СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Кореневой И.В,
судей Захваткина И.В, Ушаковой Л.В,
при секретаре Красавцевой Т.Л,
рассмотрев в судебном заседании 18 января 2018 года дело по апелляционной жалобе ГБУ Республики Коми "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения г. Сыктывкара" на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 19 октября 2017 года, которым отказано в удовлетворении иска ГБУ Республики Коми "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения г. Сыктывкара" к Ардашевой ЕН о взыскании сумм незаконно полученной субсидии, процентов за пользование чужими денежными средствами,
заслушав доклад судьи Захваткина И.В, объяснения представителя истца Жолудь С.С, ответчика Ардашевой Е.Н, ее представителя Шевелева А.Л, третьего лица Потапова Р.В, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ГБУ Республики Коми "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения г. Сыктывкара" обратилось в суд с исковым заявлением к Ардашевой Е.Н. о взыскании незаконно полученной субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за период с 01.09.2013 по 30.04.2017 в сумме... руб, процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 05.05.2017 по 25.07.2017 в размере... руб.
Третьим лицом по делу привлечен Потапов Р.В.
Суд принял указанное выше решение.
В апелляционной жалобе ГБУ Республики Коми "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения г. Сыктывкара" просит решение суда отменить, указывая о его незаконности и необоснованности.
Ардашевой Е.Н. представлены письменные возражения на апелляционную жалобу, в которой ответчик просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, отказав в удовлетворении жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Судом установлено, что Ардашева Е.Н. является собственником квартиры, расположенной по адресу: "Адрес обезличен"
По данному адресу совместно с Ардашевой Е.Н. проживают и зарегистрированы: Потапов Т.Р. (сын), Потапова Л.Р. (дочь), Потапов Р.В. (бывший супруг истца и отец указанных детей).
29.05.2013 Ардашева Е.Н. обратилась в ГБУ РК "ЦСЗН г. Сыктывкара" с заявлением о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, в составе семьи указаны муж Потапов Р.В, дети Потапов Т.Р. и Потапова Л.Р.
Повторно с указанными заявлениями Ардашева Е.Н. обращалась в отдел предоставления субсидий ГБУ РК "ЦСЗН г. Сыктывкара" 28.11.2013, 19.05.2014, 25.12.2014, 19.08.2015, 29.02.2016, 30.09.2016, 12.04.2017.
За период с 01.09.2013 по 30.04.2017 Ардашевой Е.Н. была выплачена субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в сумме... руб.
13.04.2018 ГБУ РК "ЦСЗН г. Сыктывкара" сделан запрос в Управление ЗАГС Республики Коми о государственной регистрации брака Ардашевой Е.Н.
Установлено, что Ардашева Е.Н. и Потапов Р.В. находились в зарегистрированном браке с "Дата обезличена" по "Дата обезличена". Брак расторгнут решением мирового судьи от "Дата обезличена".
Письмом истца за N 01-34/6878-07 Ардашева Е.Н. уведомлена о наличии необоснованно начисленной субсидии на оплату жилого помещения, ей предложено в течение 7 дней с момента получения уведомления возместить сумму незаконно полученной субсидии.
Основанием для подачи настоящего иска послужил факт представления Ардашевой Е.Н. заведомо ложных сведений, касающихся состава семьи, при оформлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг ответчик не сообщила истцу, что брак между Потаповым Р.В. и Ардашевой Е.Н. расторгнут "Дата обезличена".
Отказывая в удовлетворении заявленных требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что непредставление ответчиком сведений о прекращении брачных отношений между Ардашевой Е.Н. и Потаповым Р.В. не является основанием для прекращения права на получение субсидии, поскольку последний не перестал быть членом семьи ответчика как собственника жилого помещения.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции.
Согласно частям 2 и 3 статьи 159 Жилищного кодекса РФ право на субсидии имеют граждане: пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда, члены жилищных кооперативов, собственники жилых помещений.
Субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением гражданам, указанным в части 2 настоящей статьи, на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей.
В соответствии с частью 7 статьи 159 Жилищного кодекса РФ порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 N 761 утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Согласно пункту 8 Правил для получения субсидии граждане представляют в уполномоченный орган по месту постоянного жительства заявление о предоставлении субсидии с приложением ряда документов, включая документы, подтверждающие состав семьи.
В силу пункта 18 Правил в состав семьи заявителя могут входить заявитель и граждане, являющиеся членами семьи собственника жилого помещения в соответствии со ст. 31 Жилищного кодекса РФ. Уполномоченный орган при решении вопроса о наличии права на предоставление субсидии и расчете ее размера определяет состав семьи заявителя в соответствии с настоящими Правилами.
