Дата вступления в законную силу - 14 марта 2018 г.
Верховный суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Казанцевой Т.Б., при секретаре Черепановой О.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Макагон Олега Викторовича к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия, Правительству Республики Бурятия об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
27 декабря 2017 года Макагон О.В. обратился с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия (далее - Управление Росреестра по РБ), Правительству Республики Бурятия, в котором просил установить кадастровую стоимость земельного участка, расположенного по адресу: "... ", с кадастровым номером "... ", площадью 4 407 кв.м, равной его рыночной стоимости в размере 4843780,92 руб. по состоянию на 16.09.2016г.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что является собственником данного земельного участка, его кадастровая стоимость была установлена Постановлением Правительства РБ N2 от 13.01.2016г. и составляет 15742156,56 руб. Указанная оценка является завышенной, не соответствует рыночной цене, установленной в соответствии с отчетом об оценке NРН177-12/17, составленным М.
В судебное заседание административный истец Макагон О.В. не явился, извещен надлежащим образом. Ходатайство представителя Макагон О.В. - Шойдоковой Л.Б, действующий на основании доверенности, об отложении судебного заседания оставлено без удовлетворения в связи с отсутствием доказательств уважительности причин неявки, в связи с чем дело рассмотрено в отсутствие административного истца и его представителя.
Представитель административного ответчика Управления Росреестра по РБ Раднаев Р.Р, действующий на основании доверенности, не возражал против удовлетворения требований, указав, что замечания к отчету об оценке отсутствуют.
Представитель заинтересованного лица Администрации г.Улан-Удэ Манзарова Т.Н, действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения требований, поскольку это приведет к снижению размера налога, доводов относительно недостоверности отчета об оценке не представила.
Представитель ФГБУ "ФКП Росреестра по РБ" Дамбиева Л.В, действующая на основании доверенности, не возражала против удовлетворения требований.
Представитель административного ответчика Правительства РБ, заинтересованного лица ФГБУ "ФКП Росреестра по РБ" в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Судом на основании п. 4 ст. 247 КАС РФ принято решение о рассмотрении дела в отсутствие неявившихся лиц.
Суд, выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, приходит к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
Судом при рассмотрении дела установлено, что Макагон О.В. является собственником земельного участка с кадастровым номером "... ", категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование: занимаемый гаражом и складами института, расположенного по адресу: "... ".
Кадастровая стоимость земельного участка определена по состоянию на 16.09.2016г. (момент формирования земельного участка) и составляет 15742156,56 руб.
В обоснование необходимости судебной защиты своих прав Макагон О.В. ссылается на то, что кадастровая стоимость земельного участка превышает его рыночную стоимость, потому должна быть установлена в соответствии с п. 3 ст. 66 Земельного кодекса РФ в размере рыночной стоимости. Завышенный размер кадастровой стоимости земельных участков обусловливает крупный размер уплачиваемого земельного налога.
Согласно части 1 статьи 245 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
В пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" дано разъяснение о том, что с заявлением, административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).
В соответствии с п. 5 ст.65 Земельного кодекса РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно п.2 ст.66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В соответствии с пунктом 3 данной статьи в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В соответствии с п.п. 11 п. 2 ст. 7 Федерального закона от 24 июля 2007г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ) в государственный кадастр недвижимости подлежат включению сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости.
Согласно ст.24.15 ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" определение кадастровой стоимости осуществляется оценщиками в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, регулирующих вопросы определения кадастровой стоимости, за исключением случая, установленного статьей 24.19 настоящего Федерального закона.
В соответствии с положениями ст. 24.18 Федерального закона от 29.07.1998г. N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Статьей 24.19 ФЗ "Об оценочной деятельности" предусмотрено, что при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей (ч.2).
Предусмотренные настоящей статьей полномочия по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в государственный кадастр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, органа, осуществляющего функции по государственной кадастровой оценке, на основании решения данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения (ч.3).
Таким образом, в указанных случаях определение кадастровой стоимости производится в соответствии с Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случае изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденными Приказом Минэкономразвития России от 12 августа 2006г. N 222, с применением утвержденного среднего удельного показателя кадастровой стоимости земель (п.2.1.), на дату внесения сведений об изменении указанных характеристик земельного участка в государственный кадастр недвижимости (п.2.6.).
Сведения о земельном участке с кадастровым номером "... " внесены в ЕГРН 16.09.2016г, как следует из межевого плана, данный участок был образован в результате объединения земельных участков с кадастровыми номерами "... ", в связи с чем его кадастровая стоимость была определена органом кадастрового учета на указанную дату, что подтверждается актом определения кадастровой стоимости.
В связи с изложенным датой определения рыночной стоимости является 16.09.2016г.
Истцом в обоснование рыночной стоимости земельного участка был представлен отчет об оценке NРН177-12/17, составленный М., в соответствии с которым рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером "... " составляет 4 844 000 руб. по состоянию на 16 сентября 2016г.
Согласно ст.11 Закона об оценочной деятельности итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта оценки (далее - отчет).
Отчет не должен допускать неоднозначное толкование или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки объекта оценки, а также иные сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчете.
В силу статьи 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Оценивая отчет об оценке по правилам ст.84 КАС РФ, суд считает его допустимым доказательством.
Оценщик М. соответствует требованиям, предъявляемым к оценщикам, имеет длительный экспертный стаж, специальное образование и квалификацию, является членом НП "... "", его ответственность застрахована в "... "
При проведении оценки оценщик руководствовался нормами действующего законодательства, в том числе Закона об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки. Отчет составлен в соответствии с требованиями действующего законодательства, предъявляемыми к отчету об оценке объекта недвижимости, содержит обоснование примененных методов оценки, является полным и проверяемым, выводы оценщика являются исчерпывающими.
Каких-либо доказательств недостоверности отчета об определении рыночной стоимости земельного участка в соответствии со ст.62 КАС РФ лицами, участвующими в деле, не представлено, ходатайства о назначении судебной экспертизы с целью установления иной стоимости земельного участка ответчиками, заинтересованными лицами заявлены в ходе рассмотрения дела не были.
С учетом изложенного суд приходит к выводу, что указанная в отчете оценщика итоговая величина рыночной стоимости земельного участка является достоверной.
Принимая решение об определении кадастровой стоимости участка в размере рыночной стоимости, суд исходит из стоимости земельного участка с кадастровым номером "... ", указанной в отчете об оценке, которая составляет по состоянию на 16 сентября 2016 года 4844 000 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 248, 249 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Макагон Олега Викторовича удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером "... " площадью 4 407 кв.м, расположенного по адресу: "... ", в размере его рыночной стоимости по состоянию на 16 сентября 2016 г, равной 4844 000 рублей
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Республики Бурятия в течение 1 месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
В окончательной форме решение изготовлено 13 февраля 2018 года.
Судья: Т.Б. Казанцева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.