Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:
председательствующего Баутдинова М.Т,
судей Ховалыга Ш.А, Сат Л.Б,
при секретаре Байыр-оол М.Н,
с участием прокурора Дажымба Б.Б,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Сат Л.Б. гражданское дело по исковому заявлению мэрии г. Кызыла к Федорову В.Т, Федоровой Е.В, Дубровскому Э.П, Дубровской С.В, Дубровской М.Э, Дубровской В.Э. о выселении без предоставления другого жилого помещения, по иску Дубровского Э.П, Дубровской С.В, выступающей за себя и своих несовершеннолетних детей Дубровской М.Э, Дубровской В.Э. о признании незаконным постановления мэрии г. Кызыла N 44 от 19 января 2012 года "О включении жилых помещений в состав муниципального специализированного жилищного фонда" в части включения квартиры **, признании права пользования квартирой, заключении договора социального найма, по апелляционным жалобам ответчика Дубровской С.В, представителя ответчика Дубровского Э.П. - Ооржак Д.А. на решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 4 сентября 2017 года,
УСТАНОВИЛА:
Мэрия г. Кызыла обратилась в суд с вышеуказанным иском к ответчикам, указав в обоснование иска, что кв. ** является муниципальной собственностью. Согласно информационному письму от 5 июня 2015 года N467 ФГКУ "Центррегионжилье" г. Абакана Федоров В.Т. подписал обязательство о сдаче жилого помещения в связи с получением жилищного сертификата и обязался в двухмесячный срок с даты приобретения им жилого помещения посредством реализации государственного жилищного сертификата освободить со всеми совместно проживающими с ним членами семьи указанное жилое помещение и сдать в установленном порядке. Мэрия г. Кызыла направила 2 июля 2015 года уведомление об освобождении жилого помещения и исполнении обязательства о сдаче жилья. В соответствии с актом проверки законности проживания лиц в жилом помещении установлено, что в квартире проживает семья Дубровских, которым квартира предоставлена Военным комиссариатом Республики Тыва. Таким образом, Федоров В.Т. в нарушение установленного федеральным законодательством порядка получения субсидии, не передал по акту приема-передачи спорную квартиру собственнику муниципальному образованию городскому округу "Город Кызыл Республики Тыва", тем самым в его действиях усматривается недобросовестность, злоупотребление своими гражданскими правами. Семья Дубровских вселилась в указанное жилое помещение без законных на то оснований и документов. На основании ст.301 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) просит выселить ответчиков из жилого помещения без предоставления другого жилого помещении.
Истец уточнил свои требования и просил, ссылаясь на нормы жилищного законодательства, выселить ответчиков из спорной квартиры без предоставления другого жилья.
Дубровский Э.П, Дубровская С.В, выступающая за себя и своих несовершеннолетних детей обратилась в суд с иском, указывая, что спорная квартира предоставлена ему Военным комиссариатом Республики Тыва 18 декабря 2013 года. На основании постановления администрации г. Кызыла от 14 июля 1999 года были выданы служебные ордера на служебные квартиры Кызылского гарнизона, в приложении N 2 которого была указана спорная квартира. С момента отнесения указанной квартиры, служебной статус данной квартиры не менялся. Данный факт установлен судебным актом по гражданскому делу N 2-6658/2015. Постановлением мэрии г. Кызыла N 44 от 19 января 2012 года "О включении жилых помещений в состав специализированного жилищного фонда" данная квартира включена в состав специализированного жилищного фонда, находящегося в муниципальной собственности городского округа "Город Кызыл Республики Тыва" с отнесением к муниципальным служебным жилищным помещениям и 4 июня 2012 года зарегистрировано право собственности в Управлении Росреестра. В соответствии со ст.92 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду. Исходя из аналогии закона (ст.7 ЖК РФ) к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежащих государственным и муниципальным предприятиям либо государственным муниципальным учреждениям, использовавшихся в качестве служебного жилого помещения и переданы в ведение органов местного самоуправления, также должны применяться нормы ЖК РФ о договоре социального найма. Факт принятия решения о передаче служебных жилых помещений, которые находились в государственной собственности и были закреплены за государственными предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, в муниципальную собственность предполагает изменение статуса жилого помещения. Таким образом, при передаче в муниципальную собственность такие жилые помещения утрачивают статус служебных и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договору социального найма. Нормы ЖК РФ, регулирующие порядок предоставления жилищных помещений по договору социального найма, к возникшим правоотношениям применению не подлежат. В связи с этим с гражданами, проживающими в жилом помещении, в отношении которого произошло изменение правового режима в силу закона должен быть заключен договор социального найма независимо от того, состоят они на учете нуждающихся в жилых помещениях или нет. На момент принятия оспариваемого постановления они были зарегистрированы и проживали в спорной квартире. Мэрия г. Кызыла не сообщала им или военному комиссариату о принятии решения об отнесении спорной квартиры к муниципальному специализированному жилищному фонду, внесении изменений в постановление, которым данная квартира исключается из числа служебных Кызылского гарнизона. Тем самым мэрия г. Кызыла лишила их, военный комиссариат республики возможности оспаривать вынесенное постановление. Считают, что мэрией г. Кызыла нарушен порядок отнесения спорного жилого помещения в состав муниципального специализированного жилищного фонда. Согласно Правилам отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденным постановлением Правительства РФ от 26 января 2006 года N 42, отнесение жилищных помещений к специализированному жилищному фонду не допускается, если жилые помещения заняты по договорам социального найма жилого помещения, находящегося в государственной или муниципальной собственности жилищного фонда коммерческого использования аренды, а также если имеется обременение прав на это имущество. Согласно выписке из решения исполнительного комитета Кызылского городского совета народных депутатов от 31 января 1975 года N 62 постановлено закрепить занимаемые в домах местных Советов лицами кадрового и начальствующего состава ВС СССР за Кызылским гарнизоном в качестве служебных. Постановлением администрации г. Кызыла от 14 июля 1999 года N 1026 решено выписать служебные ордера на служебные квартиры Кызылского гарнизона по адресам, в том числе на спорную квартиру. У истцов имеется ордер N 659, выданный Ресвоенкоматом на основании указанного постановления на право занятия служебной квартиры. Считают, что они вселены в спорную квартиру на законных основаниях. Просили признать постановление мэрии г. Кызыла N 44 от 19 января 2012 года незаконным, признать за ними право пользования квартирой и заключить с ними договор социального найма.
Указанные иски были соединены в одно судебное производство.
Решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 4 сентября 2017 года иск мэрии г. Кызыла удовлетворен частично. Судом постановлено: "Выселить Дубровского Э.П, Дубровскую С.В, Дубровскую М.Э, Дубровскую В.Э. из кв. ** без предоставления другого жилого помещения. Взыскать с Дубровского Э.П, Дубровской С.В. в солидарном порядке государственную пошлину в размере 300 руб. с зачислением в муниципальный бюджет г. Кызыла, в остальной части заявленных требований отказать. Исковое заявление Дубровского Э.П, Дубровской С.В, выступающей за себя и своих несовершеннолетних детей, о признании постановления мэрии г. Кызыла N 44 от 19 января 2012 года незаконным, признании за ними права пользования квартирой и заключении с ними договора социального найма оставлено без удовлетворения.