На основании пункта 4 вышеуказанных Правил субсидии предоставляются гражданам, указанным в пункте 3 настоящих Правил, с учетом постоянно проживающих с ними членов их семей.Согласно пункту 14 Правил заявитель несет ответственность за достоверность представленных сведений и документов. Представление заявителем неполных и (или) заведомо недостоверных сведений является основанием для отказа в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Предоставление субсидии прекращается по решению уполномоченного органа при условии представления заявителем (получателем субсидии) и (или) членами его семьи заведомо недостоверной информации, имеющей существенное значение для предоставления субсидии или определения (изменения) ее размера, либо невыполнения требований, предусмотренных пунктом 48 настоящих Правил, в течение одного месяца с даты уведомления получателя субсидии о приостановлении предоставления субсидии (при отсутствии уважительной причины ее образования) (подпункт "в" пункта 60 Правил).
Таким образом, из буквального толкования пунктов Правил следует, что отказ в предоставлении субсидии может наступать за предоставление неполных или заведомо недостоверных сведений, в то время, как прекращение уже назначенной субсидии зависит только от выявления заведомо недостоверных сведений, которые должны иметь существенное значение для получения субсидии.
Таких существенных обстоятельств, которые влияли бы на получение ответчиком субсидии, не имеется.
Непредставление Ардашевой Е.Н. сведений о расторжении брака не имеет правового значения, так как не влияет на право в получении субсидии и ее размер.
Как указывалось выше, пунктом 18 Правил предусмотрено, что в состав семьи заявителя, исходя из которых предоставляется субсидия, могут входить заявитель и граждане, являющиеся членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в соответствии со статьей 69 Жилищного кодекса РФ или являющиеся членами семьи собственника жилого помещения в соответствии со статьей 31 Жилищного кодекса РФ.
Уполномоченный орган при решении вопроса о наличии права на предоставление субсидии и расчете ее размера определяет состав семьи заявителя в соответствии с настоящими Правилами.
Учитывая, что Ардашева Е.Н. является собственником жилого помещения, определение проживающих с ней граждан как членов ее семьи подлежит на основании норм статьи 31 ЖК РФ.
К членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи (часть 1 статьи 31 ЖК РФ).
Пленум Верховного Суда РФ в пункте 11 постановления от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" разъяснил, что вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений части 1 статьи 31 ЖК РФ, исходя из тех обстоятельств, что членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны иные граждане (например, лицо, проживающее совместно с собственником без регистрации брака), если они вселены собственником жилого помещения в качестве членов своей семьи. Для признания перечисленных лиц членами семьи собственника жилого помещения требуется не только установление юридического факта вселения их собственником в жилое помещение, но и выяснение содержания волеизъявления собственника на их вселение, а именно: вселялось ли им лицо для проживания в жилом помещении как член его семьи или жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям (например, в безвозмездное пользование, по договору найма). Содержание волеизъявления собственника в случае спора определяется судом на основании объяснений сторон, третьих лиц, показаний свидетелей, письменных документов (например, договора о вселении в жилое помещение) и других доказательств (статья 55 ГПК РФ). При этом необходимо иметь в виду, что семейные отношения характеризуются, в частности, взаимным уважением и взаимной заботой членов семьи, их личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, общими интересами, ответственностью друг перед другом, ведением общего хозяйства.
Таким образом, для признания гражданина членом семьи собственника жилого помещения данный факт необязательно подлежит доказыванию в судебном порядке, в отличие от норм статьи 69 ЖК РФ, предусматривающих признание членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, исключительно в судебном порядке.
Суд первой инстанции оценил имеющиеся обстоятельства, допросил в качестве свидетелей Карманову У.П, Александрова С.В. и, установив факт совместного проживания, ведения общего хозяйства, воспитания совместных детей, обоснованно признал доказанных факт проживания Потапова Р.В. с Ардашевой Е.Н. как члена ее семьи.
Указанный вывод также следует из толкования норм подпункта "е" пункта 8 Правил, предусматривающего, что копии судебных актов о признании граждан, проживающих совместно с заявителем по месту постоянного жительства, членами его семьи необходимы только в случае наличия разногласий между заявителем и проживающими совместно с заявителем по месту постоянного жительства лицами по вопросу принадлежности к одной семье.
Учитывая, что разногласий по вопросу отнесения Потапова Р.В. к членам семьи Ардашевой Е.Н. не имелось, применительно к статье 31 ЖК РФ суд сделал правильный вывод о том, что ответчик имела право на получение субсидии с учетом Потапова Р.В, при этом прекращение регистрации брака по данному делу, не является основанием для прекращения выплаты субсидии.
Доводы апелляционной жалобы повторяют позицию истца, изложенную при рассмотрении дела судом первой инстанции, не содержат новых обстоятельств, которые опровергали бы выводы судебного решения, не могут быть признаны состоятельными, так как сводятся по существу к несогласию с выводами суда и иной оценке установленных по делу обстоятельств, направлены на иное толкование норм материального права.
Решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 19 октября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ГБУ Республики Коми "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения г. Сыктывкара" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.