судебная коллегия по гражданским делам Липецкого областного суда в составе:
председательствующего
Фоминой Н.В.
судей
Кедриной О.В, Москаленко Т.П.
при секретаре
Бахолдиной Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Липецке гражданское дело по апелляционной жалобе истца Таратухиной Ю.С. на решение Елецкого городского суда Липецкой области от 25 декабря 2017 года, которым постановлено:
" Территориальному отделу Управления Роспотребнадзора по Липецкой области в г.Ельце, Елецком, Измалковском, Долгоруковском, Становлянском районах, действующему в интересах Таратухиной Ю.С. в удовлетворении исковых требований к МУП "Елецводоканал" о признании действий по взиманию дополнительной платной услуги по опломбированию и вводу в эксплуатацию индивидуальных приборов учета холодного и горячего водоснабжения, незаконными - отказать.
Территориальному отделу Управления Роспотребнадзора по Липецкой области в г.Ельце, Елецком, Измалковском, Долгоруковском, Становлянском районах, действующему в интересах Таратухиной Ю.С. в удовлетворении исковых требований к МУП "Елецводоканал" о возложении обязанностей осуществить опломбировку индивидуальных приборов учета потребления холодного и горячего водоснабжения и приемку в эксплуатацию установленных приборов учета в квартире истца по адресу: "адрес" без взимания дополнительной платы - отказать.
Территориальному отделу Управления Роспотребнадзора по Липецкой области в г.Ельце, Елецком, Измалковском, Долгоруковском, Становлянском районах, действующему в интересах Таратухиной Ю.С. в удовлетворении исковых требований к МУП "Елецводоканал" о возложении обязанностей произвести перерасчет за пользование истцом коммунальных услуг, исключив незаконно начисленную сумму оплаты по нормативу, за холодное водоснабжение и водоотведение за период с 01.07.2013 года по 18.12.2017 года, исходя из фактических показаний приборов учета и согласно расчетам истца на сумму 2 979,73 руб. - отказать.
Территориальному отделу Управления Роспотребнадзора по Липецкой области в г.Ельце, Елецком, Измалковском, Долгоруковском, Становлянском районах, действующему в интересах Таратухиной Ю.С. в удовлетворении исковых требований к МУП "Елецводоканал" о взыскании компенсацию морального вреда в размере 5 000 рублей - отказать ".
Заслушав доклад судьи Кедриной О.В, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Липецкой области в г.Ельце, Елецком, Измалковском, Долгоруковском, Становлянском районах, действующий в интересах Таратухиной Ю.С, обратился с иском к МУП "Елецводоканал" о защите прав потребителей, указав, что Таратухина Ю.С. является собственником квартиры, расположенной по адресу "адрес". Эта квартира оборудована индивидуальными приборами учета холодной и горячей воды. До декабря 2015 года расчеты по водоснабжению и водоотведению ответчиком производились согласно показаниям. В январе 2016 года метрологической службой была проведена поверка счетчиков, при этом был зафиксирован факт отсутствия пломбы водоснабжающей организации. Специалисты организации сообщили владельцу Таратухиной Ю.С. о необходимости произвести опломбировку счетчиков, ответчик сообщил, что повторное опломбирование производится за плату.
Истец считает, что ввод в эксплуатацию индивидуального прибора учета является обязанностью исполнителя, а взимание платы за ввод прибора в эксплуатацию, который сопровождается установкой пломбы, противоречит действующему законодательству.
Истец просил признать указанные действия МУП "Елецводоканал" по навязыванию платной услуги по опломбированию и вводу в эксплуатацию индивидуальных средств измерения по водоснабжению и электрической энергии, противоправными; обязать МУП "Елецводоканал" принять к учету приборы учета горячей воды с января 2016 года, а холодной воды с августа 2017 года (осуществить опломбировку); обязать МУП "Елецводоканал" осуществить перерасчет оплаты за указанный период холодной и горячей воды; взыскать с МУП "Елецводоканал" компенсацию морального вреда.