Не согласившись с решением, представитель истца Дубровского Э.П. - Ооржак Д.А, истец Дубровская С.В. подали апелляционную жалобу, в которой просят отменить решение и принять новый акт об удовлетворении встречных исковых требований. В обоснование жалобы указывают, что судом первой инстанции не дана оценка доводам о том, что истец Дубровский Э.П. со своей семьей состоит на учете мэрии г. Кызыла в качестве нуждающегося в жилом помещении с 24 февраля 1976 года на основании решения Горисполкома от 3 марта 1976 года N 105, что подтверждается справкой, выданной Департаментом земельных и имущественных отношений мэрии г. Кызыла от 3 декабря 2015 года. В решении указано, что прокурор дал заключение об отсутствии оснований для удовлетворения иска Дубровского Э.П, что не соответствует протоколу судебного заседания. Также считает, что судом не дана оценка доводам истца о применении сроков исковой давности, поскольку спорная квартира отнесена в состав муниципального специализированного жилищного фонда в 2012 году, а мэрия обратилась в суд с иском о выселении в 2017 году, то есть по истечении трехгодичного срока исковой давности. Остальные доводы жалобы аналогичны доводам искового заявления.
В суде апелляционной инстанции истец Дубровский Э.П. и его представитель Ооржак Д.А. полностью поддержали доводы апелляционной жалобы по указанным в ней основаниям.
Представитель ответчика мэрии г. Кызыла Кудерек Ч.Д. с доводами апелляционной жалобы не согласился.
Представитель третьего лица ФКУ "Военный комиссариат Республики Тыва Шумакова Г.И. согласилась с доводами апелляционной жалобы, указывая, что не стали оспаривать постановление мэрии г. Кызыла в связи с пропуском исковой давности.
В заседание суда ответчики Федоров В.Т, Федорова Е.В, Дубровская С.В, Дубровская М.Э, Дубровская В.Э, представители третьих лиц не явились, о времени, дате и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, не просили рассмотреть дело без их участия, в связи с чем судебная коллегия рассматривает дело в их отсутствие в соответствии со ст.167 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ).
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, а также заключение прокурора, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.327.1 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении.
Согласно ст. 35 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими федеральными законами, договором, или на основании решения суда данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им). Если данный гражданин в срок, установленный собственником соответствующего жилого помещения, не освобождает указанное жилое помещение, он подлежит выселению по требованию собственника на основании решения суда.
В силу п.3 ст.104 ЖК РФ договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.В соответствии с п.4 Положения об условиях и порядке заключения договора между военнослужащими и Министерством обороны Российской Федерации или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 1999 года N 487, при окончании срока действия контракта о прохождении военной службы офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации, - жилищный договор прекращает свое действие.
В случае заключения военнослужащим новых контрактов о прохождении военной службы командиры (начальники) воинских частей обязаны заключить с этими военнослужащими новые жилищные договоры на условиях не хуже предыдущих жилищных договоров.
Как следует из материалов дела, решением исполнительного комитета Кызылского городского Совета народных депутатов от 31 января 1975 года N за Кызылским гарнизоном в качестве служебных закреплены жилые помещения, занимаемые лицами командного и начальствующего состава.
Постановлением председателя администрации г. Кызыла от 14 июля 1999 года N1026 (абзац 17 раздела 1) принято решение выписать служебные ордера на служебные квартиры Кызылского гарнизона по адресам согласно приложению N2, в котором под порядковым N N указана квартира **.
На основании постановления председателя администрации г. Кызыла от 14 июля 1999 года N 1026 администрацией г.Кызыла Кызылскому гарнизону Ресвоенкомата выписан ордер N на служебную квартиру по адресу: ** с отметкой "служебная".
14 июля 1999 года **, находящаяся в муниципальной собственности, была предоставлена Федорову В.Т. на основании ордера N, выданного председателем администрации г. Кызыла Ресвоенкомату.
30 октября 2009 года Федоров В.Т. обязался сдать кв. **, в 2-х месячный срок с даты приобретения им жилого помещения посредством реализации государственного жилищного сертификата.
30 июня 2011 года Федоров В.Т. получил государственный жилищный сертификат на приобретение жилого помещения на территории Республики Хакасия.
Федоров В.Т. сдал занимаемую им квартиру Военному комиссариату Республики Тыва и 6 марта 2014 года снялся с регистрационного учета по месту нахождения спорного жилого помещения.
