СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Семенчиной Л.А,
судей Агранович Ю.Н, Ушаковой Л.В,
при секретаре Сивергиной В.Н,
рассмотрев в открытом судебном заседании 01 февраля 2018 года дело по апелляционной жалобе администрации МО ГО "Сыктывкар" на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 20 ноября 2017 года, по которому
возложена обязанность на администрацию МО ГО "Сыктывкар" предоставить Олесик О.В. на состав семьи 2 человека: Олесик О.В. и Олесик М.Д, на условиях социального найма благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее... кв.м, отвечающее санитарным и техническим нормам и правилам, в черте г. Сыктывкара взамен занимаемого и непригодного для проживания жилого помещения по адресу: "Адрес обезличен".
Заслушав доклад судьи Ушаковой Л.В, объяснения истца Олесик О.В, помощника прокурора Чершкуте Я.В, представителя администрации МО ГО "Сыктывкар" Бажукова В.А, судебная коллегия
установила:
прокурор г.Сыктывкара в интересах Олесик О.В. обратился в суд с иском к администрации МО ГО "Сыктывкар" о возложении обязанности предоставить Олесик О.В. на состав семьи на условиях социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим нормам и правилам, в черте г. Сыктывкара взамен занимаемого и непригодного для проживания жилого помещения по адресу: "Адрес обезличен".
Судом принято приведенное выше решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе администрация МО ГО "Сыктывкар", указывая, что жилой дом в установленном порядке аварийным не признавался, решение о сносе дома не принималось.
Изучив материалы дела, проверив законность оспариваемого судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.
Согласно части 2 статьи 49 Жилищного кодекса РФ малоимущим гражданам, признанным по установленным названным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном указанным Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях данного Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Статья 52 Жилищного кодекса РФ предусматривает, что жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным Кодексом случаев.
Предоставление жилых помещений по договорам социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении, регламентировано статьей 57 Жилищного кодекса РФ, согласно которой жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 этой же статьи случаев.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат (пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ).
Такое законодательное регулирование согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что жилое помещение по адресу: "Адрес обезличен", общей площадью... кв.м. находится в муниципальной собственности МО ГО "Сыктывкар".
В указанном жилом помещении сохраняют регистрацию по месту жительства основной наниматель Олесик О.В. с 10.12.1996 и её несовершеннолетний сын Олесик М.Д. с 31.05.2000.
Заключением межведомственной комиссии от 28.06.2011 N 105 на основании акта обследования дома межведомственной комиссией от 24.06.2011 жилые помещения жилого дома по адресу: "Адрес обезличен" признаны непригодными для постоянного проживания.
Согласно представленной в материалы дела справке, Олесик О.В. с составом семьи 2 человека, включая Олесик М.Д, признана администрацией МО ГО "Сыктывкар" с 08.08.2017 малоимущей в целях предоставления жилых помещений по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда на территории МО ГО "Сыктывкар", с 20.10.2017 - принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.Разрешая спор и удовлетворяя требования истца, суд первой инстанции, руководствуясь регулирующими возникшие правоотношения положениями Жилищного кодекса РФ, исходил из того, что, поскольку единственное для проживания истца и членов её семьи жилое помещение признано непригодным для проживания, Олесик О.В. признана малоимущей в целях предоставления жилого помещения, принята на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, у органа местного самоуправления в силу статьи 57 Жилищного кодекса РФ возникла обязанность по предоставлению истцу по договору социального найма благоустроенного жилого помещения взамен занимаемого.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда, находит его правильным, основанным на нормах действующего законодательства и соответствующим установленным по делу обстоятельствам.
Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято постановление от 28 января 2006 года N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (далее - Положение), действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (пункт 2 Положения).
В соответствии с пунктом 7 Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.
Как следует из заключения МВК от 28.06.2011 по результатам обследования жилого дома N "Адрес обезличен", техническое состояние жилого дома не соответствует требованиям, предъявляемым к жилым помещениям в связи с большим износом в процессе длительной эксплуатации здания, приводящим к снижению до недопустимого уровня надежности, прочности и устойчивости строительных конструкций.
Согласно акту обследования жилого дома N "Адрес обезличен" от 24.06.2011: дом двухэтажный, брусчатый, обшит вагонкой, фундамент - кирпичные столбы. Износ здания по состоянию на 2001 год составляет 65%. Капитальный ремонт не проводился. При визуальном осмотре здания наблюдается неравномерная просадка здания, надземная часть фундамента имеет трещины, наблюдается выпадение кирпичей, обшивка местами имеет выпучивания. Оконные и дверные блоки имеют перекос. Допускается прокладка проводов осветительной сети по горючему основанию.
Постановление Правительства Республики Коми от 30.12.2013 N 572 утверждена региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Коми на 2015-2044 года.
Дом "Адрес обезличен" в данную программу не включен. Ответчиком не представлено доказательств принятия в настоящее время конкретных мер в части обеспечения финансирования и организации капитального ремонта здания дома N "Адрес обезличен". Решений о сносе указанного дома администрацией МО ГО "Сыктывкар" также не принималось, в программу переселения дом не включен.
В связи с изложенным, позиция ответчика о том, что дом N "Адрес обезличен" не признавался в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу на существо принятого по делу решения не влияет и не влечет его отмену.
Не может являться основанием для отмены решения суда и довод заявителя о том, что предоставление истцу жилья во внеочередном порядке нарушит права граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, поскольку Олесик О.В. признана малоимущей, другого пригодного для проживания жилого помещения на праве собственности или на основании договора социального найма не имеет.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 20 ноября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации МО ГО "Сыктывкар" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.