Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
председательствующего Козлова А.М,
судей Ганченковой В.А, Лесновой И.С,
при секретаре Яшкиной Ю.В,
рассмотрела в открытом судебном заседании 14 февраля 2018 г. в г. Саранске гражданское дело по иску исполняющего обязанности прокурора Торбеевского района Республики Мордовия в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Торбеевского муниципального района Республики Мордовия о возложении обязанности по обеспечению автобусом по апелляционной жалобе представителя администрации Торбеевского муниципального района Республики Мордовия Тулапина А.А. на решение Торбеевского районного суда Республики Мордовия от 2 ноября 2017 г.
Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
установила:
Исполняющий обязанности прокурора Торбеевского района Республики Мордовия обратился с иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Торбеевского муниципального района Республики Мордовия (далее - администрация Торбеевского муниципального района) о возложении обязанности обеспечить муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Детско-юношеская спортивная школа Торбеевского муниципального района Республики Мордовия" (далее - ДЮСШ, Учреждение) автобусом, отвечающим требованиям Межгосударственного стандарта ГОСТ 33552-2015 "Автобусы для перевозки детей. Технические требования и методы испытаний" (далее - ГОСТ 33552-2015).
В обоснование заявленного требования указал, что в ходе проведения проверки исполнения законодательства о безопасности перевозки детей на автомобильном транспорте установлено, что ДЮСШ на основании лицензии осуществляет перевозку детей на спортивные мероприятия на автобусе марки ПАЗ-32053 государственный регистрационный знак В715УС13, закрепленном за Учреждением на праве оперативного управления Постановлением главы администрации Торбеевского муниципального района от 25 ноября 2008 г. N 213. Вместе с тем, указанный автобус не соответствует требованиям ГОСТа 33552-2015, а именно, пунктам 2.2.3 - 2.2.6, 2.3.1-2.3.2, 2.3.8, 2.5.3 (л.д. 1-4).
Решением Торбеевского районного суда Республики Мордовия от 2 ноября 2017 г. исковые требования исполняющего обязанности прокурора Торбеевского района Республики Мордовия полностью удовлетворены (л.д. 68-76).
Не согласившись с принятым по делу решением, представителем администрации Торбеевского муниципального района Тулапиным А.А. подана апелляционная жалоба, в которой он указал на незаконность принятого по делу судебного акта. Обращает внимание, что автобус 2008 года выпуска соответствовал национальному стандарту Российской Федерации ГОСТ Р 51160-98 "Автобусы для перевозки детей. Технические требования", действовавшему до 1 апреля 2017 г. В обоснование доводов жалобы ссылается также на то, что бюджет Торбеевского муниципального района является дефицитным. Ссылаясь на статью 40 Федерального закона от 29 декабря 2017 г. N 473-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", указывает на то, что ДЮСШ не относиться к муниципальным организациям, реализующим основные общеобразовательные программы. Целью данного Учреждения является возможность получения дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности. Просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований (л.д. 81-88).
В возражениях на апелляционную жалобу помощник прокурора Торбеевского района Резяпкина Н.Ф. просила решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения (л.д. 101-103).
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
В судебное заседание представитель ответчика администрации Торбеевского муниципального района, представитель третьего лица ДЮСШ не явились.
На основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанных лиц.
Прокурор Межевова Ю.В. в судебном заседании просила апелляционную жалобу отклонить.
Изучив материалы дела по доводам, изложенным в жалобе и поступившим относительно нее возражениях, выслушав прокурора, судебная коллегия с учетом положений статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, автобус марки ПАЗ-32053 государственный регистрационный знак В715УС13, являющийся муниципальным имуществом, передан на основании постановления главы администрации Торбеевского муниципального района от 25 ноября 2008 г. N 213 в оперативное управление Учреждения (л.д. 28-34).
Функции, полномочия учредителя и собственника ДЮСШ от имени муниципального образования "Торбеевский муниципальный район" осуществляет администрация Торбеевского муниципального района (пункт 1.3 Устава ДЮСШ) (л.д. 8-27).
Образовательная деятельность Учреждения осуществляется на основании лицензии от 23 февраля 2017 г. N 3863, выданной Министерством образования Республики Мордовия (л.д. 6-7).
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что данный автобус имеет несоответствия требованиям ГОСТа, тем самым создает опасность причинения вреда жизни и здоровью несовершеннолетних, а также сопровождающих их лиц. В связи с этим суд возложил на ответчика обязанность обеспечить Учреждение автобусом, отвечающим требованиям ГОСТ 33552-2015.