Впоследствии исковые требования были изменены, истец просил признать действия МУП "Елецводоканал" по взиманию дополнительной платной услуги по опломбированию и вводу в эксплуатацию индивидуальных приборов учета холодного и горячего водоснабжения незаконными; обязать МУП "Елецводоканал" осуществить опломбировку индивидуальных приборов учета потребления холодного и горячего водоснабжения и приемку в эксплуатацию установленных приборов учета в квартире истца без взимания дополнительной платы; обязать МУП "Елецводоканал" произвести перерасчет за пользование истцом коммунальных услуг, исключив незаконно начисленную сумму оплаты по нормативу за холодное водоснабжение и водоотведение за период с 01.07.2013 по18.12.2017 года, исходя из фактических показаний приборов учета и согласно расчетам истца на сумму 2 979,73 руб.; взыскать с МУП "Елецводоканал" компенсацию морального вреда в размере 5 000 рублей.
Представитель Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Липецкой области в г.Ельце, Елецком, Измалковском, Долгоруковском, Становлянском районах в судебное заседание не явился, в заявлении просил рассмотреть дело в отсутствие представителя, исковые требования поддержаны в полном объеме.
Истец Таратухина Ю.С. исковые требования просила удовлетворить.
Представитель ответчика- МУП "Елецводоканал"- Кузубов А.В. иск не признал, указал, что водомеры с фильтром в квартире истца были опломбированы пломбой МУП "Елецводоканал" 03.12.2014 года, о чём имеется акт, который подписан Таратухиной Ю.С. Поскольку пломбы отсутствуют по вине истца, то повторное опломбирование осуществляется после произведения оплаты.
Суд постановилрешение об отказе в удовлетворении заявленных требований, резолютивная часть которого приведена выше.
В апелляционной жалобе истец Таратухина Ю.С. просит решение суда отменить, принять новое решение об удовлетворении требований истца, указав, что акт от
03 декабря 2014 года не является актом опломбирования, поскольку он не заполнен должным образом, в графах отсутствуют сведения о заводских номерах всех четырех приборов учета и пломбах, полагает, что невозможно одной пломбой опломбировать четыре прибора учета в разных местах, в акте не указаны характеристики этих пломб. Ответчиком нарушен и пункт 81.14 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утв. постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354),
поскольку в вод в эксплуатацию прибора учета после его ремонта, замены и поверки осуществляется в порядке, предусмотренном пунктами 81 - 81.9 настоящих Правил.
Ответчиком не предоставлены доказательства о нарушении пломб или знаков поверки истцом. При осмотре состояния приборов учета работником МУП "Елецводоканал" не выявлены нарушения
целостности приборов учета, какие-либо механические повреждения, отверстия или трещины, не предусмотренные заводом-изготовителем, неплотное прилегание стекла индикатора, наличие свободного доступа к элементам коммутации (узлам, зажимам) приборов учета, позволяющим осуществлять вмешательство в работу приборов учета, акт о несанкционированном вмешательстве со стороны истца также отсутствует у ответчика.
В возражении на апелляционную жалобу ответчик просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Проверив доводы апелляционной жалобы и материалы дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В силу статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
По делу бесспорно установлено, что Таратухина Ю.С. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", в спорный период МУП "Елецводоканал" производит начисление платежей за водоснабжение и водоотведение с выполнением соответствующих работ по данной услуге.
Суд первой инстанции проверил доводы сторон применительно к действующим Правилам, регулирующим спорные правоотношения, т.е. учитывал Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утв. постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011г. N 354, далее Правила N354), поскольку они регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг.
Согласно п. 80 указанных Правил N354, учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета. К использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие поверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений. Информация о соответствии прибора учета утвержденному типу, сведения о дате первичной поверки прибора учета и об установленном для прибора учета межповерочном интервале, а также требования к условиям эксплуатации прибора учета должны быть указаны в сопроводительных документах к прибору учета.
На основании п. 81 этих Правил, оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения. Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем в том числе на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю. К заявке прилагаются копия паспорта на прибор учета, а также копии документов, подтверждающих результаты прохождения последней поверки прибора учета (за исключением новых приборов учета).
