Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе:
председательствующего
Басангова И.В.
судей
Андреевой А.В.
Антакановой Е.В.
при секретаре
Пичко С.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Манзаева Санала Жахсбаевича к Федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 2" Управления Федеральной службы исполнения наказания России по Республике Калмыкия, Управлению Федеральной службы исполнения наказания России по Республике Калмыкия об установлении факта участия в контртеррористических операциях, перерасчете выслуги лет и назначении пенсии за выслугу лет по апелляционной жалобе истца Манзаева С.Ж. на решение Яшкульского районного суда Республики Калмыкия от 31 октября 2017 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Калмыкия Антакановой Е.В, объяснения истца Манзаева С.Ж, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 2" Управления Федеральной службы исполнения наказания России по Республике Калмыкия Лиджеева В.В, возражавшего против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия
установила:
Манзаев С.Ж. обратился в суд с иском к Федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 2" Управления Федеральной службы исполнения наказания России по Республике Калмыкия (далее - ИК 2 УФСИН России по Республике Калмыкия), Управлению Федеральной службы исполнения наказания России по Республике Калмыкия (далее - УФСИН России по Республике Калмыкия) об установлении факта участия в контртеррористических операциях, перерасчете выслуги лет и назначении пенсии за выслугу лет.
В обоснование заявленных требований истец указал, что в период с 15 июня 1996 года по 27 сентября 1996 года проходил службу по контракту в должности заместителя командира боевой машины пехоты в войсковой части N *** в Чеченской Республике. В составе данной войсковой части выполнял специальные задачи в зоне вооруженного конфликта.
С 29 апреля 1997 года по 12 января 2010 года проходил службу в ИК 2 УФСИН России по Республике Калмыкия.
2 декабря 2016 года Манзаев С.Ж. обратился в УФСИН России по Республике Калмыкия с заявлением о назначении досрочной пенсии по выслуге лет. В принятии заявления было отказано ввиду не предоставления приказов командиров о направлении Манзаева С.Ж. для выполнения задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике в период с 15 июня 1996 года по 27 сентября 1996 года. Данные документы не представлены ввиду их уничтожения вследствие пожара, иным способом восстановление не возможно.
Установление факта выполнения задач в условиях вооруженного конфликта необходимо ему для назначения пенсии за выслугу лет.
Просил установить факт выполнения им задач в условиях вооруженного конфликта в период прохождения военной службы по контракту с 15 июня 1996 года по 27 сентября 1996 года в Чеченской Республике. Обязать ответчиков произвести перерасчет выслуги лет за спорный период из расчета один день за три дня. Обязать УФСИН России по Республике Калмыкия назначить ему пенсию по выслуге лет со 2 декабря 2016 года.
В судебном заседании истец Манзаев С.Ж. иск поддержал.
Представитель ответчика ИК 2 УФСИН России по Республике Калмыкия Лиджеев В.В, представитель ответчика УФСИН России по Республике Калмыкия Орусов В.В. иск не признали.
Представитель третьего лица военного комиссариата Яшкульского района Республики Калмыкия Бадмаев О.Ю. считал, что иск подлежит удовлетворению.
Решением Яшкульского районного суда Республики Калмыкия от 31 октября 2017 года в удовлетворении иска Манзаева С.Ж. отказано.
В апелляционной жалобе истец Манзаев С.Ж. считая решение суда незаконным, просит его отменить и вынести новое решение об удовлетворении иска, так как установить иным путем факт участия в боевых операциях в зоне вооруженного конфликта невозможно.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции ответчик - УФСИН России по Республике Калмыкия, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей в суд не направил, третье лицо - военный комиссар Яшкульского района Республики Калмыкия, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства в суд не явился, что согласно части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела при данной явке.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия приходит к выводу об отмене решения суда в части отказа в удовлетворении заявления Манзаева С.Ж. об установлении факта выполнения задач в условиях вооруженного конфликта и вынесении в данной части нового решения об удовлетворении требований истца.
Согласно статье 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены решения суда в апелляционном порядке является нарушение норм материального и процессуального права.
Отказывая в удовлетворении иска Манзаева С.Ж, суд первой инстанции исходил из того, что факт участия истца в выполнении задач в условиях вооруженного конфликта в период прохождения военной службы по контракту в Чеченской Республике должен подтверждаться приказами командиров воинских частей, которые в нарушение статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представлены истцом.
Между тем с указанным выводом согласиться нельзя, ввиду неправильного применения судом норм материального и процессуального права.
