Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
председательствующего Козлова А.М,
судей, Лесновой И.С, Скипальской Л.И,
при секретаре Яшкиной Ю.В,
рассмотрела в открытом судебном заседании 14 февраля 2018 г. в г. Саранске гражданское дело по иску Б.Е.А, действующей в интересах несовершеннолетней Р.Е.А, к Федеральному казенному учреждению "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Мордовия" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации о признании незаконным отказа во внесении изменений в технические характеристики средств реабилитации в индивидуальной программе реабилитации ребенка-инвалида по апелляционной жалобе Б.Е.А. на решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 1 ноября 2017 г.
Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
установила:
Б.Е.А, действующая в интересах несовершеннолетней Р.Е.А, обратилась в суд с указанным иском к Федеральному казенному учреждению "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Мордовия" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (далее - ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Мордовия").
В обоснование заявленных требований указала на то, что её дочь Р.Е.А. является ребенком-инвалидом. В соответствии с индивидуальной программой реабилитации, разработанной бюро N 4 филиалом ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Мордовия" 13 июня 2017 г, Р.Е.А. имеет право до достижения возраста 18 лет на технические средства индивидуальной реабилитации, в том числе: опоры для стояния для детей инвалидов, ходунки на колесах и подгузников для детей весом до 20 кг (3 штуки в сутки). В связи с отсутствием какого-либо описания данных средств реабилитации истец обратилась к ответчику. Однако ответом от 28 июля 2017 г. указанная индивидуальная программа реабилитации оставлена без изменения.
По её мнению отсутствие технических характеристик средств реабилитации нарушает права Р.Е.А. на получение индивидуальной реабилитационной помощи государства для обеспечения оптимальной компенсации её стойких ограничений жизнедеятельности, в связи с чем просила признать отказ ответчика во внесении изменений в технические характеристики указанных средств реабилитации в индивидуальной программе реабилитации ребенка-инвалида Р.Е.А. незаконным и обязать ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Мордовия" включить в данную программу следующие описания технических средств реабилитации:
- опора, соответствующая антропометрическим данным ребенка с возможностью отведения каждой ноги изолированно на угол до 30 градусов, абдуктором, установленным на высоте 30 см от подножки, упорами для коленей, столиком с увеличенной подлокотной частью - 1 штука;
- ходунки по индивидуальной изготовлению высокомобильные с функциями поддержки туловища на высоте 63 см от пола, регулируемой по высоте, с поддержкой для рук, с вертикальными ручками, с конструкцией колес, позволяющей задавать направление и скорость - 1 штука;
- подгузники в соответствии с размерами ребенка - 120 штук в месяц;
а также взыскать с ответчика расходы на оплату юридических услуг в размере 3 000 руб. (т. 1 л.д. 1-3).
Решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 1 ноября 2017 г. исковые требования Б.Е.А, действующая в интересах несовершеннолетней Р.Е.А, оставлены без удовлетворения (т. 3 л.д. 7-14).
Не согласившись с принятым по делу решением, Б.Е.А. подала апелляционную жалобу, в которой указала на его незаконность и необоснованность. В качестве доводов жалобы она привела те же обстоятельства, что и в исковом заявлении. Считает, что суд неправильно применил и истолковал нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения. Обращает внимание, что суд не установил, к какому виду относятся технические средства реабилитации, рекомендованные Р.Е.А, соответствуют ли они классификации технических средств реабилитации, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 мая 2013 г. N 214н. Просила решение суда отменить и принять новое об удовлетворении заявленных требований (т. 3 л.д. 17-21).
В возражениях на апелляционную жалобу представитель ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Мордовия" Гулина О.В, представитель третьего лица Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Мордовия Борисова Н.А. просили решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения (т. 3 л.д. 40-47, 49).
В судебном заседании истец Б.Е.А, действующая в интересах несовершеннолетней Р.Е.А, апелляционную жалобу поддержала.
Представитель ответчика ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Мордовия" Борисова О.А, представитель третьего лица Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Мордовия Дуленов К.А. просили апелляционную жалобу отклонить.
Изучив материалы дела по доводам, изложенным в жалобах и поступившим относительно нее возражениях, выслушав лиц, участвующих в деле, судебная коллегия с учетом положений статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации приходит к следующему.
Апелляционная жалоба не содержит доводов в части отказа в удовлетворении требований истца о включении в индивидуальную программу реабилитации Р.Е.А. обеспечение последней подгузниками в соответствии с размерами ребенка в количестве 120 штук в месяц. В связи с этим решение суда в данной части не является предметом апелляционного рассмотрения.
Судом установлено и усматривается из материалов дела, что дочь Б.Е.А. Р.Е.А, 27 мая 2014 года рождения (т. 1 л.д. 4), является ребенком-инвалидом (т. 1 л.д. 6) и относится к категории лиц, имеющих право на меры социальной защиты и поддержки, предусмотренные положениями Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
В соответствии с индивидуальной программой реабилитации, бюро медико-социальной экспертизы N 4 - филиалом ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Мордовия" 13 июня 2017 г, Р.Е.А. имеет право на технические средства индивидуальной реабилитации, в том числе в виде опоры для стояния для детей-инвалидов (1 штука), ходунков на колесах (1 штука), подгузников для детей весом до 20 кг (3 штуки в сутки (т. 1 л.д. 15-23).