На основании пунктов 81(3), 81 (6) Правил, в случае выполнения монтажа прибора учета исполнителем ввод в эксплуатацию осуществляется исполнителем путем оформления и подписания акта ввода прибора учета в эксплуатацию, предусмотренного пунктом 81(6) настоящих Правил, по результатам проверки прибора учета исполнитель оформляет акт ввода прибора учета в эксплуатацию.
На основании пунктов 81(7-9) Акт ввода прибора учета в эксплуатацию составляется в 2 экземплярах и подписывается потребителем и представителями исполнителя, принимавшими участие в процедуре ввода прибора учета в эксплуатацию.
Перед подписанием акта ввода прибора учета в эксплуатацию представитель исполнителя осуществляет установку контрольных пломб на приборе учета. Ввод приборов учета в эксплуатацию в случаях, предусмотренных настоящими Правилами, осуществляется исполнителем без взимания платы.
Согласно п. 81(11)Правил N354 Прибор учета должен быть защищен от несанкционированного вмешательства в его работу. При проведении исполнителем проверки состояния прибора учета проверке подлежат: наличие и сохранность контрольных пломб и индикаторов антимагнитных пломб, а также пломб и устройств, позволяющих фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета; на основании п. 81(12) Правил N354, прибор учета считается вышедшим из строя в случаях: б) нарушения контрольных пломб и (или) знаков поверки.
Согласно статье 20 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" приборы учета воды, сточных вод размещаются абонентом, организацией, эксплуатирующей водопроводные или канализационные сети, на границе балансовой принадлежности сетей, границе эксплуатационной ответственности абонента, указанных организаций или в ином месте в соответствии с договорами, указанными в части 1 статьи 7, части 1 статьи 11, части 5 статьи 12 настоящего Федерального закона, договорами о подключении (технологическом присоединении). Приборы учета воды, сточных вод, установленные для определения количества поданной абоненту воды по договору водоснабжения, отведенных абонентом сточных вод по договору водоотведения, опломбируются организациями, которые осуществляют горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и с которыми заключены указанные договоры, без взимания платы с абонента, за исключением случаев, когда опломбирование соответствующих приборов учета производится такой организацией повторно в связи с нарушением пломбы по вине абонента или третьих лиц.
Довод ответчика о предшествующей опломбировке приборов учёта в квартире истца проверен судом и бесспорно подтверждён.
Так, в августе 2013 года контролерами МУП "Елецводоканал" составлен акт о том, что у абонента Таратухиной Ю.С. на 28.08.2013 года водомеры не опломбированы, так как в фильтрах отсутствует ушки. Указано, что до 01.01.2014 необходимо заменить фильтры на новые. 03.12.2014 года контролерами МУП "Елецводоканал" составлен акт о принятии водомеров, находящихся по указанному адресу, проведено контрольное списание показаний. Водомеры с фильтром опломбированы МУП "Елецводоканал". Абоненту Таратухиной Ю.С. разъяснено, что она несет ответственность перед МУП "Елецводоканал" за повреждение их по вине абонента. Данный акт подписан представителем водоканала и абонентом.
Таратухиной Ю.С. как владельцем спорной квартиры с указанными приборами учёта не опровергнуты названные обстоятельства. Свою подпись в акте от 03.12.2014 года она не оспаривала, в акте ею не указано на его несоответствие в части опломбирования. При этом доводы Таратухиной Ю.С. о недостатках этого акта, в том числе отсутствия указания номеров приборов и технических характеристик, не влекут удовлетворения требований, поскольку не опровергают факта самого опломбирования приборов с составлением акта об этом. Кроме того, указанные сведения заполняются при предоставлении владельцем квартиры паспортов на приборы учёта, эти же сведения владельцем должны быть указаны в заявке на ввод приборов учёта.
Таратухиной Ю.С. не предъявлено доказательств, отвечающих требованиям допустимости и достаточности, подтверждающих те обстоятельства, что сведения в акте от 03.12. 2014 года не могут быть учтены по обстоятельствам, установленным по данному делу в 2017 году.
