СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Нагорновой О.Н,
судей Перминовой Н.А. и Слободянюк Т.А.
при секретаре Тырышкиной Н.Н.
рассмотрела в судебном заседании "Дата обезличена" дело по апелляционной жалобе администрации городского поселения "Микунь" на решение Усть-Вымского районного суда Республики Коми от "Дата обезличена", по которому
на администрацию городского поселения "Микунь" возложена обязанность предоставить Ж по договору социального найма на состав семьи из одного человека жилое помещение в виде отдельной благоустроенной квартиры в черте города Микунь общей площадью не менее 44,2 кв.м, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям.
Заслушав доклад судьи Нагорновой О.Н, объяснения Ж, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ж обратился в суд с иском к администрации городского поселения "Микунь" о предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору социального найма взамен "Адрес обезличен", являющейся непригодной для проживания.
Суд постановилприведенное выше решение, об отмене которого, как постановленного с нарушением норм жилищного законодательства Российской Федерации просит ответчик.
В суд апелляционной инстанции администрация городского поселения "Микунь" своего представителя не направила, извещена о времени и месте проведения судебного разбирательства.
Ж просил оставить решение суда без изменения.
Заявлений и ходатайств до начала судебного заседания от сторон не поступило.
Препятствий для рассмотрения жалобы не установлено.
Проверив законность и обоснованность оспариваемого решения в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия находит, что имеются основания, предусмотренные статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены оспариваемого решения, поскольку при его вынесении судом первой инстанции было допущено неправильное применение пункта 1 части 1 статьи 57, части 2 статьи 49 и части 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, выразившееся в следующем.
Согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (часть 1 статьи 40).
В условиях рыночной экономики граждане Российской Федерации осуществляют данное социальное право в основном самостоятельно, используя различные способы; обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция Российской Федерации вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ч. ч. 2 и 3 ст. 40), предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.
Реализуя эту конституционную обязанность, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу 1 марта 2005 г, предусмотрел, как это было предусмотрено и в Жилищном кодексе РСФСР, институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении во владение и пользование для проживания жилых помещений из государственных и муниципальных жилищных фондов малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.
Для возникновения жилищного правоотношения социального найма жилого помещения в частности муниципального жилищного фонда, по смыслу части 1 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, необходимо наличие таких юридических фактов, как малоимущность и нуждаемость в жилом помещении.
В соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (часть 2).
В силу статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании их заявлений, по итогам рассмотрения которых уполномоченный орган принимает решение о постановке на учет, в связи с чем гражданин приобретает право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (статьи 53 и 55 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам в порядке очередности исходя из времени их постановки на учет.
Вместе с тем для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Такое законодательное регулирование согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Порядок признания жилых помещений непригодными для проживания установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции".
Поскольку до 1 января 2005 г. (введение в действие Жилищного кодекса Российской Федерации) истец не состоял в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий, при рассмотрении настоящего спора юридически значимым обстоятельством являлось установление судом его нуждаемости в предоставлении жилого помещения в соответствии с требованиями части 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Наличие одного лишь факта признания жилого помещения, занимаемого данным гражданином на условиях социального найма, непригодным для проживания, не может являться достаточным основанием для внеочередного обеспечения его жилым помещением по договору социального найма по правилам пунктом 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации при отсутствии иных, предусмотренных законом, условий: признания органом местного самоуправления истца малоимущим в установленном порядке.
При разрешении спора по настоящему делу и удовлетворении иска Ж судом не было принято во внимание, что истец малоимущим в установленном законом порядке не признан.
В деле действительно имеется справка ГБУ Республики Коми "ЦСЗН Сысольский район" о признании семьи К ( супруги истца ) малоимущей в органах социальной защиты населения для получения государственной социальной помощи, однако это не свидетельствует о том, как ошибочно расценил суд первой инстанции, что Ж признан малоимущим гражданином, нуждающимся в жилом помещении, в предусмотренном жилищным законодательством порядке.
Как следует из дела, и подтвердил истец суду апелляционной инстанции, с заявлением о признании его малоимущим для предоставления по договору социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда в Республике Коми в порядке, установленном законом Республики Коми от 10 ноября 2005 г. N 119-РЗ, Ж в администрацию городского поселения "Микунь" не обращался, определение размера среднедушевого дохода его семьи и стоимости имущества с целью признания относящегося к данной категории граждан ответчиком не производилось.
Поскольку истец, как следует из материалов дела, и им не оспаривается, на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма не состоит, малоимущим в установленном порядке не признан, и доказательств наличия реальной угрозы его жизни и здоровью в связи с реализацией прав нанимателя "Адрес обезличен", где он фактически не проживает, в дело не представлено, у суда первой инстанции не имелось законных оснований для возложения на орган местного самоуправления обязанности предоставить Ж жилое помещение во внеочередном порядке.
В связи с указанным решение суда об удовлетворении иска Ж подлежит отмене с вынесением нового об отказе в иске.
Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Усть-Вымского районного суда Республики Коми от "Дата обезличена" отменить.
Вынести по делу новое решение, по которому в удовлетворении исковых требований Ж к администрации городского поселения "Микунь" о предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору социального найма отказать.
Председательствующий -
Судьи -
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.