Судебная коллегия не может согласиться с данными выводами суда по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
Учредитель является собственником имущества созданного им учреждения. На имущество, закрепленное собственником за учреждением и приобретенное учреждением по иным основаниям, оно приобретает право оперативного управления в соответствии с настоящим Кодексом.
Согласно пункту 2 статьи 123.21 ГК РФ учреждение может быть создано муниципальным образованием.
Пунктом 1 статьи 296 ГК РФ предусмотрено, что учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Исходя из взаимосвязи положений статьи 296 ГК РФ и статьи 210 ГК РФ учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, несёт бремя содержания этого имущества. При этом в силу абзаца пятого пункта 1 статьи 216 ГК РФ право оперативного управления относится к вещным правам лиц, не являющихся собственниками.
Из смысла приведенных правовых норм следует, что ДЮСШ вправе пользоваться вышеуказанным транспортным средством в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества.
Вместе с тем, исполняющим обязанности прокурора Торбеевского района заявлено требование о возложении на ответчика обязанности обеспечить ДЮСШ автобусом, отвечающим требованиям ГОСТ 33552-2015.
Требований о приведении автобуса марки ПАЗ-32053 государственный регистрационный знак В715УС13 в соответствие с вышеуказанным ГОСТом либо о запрете его эксплуатации заявлены не были.
Следовательно, юридически значимым обстоятельством, подлежащим доказыванию при разрешении возникшего между сторонами спора, являлось наличие у ответчика обязанности по обеспечению Учреждения автобусом.
Нарушение требований ГОСТ 33552-2015 при использовании ДЮСШ автобуса, находящегося у Учреждения в оперативном управлении, не является юридически значимым обстоятельством по заявленному прокурором иску.
Общие вопросы образования находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункты "е" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).
Подпунктом 13 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" установлено, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится, в том числе решение вопросов обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг).
В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района отнесены организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации).
Как следует из пункта 3.10 Устава ДЮСШ, финансовое обеспечение Учреждения осуществляется в виде субсидий из бюджета муниципального района на выполнение муниципального задания и на иные цели.
Вместе с тем, организация предоставления дополнительного образования не включает в себя возложение на органы местного самоуправления обязанности по обеспечению перевозки детей в связи получением ими дополнительного образования.
Предметом (основным видом) деятельности Учреждения является образовательная деятельность в сфере дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности (пункт 2.1 Устава ДЮСШ) (л.д. 8-27), а не оказание услуг по перевозке детей.
В силу части 1 статьи 40 Федерального закона от 29 декабря 2017 г. N 473-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" транспортное обеспечение обучающихся определено как организация их бесплатной перевозки до образовательных организаций и обратно в случаях, установленных частью 2 настоящей статьи, а также предоставление в соответствии с законодательством Российской Федерации мер социальной поддержки при проезде на общественном транспорте.
Организация бесплатной перевозки обучающихся в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы, между поселениями осуществляется учредителями соответствующих образовательных организаций.
Следовательно, законодательством об образовании не предусмотрена обязанность учредителя образовательного учреждения по транспортному обеспечению лиц, получающих дополнительное образование.
Администрация Торбеевского муниципального района, как самостоятельный субъект хозяйственной деятельности и как орган местного самоуправления, наделенный полномочиями по владению, пользованию и распоряжению муниципальным имуществом, вправе с учетом финансовых, технических и иных возможностей самостоятельно принимать решения о передаче муниципальным бюджетным учреждениям, в том числе ДЮСШ, того или иного имущества, а также выбирать способ восстановления нарушенных прав и законных интересов граждан путем приобретения нового транспортного средства, либо переоборудования автобуса в соответствии с требованиями ГОСТ 33552-2015.
Таким образом, обеспечение автобусом муниципальных бюджетных учреждений дополнительного образования является правом, а не обязанностью органов местного самоуправления.
Данные обстоятельства не были учтены судом первой инстанции при принятии оспариваемого решения.
С учетом изложенного, суд неправильно определилюридически значимые обстоятельства и применил к спорным отношениям нормы материального права, неподлежащие применению.
При таких обстоятельствах решение суда нельзя признать законным и обоснованным.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
определила:
решение Торбеевского районного суда Республики Мордовия от 2 ноября 2017 г. отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований исполняющего обязанности прокурора Торбеевского района Республики Мордовия в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Торбеевского муниципального района Республики Мордовия о возложении обязанности по обеспечению муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования "Детско-юношеская спортивная школа Торбеевского муниципального района Республики Мордовия" автобусом, отвечающим требованиям Межгосударственного стандарта ГОСТ 33552-2015 "Автобусы для перевозки детей. Технические требования и методы испытаний".
Председательствующий
А.М. Козлов
Судьи
В.А. Ганченкова
И.С. Леснова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.