СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Кореневой И.В.
судей Архаровой Л.В, Ушаковой Л.В,
при секретаре Красавцевой Т.Л,
рассмотрев в открытом судебном заседании 8 февраля 2018 года дело по апелляционной жалобе Государственного унитарного предприятия Республики Коми "Государственные аптеки Республики Коми" на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 27 ноября 2017 года, по которому
исковое заявление Государственного унитарного предприятия Республики Коми "Государственные аптеки Республики Коми" к Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Коми, Государственному учреждению Республики Коми "Центр занятости населения г. Сыктывкара" о признании решений N 2720007/1702 и N 3060052/1702 о сохранении за Топоровым Д.В. среднего месячного заработка на период трудоустройства за пятый и шестой месяцы со дня увольнения незаконными и их отмене - оставлено без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Ушаковой Л.В, объяснения представителя истца Бабенко А.В, третьего лица Топорова Д.В, судебная коллегия
установила:
ГУП РК "ГАРК" обратилось в суд к Минтруду РК, ГУ РК "ЦЗН г. Сыктывкара" с иском о признании решений о сохранении за Топоровым Д.В. среднего месячного заработка на период трудоустройства за пятый и шестой месяцы со дня увольнения незаконными и их отмене. В обосновании заявления указано, что Топоров Д.В. состоял с истцом в трудовых отношениях, 27 апреля 2017 года трудовые отношения прекращены по инициативе работодателя, в связи с сокращением штата (п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ). После увольнения Топоров Д.В. обратился в ГУ РК "ЦЗН г. Сыктывкара" за предоставлением государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы. Решениями ГУ РК "ЦЗН г. Сыктывкара" от 29.09.2017г. и от 02.11.2017г. за Топоровым Д.В. сохранен средний заработок на период трудоустройства в течение пятого и шестого месяца со дня увольнения. Истец считает данные решения незаконными, указывая, что правовых оснований для их принятия у ЦЗН не имелось.
Дело в суде апелляционной инстанции рассматривается в соответствии со статьями 167 и 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей ответчиков, при надлежащем извещении о времени и месте судебного заседания.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Топоров Д.В. осуществлял трудовую деятельность в ГУП РК "ГАРК". Приказом ГУП РК "ГАРК" от 26.04.2017 N 186-л/с, 28 апреля 2017 года Топоров Д.В. уволен по инициативе работодателя, в связи с сокращением штата (п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ).
17.05.2017 года Топоров Д.В. обратился в ГУ РК "ЦЗН г. Сыктывкара" за предоставлением государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы.
Решением ГУ РК "ЦЗН г. Сыктывкара" от 29.09.2017г. N 2720007/1702 за Топоровым Д.В. сохранен средний заработок на период трудоустройства в течение пятого месяца со дня увольнения.
Решением ГУ РК "ЦЗН г. Сыктывкара" от 02.11.2017 N 3060052/1702 за Топоровым Д.В. сохранен средний заработок на период трудоустройства в течение шестого месяца со дня увольнения
В качестве оснований принятия таковых решений указано, что истец уволен из организации, расположенной в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, обратился в органы службы занятости в течение месяца со дня увольнения; и не трудоустроен.
Особенности регулирования труда лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, установлены главой 50 Трудового кодекса РФ (статьи 313 - 327), руководствуясь которыми применительно к установленным обстоятельствам дела, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что у ГУ РК "ЦЗН города Сыктывкара" имелись основания для сохранения за Топоровым Д.В. среднего заработка на период трудоустройства за пятый и шестой месяцы, в связи с чем отказал в удовлетворении исковых требований ГУП РК "ГАРК" о признании незаконными решений ГУ РК "ЦЗН г.Сыктывкара".
Из смысла положений ст. 318 Трудового кодекса Российской Федерации следует, что в случае увольнения работника из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата сотрудников организации ему безусловно выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка и за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше трех месяцев со дня увольнения.
Основанием для сохранения за указанным работником среднего месячного заработка в течение четвертого, пятого и шестого месяца со дня увольнения является принятие органом службы занятости населения соответствующего решения, которое обусловлено наличием исключительного случая, касающегося уволенного работника.
Таким образом, сохранение среднего заработка в течение четвертого, пятого и шестого месяцев после увольнения, как установлено частью 2 статьи 318 Трудового кодекса Российской Федерации, производится не в качестве общего правила, а в исключительных случаях.
По смыслу данной нормы закона, своевременное обращение уволенного работника в орган службы занятости населения и факт его нетрудоустройства этим органом являются предпосылкой для реализации права на сохранение за работником, уволенным из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата сотрудников организации, среднего месячного заработка за четвертый, пятый и шестой месяцы со дня увольнения.
