Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:
председательствующего Болат-оол А.В,
судей Кандана А.А, Кочергиной Е.Ю,
при секретаре Оюн С-С.С,
с участием переводчика Чакчиной С.С,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Болат-оол А.В. гражданское дело по исковому заявлению Монгуш Р.Д. к мэрии г. Кызыла, Министерству труда и социальной политики Республики Тыва о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма, включить в очередь на предоставление единовременной денежной выплаты на приобретение (строительство) жилья, предоставить единовременную денежную выплату на приобретение (строительство) жилья по апелляционной жалобе Монгуш Р.Д. на решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 1 ноября 2017 года,
УСТАНОВИЛА:
Монгуш Р.Д. обратилась в суд с вышеуказанным иском (с учетом уточнения исковых требований), указывая на то, что с 1 марта 1984 года состоит на учете граждан, нуждающихся в жилом помещении. С 2001 года является инвалидом 2 группы. Несмотря на неоднократные обращения о предоставлении жилья, до настоящего времени жилое помещение ей не предоставлено. Просила обязать мэрию г. Кызыла заключить с ней договор социального найма и предоставить жилое помещение по договору социального найма; обязать Министерство труда и социальной политики Республики Тыва включить ее в очередь на представление единовременной денежной выплаты на приобретение (строительство) жилья с 2001 года и предоставить ей единовременную денежную выплату на приобретение (строительство) жилья.
Решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 1 ноября 2017 года в удовлетворении иска Монгуш Р.Д. отказано.
Истец Монгуш Р.Д. в апелляционной жалобе просит отменить решение суда и принять новое решение об удовлетворении иска по тем же доводам, что изложены ею в исковом заявлении.
В заседании суда апелляционной инстанции истец Монгуш Р.Д. и ее представитель Аракчаа Б.А. апелляционную жалобу поддержали.
Представители мэрии г. Кызыла Ондар Р.В. и Министерства труда и социальной политики Республики Тыва Соян А.О. с апелляционной жалобой не согласились и просили решение суда оставить без изменения.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом первой инстанции установлено и материалами подтверждается, что Монгуш Р.Д. состоит в мэрии г. Кызыла на учете на получение жилого помещения с 1 марта 1984 года, как многодетная мать.
Из справки МСЭ-010 N 067263 следует, что с 2001 года Монгуш Р.Д. установлена инвалидность 2 группы по общему заболеванию бессрочно.
На обращения истца Департаментом земельных и имущественных отношений мэрии г. Кызыла, мэрией г. Кызыла, Департаментом экономики, имущественных отношений и финансового контроля мэрии г. Кызыла в 2009-2010, 2016 годах даны ответы о невозможности предоставления ей жилого помещения вне очереди. При этом в ответе Департамента земельных и имущественных отношений мэрии г. Кызыла от 21 апреля 2009 года N ** сказано, что Монгуш Р.Д. состоит на учете в льготной очереди, как инвалид, с 29 декабря 1983 года.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд исходил из того, что Монгуш Р.Д. состоит на учете в мэрии г. Кызыла на общих основаниях, инвалидность ей установлена в 2001 году, при этом истец на льготную очередь не переводилась, в связи с чем имеет право на получение жилья в порядке общей очереди.
С такими выводами нельзя согласиться по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище, никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище (часть 2 статьи 40 Конституции Российской Федерации). При этом малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации).
Ст. 36 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего до 1 марта 2005 года, было установлено, что в первую очередь жилые помещения предоставляются нуждающимся в улучшении жилищных условий инвалидам труда I и II групп и инвалидам I и II групп из числа военнослужащих (п.5); матерям, которым присвоено звание "Мать-героиня", многодетным семьям (имеющим трех и более детей) и одиноким матерям (п. 8).
Согласно ч. 2 ст. 6 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации.
Частями 1 - 3 ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" установлено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Согласно частям 1, 2 и 6 ст. 28.2 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций.
Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Республики Тыва от 22 февраля 2013 года N 110 утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем граждан из числа ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, в форме предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение (строительство) жилья.
В соответствии с пунктом 3 вышеуказанного Порядка правом на предоставление мер социальной поддержки на приобретение (строительство) жилья в форме единовременной денежной выплаты на приобретение (строительство) жилья обладают, в частности, инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года (подп. "м").
Согласно пункту 4 вышеуказанного Порядка, уполномоченным органом исполнительной власти Республики Тыва в части предоставления мер социальной поддержки на приобретение (строительство) жилья гражданам из числа ветеранов и инвалидов, нуждающимся в улучшении жилищных условий, является Министерство труда и социальной политики Республики Тыва (в редакции Постановления Правительства РТ от 24.07.2013 N 454). Ранее таким уполномоченным органом являлось Министерство здравоохранения и социального развития Республики Тыва.