Доводы стороны истца по фактам отсутствия пломб при проверке в 2017 году также не влекут удовлетворения заявленных требований.
В пункте 81.12 Правил N354 указано, что прибор учета считается вышедшим из строя в случаях, в том числе, нарушения контрольных пломб и (или) знаков поверки.
Пункт 81.14. Правил предусматривает, что ввод в эксплуатацию прибора учета после его ремонта, замены и поверки осуществляется в порядке, предусмотренном пунктами 81 - 81.9 настоящих Правил. Установленный прибор учета, в том числе после поверки, опломбируется исполнителем без взимания платы с потребителя, за исключением случаев, когда опломбирование соответствующих приборов учета производится исполнителем повторно в связи с нарушением пломбы или знаков поверки потребителем или третьим лицом.
На основе полученных по делу доказательств судом сделан верный вывод о том, что ДД.ММ.ГГГГ проведена контрольная проверка, подтвердившая, что срок межповерочного интервала на ИПУ холодной воды истек ДД.ММ.ГГГГ, контрольные пломбы отсутствуют. В свидетельстве от ДД.ММ.ГГГГ указано о поверке ИПУ горячей воды, контрольные пломбы отсутствуют.
С учётом таких обстоятельств ответчиком расчет платы за водоснабжение произведен в соответствии с действующим законодательством.
Отказывая в удовлетворении требований истца, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что пломбы на индивидуальных приборах учета холодной и горячей воды в жилом помещении ответчика были нарушены (отсутствуют) по вине ответчика. Доказательств того, что отсутствие пломб на приборах учета возникло не по вине ответчика, в судебное заседание не представлено.
Пункт 34 Правил N354 устанавливает обязанности Потребителя, а именно: б) при обнаружении неисправностей, повреждений коллективного (общедомового), индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета или распределителей, нарушения целостности их пломб немедленно сообщать об этом в аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или в иную службу, указанную исполнителем.
Отсутствие в указанной квартире Таратухиной Ю.С. зарегистрированных лиц не влечёт отсутствие ответственности владельца спорной квартиры за состояние квартиры и приборы учёта поставляемых ресурсов в ней.
Из положений пункта 59 Правил N354 следует, что плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета за период не менее 6 месяцев, а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев, в следующих случаях и за указанные расчетные периоды:
а) в случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета либо истечения срока его эксплуатации, определяемого периодом времени до очередной поверки, - начиная с даты, когда наступили указанные события, а если дату установить невозможно, - то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд для жилого помещения и не более 2 расчетных периодов подряд для нежилого помещения;
При изложенных обстоятельствах, выводы суда в части отказа в признании действий МУП "Елецводоканал" незаконными, являются обоснованными.
Более того, помимо обстоятельств по существу спора установлено, что 06.09.2017 года органом государственного жилищного надзора был проведена внеплановая проверка в отношении МУП "Елецводоканал", по результатам которой составлен акт, в ходе проверки нарушений не выявлено.
Поскольку абзац первый статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает возможность компенсации морального вреда только в случае нарушения личных неимущественных прав или иных принадлежащих гражданину нематериальных благ, суд пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении требований в данной части, поскольку нарушений неимущественных прав истца установлено не было.
Ссылка в жалобе на то, что счетчики были опломбированы одной пломбой является несостоятельной, поскольку доказательствами не подтверждена, согласно ранее указанному акту от 03 декабря 2014 года каждый индивидуальный прибор учета был принят МУП "Елецводоканал" и опломбирован пломбой.
Довод апелляционной жалобы, связанный с отсутствием у ответчика акта несанкционированного вмешательства, не влечёт отмену, изменение решения суда, поскольку оплата повторной опломбировки не связывается с обязательным составлением и наличием такого акта.
Разрешая заявленные требования, суд правильно определилюридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановилрешение в соответствии с нормами материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
При таких обстоятельствах, решение суда в обжалуемой части является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Елецкого городского суда Липецкой области от 25 декабря 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Таратухиной Ю.С.- без удовлетворения.
Председательствующий:.
Судьи:.
.
.
.
6
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.