Судебная коллегия по административным делам Ростовского областного суда в составе:
Председательствующего: Шикуля Е.В,
судей: Москаленко Ю.М, Водяной В.Ю.
при секретаре Зайцеве С.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Лемешевской Л.А. к Комитету по имущественным и земельным отношениям Администрации Аксайского района о признании незаконными требований по одностороннему изменению условий договоров аренды в части повышения арендной платы, по апелляционной жалобе Лемешевской Л.А. на решение Аксайского районного суда Ростовской области от 09 ноября 2017 года.
Заслушав доклад судьи Ростовского областного суда Москаленко Ю.М, судебная коллегия по административным делам
УСТАНОВИЛА:
Лемешевская Л.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Комитету по имущественным и земельным отношениям Администрации Аксайского района (далее - КИЗО Администрации Аксайского района) о признании незаконными требований по одностороннему изменению условий договоров аренды в части повышения арендной платы.
В обоснование заявленных требований указала, что является арендатором земельного участка N 46, расположенного по адресу:.., кадастровый номер.., срок аренды 49 лет, размер арендной платы - 8 170 руб, а также земельного участка N 43, расположенного по адресу:... кадастровый номер.., срок аренды 49 лет, размер арендной платы - 8 170 руб. Указанные земельные участки переданы ей для реализации права аренды на основании соглашений от 18 декабря 2006 года, заключенных с...
Арендная плата Лемешевской Л.А. по указанным договорам уплачивалась полностью и своевременно.
В июне 2017 года КИЗО Администрации Аксайского района уведомил административного истца об увеличении размера арендной платы до 116 000 руб, на основании отчета независимого оценщика.
Лемешевская Л.А. полагает, что действия КИЗО Администрации Аксайского района по внесению изменений в условия договоров аренды земельных участков в одностороннем порядке, а именно увеличение арендной платы, является незаконным, как и требования об уплате годовой арендной платы в размере 116 000 рублей, за каждый земельный участок.
Решением Аксайского районного суда Ростовской области от 09 ноября 2017 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе Лемешевская Л.А. в лице представителя Щетининой О.В. просит отменить решение суда от 09 ноября 2017 года как незаконное и необоснованное, вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права.
По мнению заявителя апелляционной жалобы, суд первой инстанции в нарушение положений п. 2 ст. 422 ГК Российской Федерации применил к спорным правоотношениям нормативные акты, принятые после заключения договоров аренды. Также заявитель указывает, что условия договоров аренды предусматривают только один случай изменения цены договора, обусловленный корректировкой индекса инфляции на текущий финансовый год. В договоре отсутствует другой порядок внесения изменений в расчет арендной платы, установленной решением органа местного самоуправления, кроме применения инфляционного индекса.
Кроме того, заявитель полагает, что суд в нарушение норм процессуального права не привел в решении мотивы отклонения позиции административного истца.
В возражениях на апелляционную жалобу Администрация Большелогского сельского поселения просит решение суда от 09 ноября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Лемешевской Л.А. - без удовлетворения.
В заседание суда явилась представитель Лемешевской Л.А. - Щетинина О.В, доводы апелляционной жалобы поддержала, настаивала на ее удовлетворении.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав объяснения Щетининой О.В, посчитав возможным рассмотреть дело в отсутствие Лемешевской Л.А. и представителя КИЗО Администрации Аксайского района, надлежащим образом извещенных о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований, предусмотренных положениями ст. 310 КАС Российской Федерации для отмены решения суда первой инстанции.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган,, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Судом первой инстанции установлено и усматривается из материалов дела, что 28 августа 2006 года на основании постановления главы Администрации Аксайского района от 10 ноября 2003 года N 1406 КИЗО Администрации Аксайского района и... заключили договор N 43 аренды земельного участка с кадастровым номером... для использования под строительство жилого дома, сроком на 49 лет, определив сумму ежеквартальной арендной платы за участок - 8 170 руб. Договор прошел государственную регистрацию.
11 сентября 2006 года на основании постановления главы Администрации Аксайского района от 10 ноября 2003 года N 1406 КИЗО Администрации Аксайского района и... заключили договор N 46 аренды земельного участка с кадастровым номером... для использования под строительство жилого дома, сроком на 49 лет, определена сумма арендной платы за участок в год - 8 170 руб. Договор прошел государственную регистрацию.
18 декабря 2006 года между... и Лемешевской Л.A, а также... и Лемешевской Л.A. заключены соглашения, согласно условиям которых все права и обязанности по вышеуказанным договорам аренды земельных участков перешли к Лемешевской Л.А. Соглашения прошли государственную регистрацию.