Министерство труда и социальной политики Республики Тыва в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет прием и подготовку документов, связанных с обеспечением за счет средств федерального бюджета жильем отдельных категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, установленных федеральными законами "О ветеранах", "О социальной защите инвалидов в РФ", а также осуществляет единовременные денежные выплаты на приобретение (строительство) жилья указанным категориям граждан (п. 9.7 Положения о Министерстве труда и социальной политики Республики Тыва, утвержденного Постановлением Правительства Республики Тыва от 18.04.2013 N229).
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
В нарушение положений ст. 56 ГПК РФ суд первой инстанции, учитывая обстоятельства данного дела, не определилв качестве юридически значимых следующие обстоятельства: предоставляла ли истец Монгуш Р.Д. в мэрию г.Кызыла сведения о том, что она с 2001 года является инвалидом 2 группы; разъяснилось ли истцу мэрией г. Кызыла право состоять на учете граждан, нуждающихся в жилом помещении, как инвалиду; по какой причине документы истца не были переданы в Министерство труда и социальной политики Республики Тыва для постановки на учет инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий; признана ли истец Монгуш Р.Д. в установленном законом порядке малоимущей.
Соответственно, суд не возложил на стороны бремя доказывания указанных обстоятельств, тогда как выяснение их имеет существенное значение для правильного разрешения спора.
В суде апелляционной инстанции истец Монгуш Р.Д. пояснила, что сведения о своей инвалидности она своевременно представляла в мэрию г. Кызыла. Представитель мэрии г. Кызыла Ондар Р.В. отрицала указанное обстоятельство, пояснив, что сведения об инвалидности представлены ею только в 2017 году.
Между тем, согласно представленным суду апелляционной инстанции документам, решением исполкома Кызылского городского Совета народных депутатов от 28 марта 1984 года N169 Монгуш Р.Д. действительно была поставлена на очередь на получение жилого помещения, как многодетная мать, с 1 марта 1984 года.
То обстоятельство, что Монгуш Р.Д. при постановке на учет была в установленном законом порядке признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, лицами, участвующими в деле, не оспаривается.
Из решения исполкома Кызылского городского Совета народных депутатов от 28 марта 1984 года N169 и материалов учетного дела следует, что семья Монгуш Р.Д. на момент постановки на учет проживала в общежитии **.
Согласно отметкам в контрольной карточке, Монгуш Р.Д. периодически проходила перерегистрацию, в последний раз - 16 февраля 2015 года.
В материалах учетного дела в качестве основания постановки Монгуш Р.Д. на учет, помимо того, что она является многодетной матерью, указано также, что она является инвалидом 2 группы.
В материалах учетного дела имеются справка горбюро МСЭ N094545 от 16 ноября 1998 года о том, что Монгуш Р.Д. является инвалидом 2 группы по общему заболеванию, освидетельствование первичное, инвалидность установлена на срок до 1 декабря 1999 года, и справка горбюро МСЭ N 067263 от 22 января 2001 года об установлении Монгуш Р.Д. инвалидности 2 группы по общему заболеванию бессрочно.
Истец в суде апелляционной инстанции пояснила, что она ежегодно проходила переосвидетельствование, а в 2001 году инвалидность 2 группы была установлена ей бессрочно.
Также в материалах учетного дела имеются справки Управления Пенсионного фонда РФ в г. Кызыла от 29 апреля 2008 года и от 14 февраля 2011 года о получении истцом пенсии по инвалидности.
Таким образом, доводы представителя мэрии г. Кызыла о том, что истец не представляла в мэрию г. Кызыла сведения об инвалидности, такие сведения представлены ею только в 2017 году, являются несостоятельными.
При этом из материалов учетного дела нельзя сделать вывод о том, что истец поставлена на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в качестве инвалида после 1 января 2005 года. Напротив, имеющиеся в материалах дела справки горбюро МСЭ от 16 ноября 1998 года
и от 22 января 2001 года об установлении истцу инвалидности свидетельствуют о постановке ее на учет до 1 января 2005 года.
Мэрия г. Кызыла в нарушение положения части 2 статьи 40 Конституции Российской Федерации не создала условия для осуществления права истца на жилище. При наличии в учетном деле сведений о том, что истец состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, как инвалид 2 группы, мэрия г.Кызыла не представила в Министерство здравоохранения и социального развития Республики Тыва в установленный срок сведения о том, что истец является инвалидом и встала на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года.
В результате неправомерного бездействия мэрии г. Кызыла истец не была включена в сводный реестр отдельных категорий граждан Республики Тыва, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года, сформированный в 2005 году на основании сведений, представленных органами местного самоуправления.
