судебная коллегия по гражданским делам Липецкого областного суда в составе:
председательствующего Игнатенковой Т.А.
судей Степановой Н.Н, Крючковой Е.Г.
при секретаре Овчинниковой В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе истца Скуридина Вячеслава Васильевича на решение Советского районного суда г. Липецка от 20 декабря 2017 года, которым постановлено:
"Скуридину Вячеславу Васильевичу в иске к Департаменту жилищно-коммунального хозяйства г.Липецка и Управлению опеки (попечительства) и охраны прав детства администрации города Липецка о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению специализированными жилыми помещениями, отказать".
Заслушав доклад судьи Степановой Н.Н, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Скуридин В.В. обратился в суд с иском к Департаменту жилищно-коммунального хозяйства г.Липецка и Управлению опеки (попечительства) и охраны прав детства администрации города Липецка о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению специализированными жилыми помещениями.
Свои требования мотивировал тем, что относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей. С момента рождения он проживает в различных государственных учреждениях социальной поддержки. Своего жилья не имеет. Поскольку своевременно органы опеки и попечительства не установили ему статус лица, оставшегося без попечения родителей, и в период, когда он вправе был реализовать свое право на получение жилого помещения в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (с 1996 по 2001 гг.), находится на лечении в Липецкой областной психоневрологической больнице, полагает, что срок на обращение в соответствующие органы с заявлением о постановке на учет для получения жилого помещения, как лицо, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, был пропущен им по уважительной причине.
Истец Скуридин В.В. и его представитель по заявлению Федорова Т.Э. в судебном заседании поддержали исковые требования.
Представитель третьего лица администрации Липецкой области по доверенности Саввина Л.А. полагала иск не подлежащим удовлетворению.
Ответчик Департамент жилищно-коммунального хозяйства администрации города Липецка и третье лицо Управление жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области в суд не явились, извещались надлежащим образом.
Представитель ответчика Управления опеки (попечительства) и охраны прав детства администрации города Липецка по доверенности Власова Ю.А. в письменном заявлении просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Судом постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше.
В апелляционной жалобе истец просит обжалуемое решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
В суде апелляционной инстанции истец и его представитель по доверенности Федорова Т.Э. поддержали доводы жалобы в полном объеме.
Представитель третьих лиц Администрации Липецкой области и Управления образования и науки Липецкой области по доверенности Саввина Л.А. в судебном заседании суда апелляционной инстанции жалобы не признала, ссылаясь на отсутствие оснований для включения истца в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, в связи с тем, что на момент обращения его возраст свыше 23-х лет.
Выслушав стороны и их представителей, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит правовых оснований для отмены или изменения решения суда.
В соответствии со статьёй 109.1. Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно положениям статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Согласно п.9 указанной статьи право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Таким образом, дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ, в том числе и на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, распространялись на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет.
Следовательно, по достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Судом установлено, что Скуридин В.В, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является инвалидом "данные изъяты" группы "данные изъяты". Вступившим в законную силу решением Советского районного суда г.Липецка от 27.09.2017 года был признан лицом, оставшимся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте.
На сегодняшний день Скуридин В.В. достиг возраста "данные изъяты" лет.
Из материалов дела следует, что Скуридин В.В. в период с 1982 года по 1985 год воспитывался в "данные изъяты" специальном (коррекционном) детском доме, затем переведен в "данные изъяты" специальную школу-интернат, где обучался и воспитывался с сентябрь 1994 года, после чего выбыл в ПУ- "данные изъяты" района. С 2004 года по 2005 год проживал в ОГБУ " "данные изъяты"", затем до 29.06.2015 года находился на стационарном социальном обслуживании в ОГБУ " "данные изъяты"", после чего до 24.05.2017 года находился на стационарном социальном обслуживании в ОГБУ " "данные изъяты"", и с 01.06.2017 года он зачислен на стационарное социальное обслуживание в ОГБУ " "данные изъяты"".
Кроме того, согласно материалам дела Скуридин В.В. находился на стационарном лечении в ОКУ " "данные изъяты"" с 01.02.1995 года по 11.11.1996 года, с 26.11.1996 года по 13.07.2000 года, с 07.09.2000 года по 02.12.2004 года.
Скуридиным В.В. в судебном заседании не оспаривалось то обстоятельство, что он до достижения 23-летнего возраста не обращался в соответствующие компетентные органы с заявлением о принятии на учет с целью получения жилого помещения в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
В качестве причин, в силу которых он своевременно не обратился с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, истец ссылался на нахождение его на стационарном лечении в ОКУ " "данные изъяты"", некомпетентности в законодательстве, незнании о наличии у него таких прав, не информирование его сотрудниками социальных учреждений.
Суд обоснованно не принял указанные обстоятельства в качестве уважительной причины для признания за истцом права на внеочередное обеспечение жилым помещением и включении его в список детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, поскольку доказательств объективной невозможности для обращения истца на протяжении более 10 лет после прекращения лечения в ОКУ " "данные изъяты"" в 2004 году с заявлением о постановке его на соответствующий учет суду представлено не было.
С учетом вышеизложенных обстоятельств в их совокупности, суд верно пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований Скуридина В.В.
Довод жалобы об отсутствии у истца до вынесения решения суда от 27.09.2017 года статуса ребенка, оставшегося без попечения родителей, правового значения для разрешения настоящего спора не имеет, поскольку Закон не связывает право на внеочередное обеспечение жилым помещением с даты получения лицом статуса ребенка-сироты и ребенка, оставшегося без попечения родителей. П раво на постановку на учет для обеспечения жилыми помещениями по основаниям ФЗ от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до достижения ими возраста 23 лет.
Иные доводы апелляционной жалобы выводов суда не опровергают, тождественны объяснениям, на которые истец ссылался в суде первой инстанции, и которым судом была дана надлежащая правовая оценка.
Выводы суда основаны на правильном применении норм материального права, обжалуемое судебное решение отвечает требованиям законности и обоснованности и отмене не подлежит. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст.ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г. Липецка от 20 декабря 2017 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу истца Скуридина Вячеслава Васильевича без удовлетворения.
Председательствующий: (подпись)
Судьи: (подписи)
Копия верна: докладчик секретарь
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.