На основании распоряжения Комитета по управлению муниципальным имуществом мэрии г. Кызыла от 25 июля 2008 года N спорное жилое помещение включено в реестр муниципального жилищного фонда городского округа "Город Кызыл Республики Тыва".
Постановлением мэрии города Кызыла от 19 января 2012 года N44 жилые помещения согласно приложению включены в состав специализированного жилищного фонда, находящегося в муниципальной собственности городского округа "Город Кызыл Республики Тыва", с отнесением к муниципальным служебным жилым помещениям. В пункте 8 приложения числится кв. **.
4 июня 2012 года за муниципальным образованием - городской округ "Город Кызыл Республики Тыва" зарегистрировано право собственности на служебную квартиру общей площадью 50 кв.м, по адресу: **, запись регистрации N.
18 декабря 2013 года между Военным комиссариатом Республики Тыва в лице военного комиссара Республики Тыва Маркова Ю.И. и Дубровским Э.П. заключен договор найма служебного жилого помещения, расположенного по адресу: **. В договоре сказано, что совместно с нанимателем в жилое помещение вселяются члены его семьи: Дубровская С.В. - жена, Дубровская М.Э. - дочь, Дубровская В.Э. - дочь; договор заключается на время трудовых отношений (п.п. 3, 4 договора).
На основании указанного договора найма служебного жилого помещения ответчики 25 февраля 2014 года зарегистрированы в спорном жилом помещении.
Согласно пунктам 18, 19 договора найма спорного служебного жилого помещения, данный договор прекращается в связи с окончанием срока службы. В случае прекращения договора по указанному основанию наниматель и члены его семьи должны освободить жилое помещение. В случае отказа освободить жилое помещение, граждане подлежат выселению без предоставления другого жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных ЖК РФ.
Постановлением мэрии г. Кызыла от 23 сентября 2015 года N1018 внесены изменения в постановление мэрии города Кызыла N44 от 19 апреля 2012 года "О включении жилых помещений в состав муниципального специализированного жилищного фонда": указанное постановление дополнено пунктом 4 следующего содержания: "Признать утратившим силу абзац 17 раздела 1 постановления председателя администрации г. Кызыла от 14 июля 1999 года N1026", которым принято решение выписать служебные ордера на служебные квартиры Кызылского гарнизона по адресам, согласно Приложения N2.
Из свидетельства о государственной регистрации права от 4 июня 2012 года на служебную квартиру по адресу: ** следует, что в качестве основания для государственной регистрации права на данное жилое помещение указано постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 3020-I.
Разрешая спор и удовлетворяя частично исковые требования мэрии г. Кызыла, суд первой инстанции исходил из того, что спорная квартира в ведение (на баланс) военного комиссариата не передавалась, на момент предоставления Дубровскому Э.П. входила в состав муниципального имущества, в связи с чем Дубровский Э.П, не являющийся военнослужащим, не имел права пользоваться спорной квартирой без согласия на то органа местного самоуправления.
Отказывая в удовлетворении исковых требований Дубровского Э.П. и Дубровской С.В, действующей за себя и за своих несовершеннолетних детей суд первой инстанции исходил из того, что спорная квартира имела и имеет статус служебного жилого помещения и не может быть объектом договорных отношений по социальному найму, наличие регистрации по месту жительства в спорном жилом помещении не ведет к возникновению у семьи Дубровских законного права пользования спорной квартирой. Суд первой инстанции пришел к выводу, что оспариваемое постановление мэрии г.Кызыла N 44 от 19 января 2012 года не нарушает прав истцов, поскольку на момент его принятия Дубровский Э.П. со своей семьей в спорной квартире не проживал.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам ст.67 ГПК РФ, соответствуют установленным судом фактическим обстоятельствам.
В соответствии с п.2 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 3020-I "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" объекты государственной собственности, указанные в приложении 3 к настоящему постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).