Из искового заявления видно, что Манзаев С.Ж. обратился в суд заявлением об установлении факта, имеющего юридическое значение, сославшись на невозможность представления приказов командира воинской части ввиду их уничтожения в результате пожара и невозможности их восстановления. Однако судом первой инстанции данным обстоятельствам не дана соответствующая правовая оценка.
Таким образом, судом первой инстанции по существу не рассмотрено требование Манзаева С.Ж. об установлении факта, имеющего юридическое значение.
В силу части 1 статьи 264 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.
Согласно статье 265 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.
Как видно из материалов дела, Манзаев С.Ж. в период с 15 июня 1996 года по 27 сентября 1996 года в должности заместителя командира боевой машины пехоты проходил военную службу по контракту в войсковой части *** в Чеченской Республике. Данная войсковая часть выполняла задачи в условиях вооруженного конфликта на территории Чеченской Республики, что не оспаривается лицами, участвующими в деле.
Из ответа начальника штаба войсковой части ***, следует, что архивные документы войсковой части *** за период с 1 мая 1995 года по 31 декабря 1996 года частично уничтожены в результате пожара.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 декабря 1995 года N 1210 вся территория Чеченской Республики отнесена к зоне, на которую распространяется действие Закона Российской Федерации "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах".
Перечни воинских частей, штабов, подразделений, оперативных и иных групп Вооруженных Сил Российской Федерации, подразделений органов внутренних дел и федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, выполняющих задачи в условиях вооруженного конфликта на территории Чеченской Республики и прилегающего к ней Северо-Кавказского региона Российской Федерации, утверждаются руководителем соответствующего федерального органа исполнительной власти (пункт 2 Постановления).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 января 1996 года N 61 "О выплате полевых (суточных) денег военнослужащим и сотрудникам органов внутренних дел, выполняющим задачи в условиях вооруженного конфликта на территории Чеченской Республики и прилегающего к ней Северо-Кавказского региона Российской Федерации" (действовавшее до 14 января 2002 года) установлено выплачивать военнослужащим воинских частей, штабов, подразделений, оперативных и иных групп, дислоцированных на территории Чеченской Республики и прилегающего к ней Северо-Кавказского региона Российской Федерации, выполняющих задачи в условиях вооруженного конфликта и включенных в перечни, указанные в пункте 2 настоящего Постановления, а также военнослужащим и сотрудникам органов внутренних дел, направленным (командированным) в эти местности для выполнения задач в условиях вооруженного конфликта, полевые (суточные) деньги по нормам, установленным для работников, командированных в Чеченскую Республику.
Размеры полевых (суточных) денег были установлены в пункте 4 Постановления Правительства РФ от 31 декабря 1994 года N 1440 "Об условиях оплаты труда и предоставлении дополнительных льгот работникам, находящимся в Чеченской Республике" - в трехкратном размере от установленной нормы.
Согласно пунктам 2, 3 Приложения N 2 к Приказу министра обороны Российской Федерации от 4 января 1996 года N 9 "О предоставлении дополнительных гарантий и компенсаций военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения или при вооруженных конфликтах" (далее - Приложение) военнослужащим, командированным для выполнения соответствующих задач в условиях чрезвычайного положения или при вооруженных конфликтах, денежное довольствие в размерах, предусмотренных пунктом 1 настоящего Приложения, за время фактического пребывания на этой территории (местности) подлежит выплате по месту постоянной службы на основании командировочных удостоверений, оформленных в порядке, установленном пунктом 7 настоящего Приложения, и приказов соответствующих командиров (начальников), направивших их в командировку.
Военнослужащим (кроме военнослужащих, проходящих военную службу по призыву), направленным в составе воинской части или командированным для выполнения соответствующих задач в условиях чрезвычайного положения или при вооруженных конфликтах (вне пунктов постоянной дислокации воинской части, где они проходят службу), путевое довольствие (полевые деньги или суточные) подлежит выплате по установленным нормам за весь период командировки.
С учетом приведенных норм, выплаты полевых (суточных) денег предоставляются военнослужащим воинских частей, штабов, подразделений, оперативных и иных групп, дислоцированных на территории Чеченской Республики и прилегающего к ней Северо-Кавказского региона Российской Федерации, направленных (командированным) в эти местности, и которые реально участвовали в выполнении задач в условиях вооруженного конфликта.
Манзаев С.Ж. за период с июня по сентябрь 1996 года получал полевые деньги и вторые оклады, что подтверждается приказами N 76 от 5 июня 1996 года, N 92 от 31 июля 1996 года, N 103 от 31 августа 1996 года, N 124 от 31 сентября 1996 года о выплате полевых денег.
