" подлежит удовлетворению.
Принимая решение об определении кадастровой стоимости участка в размере его рыночной стоимости, суд исходит из стоимости участка, указанной в заключении судебной оценочной экспертизы.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 248, 249 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление ООО "Новый город" удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером "... ", площадью 6 077 кв.м, расположенного по адресу: "... ", в размере его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2015г, равной 32 966 287 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Республики Бурятия в течение 1 месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
В окончательной форме решение изготовлено 5 февраля 2018 года.
Судья: Т.Б. Казанцева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.