Реализация же такого права связана с наличием исключительных случаев, подлежащих установлению соответствующим органом службы занятости населения при решении вопроса о сохранении за работником среднего месячного заработка за четвертый, пятый, шестой месяцы с момента увольнения.
При этом отсутствие в норме закона перечня исключительных случаев не может служить основанием для принятия органом службы занятости населения решения о сохранении за работником среднего месячного заработка за четвертый, пятый, шестой месяцы со дня увольнения при наличии лишь факта соблюдения таким работником и самим органом службы занятости населения установленного порядка по предоставлению государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы.
Ввиду изложенного к юридически значимым обстоятельствам, подлежащим установлению при разрешении споров, связанных с предоставлением работнику, уволенному в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата сотрудников организации, государственной гарантии в виде сохранения среднего месячного заработка в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения (часть 2 статьи 318 Трудового кодекса РФ) относятся: факт обращения такого работника в месячный срок после увольнения в соответствующий орган службы занятости населения, нетрудоустройство этого работника указанным органом в течение трех месяцев со дня увольнения и наличие исключительного случая, касающегося уволенного работника и связанного с его социальной незащищенностью, отсутствием у него средств к существованию, наличием у него на иждивении нетрудоспособных членов семьи и тому подобного.
Исходя из обстоятельств данного дела, судебная коллегия полагает, что исключительных обстоятельств для сохранения за Топоровым Д.В. среднего месячного заработка в течение пятого и шестого месяца со дня увольнения не имелось, поскольку не установлено обстоятельств его социальной незащищенности, требующей дополнительной материальной поддержки.
Так, наличие несовершеннолетнего ребенка и несение расходов по его содержанию и обучению, исключительным случаем для сохранения среднего месячного заработка на период трудоустройства за пятый и шестой месяцы, не является, учитывая, что Топоров Д.В. воспитывает и содержит своего ребенка совместно с супругой (матерью ребенка), которая зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, имеет постоянный доход.
Документов, свидетельствующих о том, что семья Топорова Д.В. имеет статус малоимущей, не представлено.
Кредитные обязательства, как и обязательства по оплате жилищно-коммунальных услуг также не могут быть признаны исключительным случаем для сохранения заработка, поскольку являются ежемесячными обязательствами, принятыми Топоровым Д.В. на себя до увольнения с работы. Получая в течении первых трех месяцев сохраненный заработок в размере значительно превышающем размер прожиточного минимума, установленный в Российской Федерации, Топоров Д.В. при достаточной степени заботливости и осмотрительности мог и должен был предвидеть возможные негативные последствия своего нетрудоустройства в будущем.
Иных обстоятельств, которые могли бы быть признаны исключительными и позволяющими сохранить за Топоровым Д.В. средний месячный заработок за пятый и шестой месяцы со дня увольнения, при рассмотрении дела не установлено.
Кроме того судебная коллегия учитывает, что решения ГУ РК "ЦЗН г. Сыктывкара" о сохранении за Топоровым Д.В. среднего месячного заработка за пятый и шестой месяц со дня увольнения приняты формально, указано лишь своевременность обращения и факт нетрудоустройства. Обстоятельств исключительного случая, в оспариваемых решениях ГУ РК "ЦЗН города Сыктывкара" не указано.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы ГУП РК "ГАРК" об отсутствии исключительного случая для сохранения среднего месячного заработка за пятый и шестой месяцы, обоснованны.
Доводы апелляционной жалобы о непроживании истца в г. Сыктывкаре после расторжения трудового договора и о том, что Топоров Д.В. не мог быть поставлен на учет в ГБУ РК "ЦЗН города Сыктывкара" судебной коллегией во внимание не принимаются, поскольку предметом судебной проверки сам факт постановки истца на учет не являлся.
При указанных обстоятельствах, свидетельствующих о неправильном применении норм материального права и несоответствии выводов суда фактическим обстоятельствам дела, решение суда первой инстанции не может быть признано законным и обоснованным и в силу статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации подлежит отмене, а исковые требования ГУП РК "ГАРК" - удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 27 ноября 2017 года отменить, принять по делу новое решение, по которому
исковые требования Государственного унитарного предприятия Республики Коми "Государственные аптеки Республики Коми" удовлетворить.
Признать незаконным и отменить решения ГУ Республики Коми "Центр занятости населения г. Сыктывкара" Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми N 2720007/1702 от 29.09.2017, N 3060052/1702 от 02.11.2017 о сохранении за Топоровым Д.В. средней заработной платы на период трудоустройства в течение пятого, шестого месяцев после увольнения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.