Однако данное обстоятельство не может служить основанием для ограничения прав истца, так как ее вины в невключении в указанный реестр не имеется.
Поскольку истец является инвалидом 2 группы, представила в мэрию г.Кызыла документы, подтверждающие наличие у нее инвалидности, и до 1 января 2005 года, как инвалид, встала на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, то она обладает правом на предоставление меры социальной поддержки по обеспечению жильем в форме единовременной денежной выплаты на приобретение (строительство) жилья.
Согласно пунктам 5 и 6 вышеуказанного Порядка, очередность предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем в форме единовременной денежной выплаты на приобретение (строительство) жилья отдельным категориям граждан из числа ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий и поставленных на учет до 1 января 2005 г, с учетом даты обращения за предоставлением данной меры социальной поддержки, определяется уполномоченным органом исполнительной власти в хронологической последовательности в зависимости от времени постановки их на учет органами местного самоуправления в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Меры социальной поддержки по обеспечению жильем категорий граждан, указанных в пункте 3 настоящего Порядка, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставляются в форме единовременной денежной выплаты на приобретение (строительство) жилья.
В п. 13 вышеуказанного Порядка сказано, что для получения единовременной денежной выплаты граждане, указанные в пункте 3 настоящего Порядка, обращаются в уполномоченный орган исполнительной власти и представляют заявление на имя министра труда и социальной политики Республики Тыва о предоставлении единовременной денежной выплаты (в редакции Постановления Правительства РТ от 24.07.2013 N 454).
В предыдущей редакции п. 13 был изложен в следующей редакции: "Для получения единовременной денежной выплаты граждане, указанные в пункте 3 настоящего Порядка, обращаются в уполномоченный орган исполнительной власти и представляют заявление на имя министра здравоохранения и социального развития Республики Тыва о предоставлении единовременной денежной выплаты".
Монгуш Р.Д. обращалась в министерство здравоохранения и социального развития Республики Тыва с заявлением о предоставлении субсидии на приобретение жилья. На ее заявление заместителем министра здравоохранения и социального развития Республики Тыва Куулар О.Д. дан ответ о том, что персональные данные Монгуш Р.Д. не зарегистрированы в сводном реестре очередников республики из числа ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, в связи с чем выделение субсидии министерством не представляется возможным (л.д. 11).
При таких обстоятельствах исковое требование Монгуш Р.Д. к Министерству труда и социальной политики Республики Тыва о возложении обязанности включить ее в очередь на предоставление единовременной денежной выплаты на приобретение (строительство) жилья отдельным категориям граждан является обоснованным и подлежит удовлетворению.
Требование истца о включении ее в очередь на предоставление единовременной денежной выплаты на приобретение (строительство) жилья отдельным категориям граждан фактически является требованием о включении ее в реестр граждан Республики Тыва из числа ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, поэтому решение суда о включении ее в очередь на предоставление единовременной денежной выплаты на приобретение (строительство) жилья отдельным категориям граждан из числа ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, является основанием для включения ее в указанный реестр.
Поскольку в силу ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям, то истец подлежит включению в очередь на предоставление единовременной денежной выплаты на приобретение (строительство) жилья с 2001 года.
Требование истца о возложении на Министерство труда и социальной политики Республики Тыва обязанности предоставить единовременную денежную выплату на приобретение (строительство) жилья не подлежит удовлетворению, поскольку предоставление указанной выплаты производится в порядке очередности.
Истцом сведений о том, что она в установленном законом порядке признана малоимущей, не представлено. Однако данное обстоятельство не может служить основанием для снятия ее с учета, поскольку граждане, принятые на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, не могут быть сняты с учета в связи с тем, что они не относятся к малоимущим гражданам.
Решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении иска Монгуш Р.Д. к мэрии г. Кызыла о возложении обязанностей заключить договор социального найма и предоставить жилое помещение по договору социального найма подлежит оставлению без изменения, поскольку обеспечение жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, производится за счет средств федерального бюджета.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 и 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 1 ноября 2017 года в части отказа в удовлетворении искового требования Монгуш Р.Д. к Министерству труда и социальной политики Республики Тыва о возложении обязанности включить в очередь по представлению единовременной денежной выплаты на приобретение (строительство) жилья отдельным категориям граждан отменить, принять в этой части новое решение следующего содержания:
"Обязать Министерство труда и социальной политики Республики Тыва включить Монгуш Р.Д. в очередь на предоставление единовременной денежной выплаты на приобретение (строительство) жилья отдельным категориям граждан из числа ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, с 2001 года".
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 09 февраля 2018 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.