Согласно рекомендациям по назначению технического средства реабилитации, данным 25 мая 2017 г. врачом отделения реабилитации Государственного бюджетного учреждения здравоохранения г. Москвы "Научно-исследовательский институт неотложной детской хирургии и травматологии Департамента здравоохранения г. Москвы" Мамонтовой Н.А, Р.Е.А. нуждается в обеспечении, в том числе:
- опорой переднее опорной, которая должна соответствовать антропометрическим данным ребенка, иметь возможность отведения каждой ноги изолированно на угол 30 градусов с учетом степени спастичности каждой из сторон, абдуктор на высоте 30 см. от подножки с возможностью увеличения данного расстояния, упоры для коленей, поддержку груди на высоте 63 см. от подножки, регулируемую по ширине и высоте с учетом роста ребенка, специальный столик с увеличенной подлокотной частью;
- ходунками по индивидуальному изготовлению, в том числе с дополнительными функциями, с сиденьем и круговой поддержкой таза, установленными на расстоянии 30 см. от пола, с поддержкой туловища на высоте 63 см от пола с возможностью регулирования по высоте, поддержкой для рук с вертикальными ручками, а также с конструкцией колес, при которой возможно задавать направление и скорость движения;
- памперсами в количестве 120 штук в месяц в соответствии с размерами ребенка (т. 1 л.д. 24-28).С учетом приведенных рекомендаций и отсутствием описания указанных технических средств реабилитации в индивидуальной программе реабилитации Р.Е.А. истец 27 июня 2017 г. обратилась к ответчику с заявлением об обжаловании данной программы и внесении в неё изменений (т. 1 л.д. 10-14).
При проведении очной медико-социальной экспертизы специалистами экспертного состава N 1 смешанного профиля ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Мордовия" в отношении Р.Е.А. в период с 19 по 27 июля 2017 года индивидуальная программа реабилитации оставлена без изменения (т. 1 л.д.7-9).
В последующем в индивидуальную программу реабилитации Р.Е.А. внесены изменения, в частности, ходунки на колесах заменены на ходунки, изготавливаемые по индивидуальному заказу (т. 2 л.д. 210-214).
Данные обстоятельства, установленные судом первой инстанции, сторонами в ходе судебного разбирательства не оспаривались.
Разрешая спор и принимая решение об отказе в удовлетворении исковых требований Б.Е.А, действующей в интересах несовершеннолетней Р.Е.А, суд исходил из того, что данные средства реабилитации, указанные в индивидуальной программе реабилитации Р.Е.А. соответствуют классификации технических средств реабилитации в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 2347-р.
Судебная коллегия считает данный вывод суда правильным с учетом следующего.
Правовые и организационные основы предоставления мер социальной поддержки инвалидов установлены Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", определяющим государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Частью 1 статьи 9 приведенного Федерального закона предусмотрено, что одной из мер социальной поддержки инвалидов является реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности.
Медицинская реабилитация, как следует из содержания частей 2 и 3 статьи 9 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ, - одно из направлений реабилитации инвалидов, предусматривающее, в том числе использование инвалидами технических средств реабилитации.
Государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счёт средств федерального бюджета (часть 1 статьи 10 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду в соответствии с частью 2 статьи 10 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ утверждается Правительством Российской Федерации.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 2347-р утвержден федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду.
Согласно данному федеральному перечню к техническим средствам реабилитации, в том числе, относятся трости опорные и тактильные, костыли, опоры, поручни (пункт 6) и абсорбирующее белье, подгузники (пункт 22).
Данные технические средства реабилитации кроме того разделены на группы исходя из определенной реабилитационной направленности с учетом степени нарушенных функций организма из-за заболеваний, последствий травм или дефектов, приводящих к ограничению жизнедеятельности и вызывающих необходимость социальной защиты.
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 мая 2013 г. N 214н утверждена классификация технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 2347-р.
Согласно указанной классификации трости опорные и тактильные, костыли, опоры, поручни подразделяются, в том числе, на опору для стояния для детей-инвалидов (номер вида технического средства реабилитации (изделий) - 6-42), ходунки, изготавливаемые по индивидуальному заказу (номер вида технического средства реабилитации (изделий) - 6-46), подгузники для детей весом до 20 кг (номер вида технического средства реабилитации (изделий) - 22-17).
Из приведённых нормативных положений следует, что гарантированное государством право инвалида на обеспечение за счёт средств федерального бюджета техническими средствами реабилитации, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации инвалида, осуществляется путём предоставления этих средств в натуре в соответствии с приведенной выше классификацией.
При этом действующими нормативными правовыми актами не предусмотрено обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации в различных модификациях и с дополнительными функциями. Данные технические средства реабилитации подлежат приобретению инвалидом самостоятельно за собственный счет.
За счёт средств федерального бюджета технические средства реабилитации предоставляются инвалидам в базовой (стандартной) комплектации согласно выше приведенной классификации, поэтому суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении исковых требований Б.Е.А.
Наличие рекомендаций врача Мамонтовой Н.А. по назначению технического средства реабилитации Р.Е.А. не свидетельствуют о нарушении ответчиком норм действующего законодательства при определении технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, поскольку они определены в соответствии с приведенной классификацией.
Исходя из вышеизложенного, довод апелляционной жалобы Б.Е.А. о том, что технические средства реабилитации должны содержать технические характеристики, основан на неправильном толковании норм материального права.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно определилюридически значимые обстоятельства дела, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановилрешение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 1 ноября 2017 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Б.Е.А. - без удовлетворения.
Председательствующий
А.М. Козлов
Судьи
И.С. Леснова
Л.И. Скипальская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.