В 2016 году КИЗО Аксайского района обратилось к независимому оценщику по вопросу определения рыночной стоимости величины годовой арендной платы вышеуказанных земельных участков.
Согласно представленным отчетам N 474-1.2/2016 и N 475-1.2/2016 от 26 декабря 2016 года рыночная стоимость величины годовой арендной платы земельных участков, арендованных Лемешевской Л.А, составила 116 000 руб. в год, за каждый. Об изменении размера арендной платы в адрес Лемешевской Л.А. было направлено уведомление.
Принимая решение по делу, суд первой инстанции руководствовался положениями ЗК Российской Федерации, ГК Российской Федерации, Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации", Постановления Правительства Ростовской области от 02 марта 2015 года N 135 "Об арендной плате за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в государственной собственности Ростовской области" и пришел к выводу об отсутствии оснований для признания незаконными требований КИЗО Администрации Аксайского района по одностороннему изменению условий договора аренды в части повышения арендной платы.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, исходя из следующего.
В соответствии со статьей 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.В соответствии со ст. 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации. Если иное не установлено настоящим Кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности; органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена; органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582 утверждены Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и Правила определения размера арендной платы.
Как указано в Основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 582, арендная плата при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определяется исходя из принципа экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке.
В соответствии с п. 6 указанных Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденным упомянутым Постановлением Правительства Российской Федерации, арендная плата за земельный участок, на котором расположены здания, сооружения, объекты незавершенного строительства, в случаях, не указанных в пунктах 3 - 5 настоящих Правил, рассчитывается на основании рыночной стоимости земельного участка, определяемой в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Согласно пункту 10 Правил при заключении договора аренды земельного участка, в соответствии с которым арендная плата рассчитана на основании рыночной стоимости земельного участка, федеральные органы предусматривают в таком случае возможность изменения арендной платы в связи с изменением рыночной стоимости земельного участка, но не чаще 1 раза в год. При этом арендная плата подлежит перерасчету по состоянию на 1 января года, следующего за годом, в котором была проведена оценка, осуществленная не позднее, чем за 6 месяцев до перерасчета арендной платы.
Пунктом 15 Постановления Правительства Ростовской области от 02 марта 2015 года N 135 "Об арендной плате за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в государственной собственности Ростовской области" предусмотрены случаи изменения в одностороннем порядке по требованию арендодателя размера годовой арендной платы за использование земельного участка, находящегося в государственной собственности Ростовской области.
Периодичность изменения размера арендной платы устанавливается нормативным правовым актом органа местного самоуправления городского округа или муниципального района не чаще 1 раза в год, но не реже 1 раза в 5 лет.
Порядок определения размера арендной платы, условия и сроки внесения за использование земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования "Аксайский район" и установление ставок арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и земельные участки, находящиеся в собственности муниципального образования "Аксайский район" установлен приложением N 1 к Решению Собрания депутатов Аксайского района от 10.03.2015 года. В соответствии с п.4 ст.16 указанного порядка размер ежегодной арендной платы, определенный по результатам рыночной оценки в соответствии с Федеральным законом "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", подлежит изменению арендодателем в одностороннем порядке в пределах срока договора аренды земельного участка один раз в пять лет путем направления в адрес арендатора уведомления об изменении арендной платы. При этом арендная плата подлежит перерасчету по состоянию на 1 января года, следующего за годом, в котором была проведена оценка, осуществленная не более чем за 6 месяцев до перерасчета арендной платы.
Из вышеизложенного следует, что публичные образования при сдаче ими в аренду принадлежащих им на праве собственности земельных участков, а также участков, право собственности на которые не разграничено, выступают одновременно не только как субъект гражданского оборота и сторона в договоре аренды, но и как субъект публичных отношений, наделенный в установленных законом случаях правом издавать нормативные акты, закрепляющие ставки арендной платы или механизм их определения. В силу такого властного полномочия публичное образование фактически обладает возможностью в одностороннем порядке изменять условие о размере арендной платы в ранее заключенных им договорах аренды, в том числе даже тогда, когда условия договора вообще не предусматривают его одностороннего изменения.
Следовательно, перерасчет арендодателем арендной платы за спорные земельные участки с кадастровыми номерами... и... на основании отчетов N 474-1.2/2016 и N 475-1.2/2016 от 26 декабря 2016 года соответствует требованиям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы административного истца как арендатора.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции имел законные и фактические основания для отказа в удовлетворении административных исковых требований Лемешевской Л.А.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели бы или могли привести к неправильному разрешению дела, судом не допущено.
Оснований для отмены решения суда от 09 ноября 2017 года не имеется.
Руководствуясь ст.ст.309, 311 КАС Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Аксайского районного суда Ростовской области от 09 ноября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Лемешевской Л.А. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.