Представленные документы подтверждают, что Манзаев С.Ж. в спорный период с 15 июня 1996 года по 27 сентября 1996 года выполнял задачи в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике.
Законом Российской Федерации от 21 января 1993 года N 4328-1 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим службу на территории государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах" (далее - Закон) установлены социально-правовые гарантии защиты военнослужащих, проходящих военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республике Таджикистан, а также выполняющих задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах.
Так согласно статье 2 указанного Закона военнослужащим, выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, для назначения пенсии засчитывается в выслугу лет трудовой стаж один месяц военной службы за три месяца.
Положения Закона были распространены Федеральным законом от 16 мая 1995 года N 75-ФЗ на военнослужащих, выполняющих и выполнявших задачи в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике.
Таким образом, установление факта участия Манзаева С.Ж. в выполнении задач в условиях вооруженного конфликта, влечет для заявителя правовые последствия.
Из пояснений Манзаева С.Ж, данных им в суде апелляционной инстанции, следует, что им фактически заявлено требование об установлении факта выполнения задач в условиях вооруженного конфликта, но ввиду правовой неграмотности, заявленное требование ошибочно поименовано об установлении факта участия в контртеррористичеких операциях. В соответствии с действовавшим в спорный период законодательством режим контртеррористической операции до 1997 года на территории Чеченской Республики не вводился.
Исходя из изложенного, судебная коллегия считает, что действительным характером требований Манзаева С.Ж. является установление факта выполнения задач в условиях вооруженного конфликта.
Факт участия истца в выполнении задач в условиях вооруженного конфликта подтверждается вышеперечисленными доказательствами.
Поскольку неправильное применение судом первой инстанции норм материального закона подлежащего применению к возникшим правоотношениям повлекло принятие незаконного решения, решение в соответствии со ст. 330 ГПК РФ в части отказа в удовлетворении заявления Манзаева С.Ж. об установлении факта выполнения задач в условиях вооруженного конфликта подлежит отмене.
С учетом изложенного, требования об установлении факта выполнения истцом задач в условиях вооруженного конфликта в период прохождения военной службы по контракту с 15 июня 1996 года по 27 сентября 1996 года в Чеченской Республике подлежат удовлетворению.
Манзаевым С.Ж. также заявлено требование об обязании ответчиков произвести перерасчет выслуги лет и назначении пенсии по выслуге лет.
Согласно пункту "а" части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" (далее - Закон РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-I) право на пенсию за выслугу лет имеют лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и (или) на службе в войсках национальной гвардии Российской Федерации 20 лет и более.
В соответствии со статьей 54 Закона РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-I в случаях, если к заявлению о назначении пенсии приложены не все необходимые документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, заявителю разъясняется, какие документы он должен представить дополнительно. При представлении им этих документов до истечения трех месяцев со дня получения указанного разъяснения днем обращения за пенсией считается день подачи заявления или дата отправления документов по почте, указанные в части первой настоящей статьи.
Из материалов дела видно, что Манзаев С.Ж, 2 декабря 2016 года обратился в пенсионную группу УФСИН России по Республике Калмыкия с заявлением о назначении пенсии с учетом выслуги более 20 лет. В принятии заявления ему отказано в связи с отсутствием необходимых документов, подтверждающих льготное право назначения по выслуге лет.
На момент обращения истца в пенсионную группу УФСИН России по Республике Калмыкия им не были представлены документы, свидетельствующие о его участии в выполнении задач в условиях вооруженного конфликта в период прохождения военной службы по контракту с 15 июня 1996 года по 27 сентября 1996 года в Чеченской Республике, и ввиду этого ответчик правомерно отказал в назначении пенсии за выслугу лет.
В связи с изложенным, судебная коллегия оснований для отмены решения суда в части возложения на ответчиков обязанности по перерасчету выслуги лет и назначении пенсии за выслугу лет с 2 декабря 2016 года Манзаеву С.Ж. не находит.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия
определила:
отменить решение Яшкульского районного суда Республики Калмыкия от 31 октября 2017 года в части отказа в удовлетворении заявления Манзаева Санала Жахсбаевича об установлении факта выполнения задач в условиях вооруженного конфликта в период прохождения военной службы по контракту с 15 июня 1996 года по 27 сентября 1996 года в Чеченской Республике.
Установить факт выполнения задач в условиях вооруженного конфликта Манзаевым Саналом Жахсбаевичем в период прохождения военной службы по контракту с 15 июня 1996 года по 27 сентября 1996 года в Чеченской Республике.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Председательствующий И.В. Басангов
Судьи А.В. Андреева
Е.В. Антаканова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.