В приложении 3 к указанному постановлению в числе объектов, относящихся к муниципальной собственности, указан жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам. Тем самым данные объекты являются объектами муниципальной собственности в силу прямого указания в законе.
Суд первой инстанции, установив, что спорное жилое помещение в ведение (на баланс) военному комиссариату в пользование не передавалось, отношения по передаче спорного имущества военному комиссариату в пользование были оформлены ордером, выданным председателем администрации г. Кызыла от 14 июля 1999 года N 1026, пришел к верному выводу, что на момент предоставления спорная квартира входила в состав муниципального имущества, в связи с чем пользование ею иными лицами, не являющимися военнослужащими, могло иметь место при согласии на то органа местного самоуправления.
При этом судом первой инстанции обоснованно учтено, что ответчик Дубровский Э.П. не состоит в служебных отношениях с военным комиссариатом и не является военнослужащим, а потому не относится к категории граждан, имеющих право на получение служебных жилых помещений, переданных в пользование Кызылскому гарнизону.
Судебная коллегия считает, что разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно определилюридически значимые обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, дал надлежащую правовую оценку исследованным в судебном заседании доказательствам и постановилправильное по существу решение.
Нельзя согласиться с доводом подателей жалобы о том, что Дубровский Э.П. со своей семьей состоит на учете мэрии г. Кызыла в качестве нуждающегося в жилом помещении с 24 февраля 1976 года, он либо члены его семьи не относятся к лицам, которым жилье может быть предоставлено без очереди, соответственно, по данному доводу жалоба не может быть удовлетворена. Кроме того, из контрольной карточки видно, что на очередь поставлен не Дубровский Э.Н, а его мать.
Доводы жалобы представителя ответчика Дубровского Э.П. о пропуске мэрией г.Кызыла срока исковой давности обращения в суд по требованию о выселении признаются судебной коллегией необоснованными по следующим основаниям.
Постановление N 44 "О включении жилых помещений в состав муниципального специализированного жилищного фонда" принято 19 января 2012 года. На момент принятия указанного постановления в спорной квартире проживал военнослужащий Федоров В.Т, который должен был освободить его со всеми совместно проживающими членами семьи в 2-месячный срок со дня приобретения им жилого помещения посредством реализации государственного жилищного сертификата. Из письма ФГКУ "Центррегионжилье" г. Абакана от 5 июня 2015 мэрия г. Кызыла узнала о том, что Федоров В.Т. реализовал свое право на приобретение жилого помещения посредством реализации государственного жилищного сертификата 2 декабря 2012 года.
Дубровский Э.П. со своей семьей незаконно был Военным комиссариатом Республики Тыва вселен в жилое помещение 18 декабря 2013 года, соответственно, с этой даты и следует считать нарушенным право мэрии г. Кызыла. В суд с иском о выселении семьи Дубровских мэрия г.Кызыла обратилась 4 августа 2015 года, то есть в пределах установленного процессуального срока, последующее изменение основания иска, по мнению судебной коллегии, не является основанием для отказа в иске в связи с пропуском исковой давности.
Доказательства того, что мэрия г. Кызыла узнала и могла узнать о нарушении права 19 января 2012 года, то есть на момент вынесения постановления N 44 от 19 января 2012 года N 44 "О включении жилых помещений в состав муниципального специализированного жилищного фонда" суду представлены не были. Более ранний срок, как основание начала исчисления срока исковой давности, нельзя признать обоснованным, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права.
Иные доводы апелляционной жалобы предметом исследования и оценки суда первой инстанции, необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов и по существу сводятся к иному толкованию норм материального права и оспариванию указанных выше обстоятельств, основанных на оценке доказательств по делу, несогласию с выводами суда первой инстанции, изложенными в решении, не ставят под сомнение правильность постановленного решения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения суда, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 4 сентября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 29 января 2018 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.