Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи
Королевой С.В.
судей
Савина А.И, Касянчук Е.С.
при секретаре
Григорьеве К.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истицы на решение Петрозаводского городского суда РК от 21 декабря 2017 года по иску Журавлевой В. А. к Министерству строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики РК и администрации Лоухского муниципального района об обязании выдать жилищный сертификат.
Заслушав доклад судьи Савина А.И, объяснения истицы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Истица обратилась в суд по тем основаниям, что 15.07.1998 она подала в администрацию Лоухского района заявление о переселении из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Согласно письму администрации района в 2003 г. она состояла первой в очереди на переселение по списку "безработные". После обращения истицы в администрацию выяснилось, что она первая в третьей очереди, так как единую очередь разбили на 4 подкатегории и переход будет в конец другой очереди. По просьбе администрации района в 2013 г. она подтвердила свое согласие на получение государственного жилищного сертификата в 2014 г. Согласно книге регистрации и учета лиц, имеющих право получения жилищных субсидий (1997-1999 гг.), находившиеся в очереди после истицы лица получили сертификаты (субсидии). Истица полагала, что она имеет право на получение данного сертификата в связи с тем, что согласно ст. 4 ФЗ от 25.07.1998 N 131-ФЗ в первую очередь сертификаты предоставляются гражданам, зарегистрированным более одного календарного года в качестве безработного. В 2015 г. истица по дате регистрации в подкатегории "пенсионеры" была первой, в 2016 г. перешла в конец очереди. Истица полагала, что нарушено её право на получение жилищной субсидии (сертификата) и просила обязать Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики РК и администрацию Лоухского муниципального района выдать ей жилищный сертификат (субсидию).
Суд в иске отказал.
С таким решением не согласна истица. В апелляционной жалобе указывает, что не имеется информации о том, кто и в каком количестве получил субсидии в 1997-1998 гг. Родственница истицы, подавшая документы в 2001 году, получила квартиру, также как и лица, находившиеся в очереди после нее. В 2003 году выяснилось, что единую очередь разбили на 4 подкатегории и переход будет в конец другой очереди. Из заявления истицы от 1998 года следует, что номер ее очереди 21, хотя изначально был N 9. Полагает, что будучи в списке под N 21 ей были обязаны предложить субсидию в 2000 - 2001 гг, поскольку в те годы на район давали более 10 субсидий. Решением Лоухского районного суда РК от 13.02.2017, оставленным без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РК от 12.05.2017, исковые требования истицы к главе администрации Лоухского муниципального района (... ) о выдаче жилищного сертификата оставлены без удовлетворения, в связи с предъявлением требований к ненадлежащему ответчику. Просит решение отменить и принять новое решение об удовлетворении иска.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель администрации Лоухского муниципального района считает решение законным и обоснованным, просит оставить его без изменений, а апелляционную жалобу истицы без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции истица поддержала доводы жалобы. Остальные участвующие в деле лица в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Проверив и оценив фактические обстоятельства дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционной жалобы в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, суд апелляционной инстанции находит решение суда законным и обоснованным. Обстоятельства дела судом установлены правильно и полно изложены в решении, соответствуют представленным доказательствам.
Согласно ст. 4 ФЗ от 25.07.1998 N 131, предоставление жилищных субсидий гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ, на территориях которых находятся районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, в первую очередь гражданам, работающим в ликвидируемых организациях и проживающим в закрывающихся городах, поселках и на полярных станциях, а также инвалидам, в том числе инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, пенсионерам и гражданам, зарегистрированным более одного календарного года в качестве безработных.
В связи с принятием ФЗ от 25.10.2002 N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" ФЗ N 131-ФЗ с 01.01.2003 признан утратившим силу (ст. 11).
Согласно чч. 1, 2, 3 названного закона право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 01.01.1992, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории РФ за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Очередность предоставления жилищных субсидий для каждой установленной категории граждан определяется по номерам заявлений и датам их подачи гражданами для постановки на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий. В случае изменения условий, на основании которых граждане были поставлены на данный учет, им предоставляются жилищные субсидии в соответствии с изменившимися условиями (при этом очередность предоставления жилищных субсидий определяется с момента возникновения права на переход в другую установленную настоящей статьей категорию граждан), а при возникновении права на переход в категорию граждан, к которой гражданин относился до изменения условий, указанных в настоящей части, исходя из первоначальной очередности для этой категории.
По делу установлено, что 15.07.1998 истица обратилась в администрацию Лоухского муниципального района с заявлением о предоставлении жилищной субсидии для переселения из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Постановлением главы местного самоуправления Лоухского района от 02.12.1998 истица поставлена на учет граждан Лоухского района, желающих переселить из районов Крайнего Севера в районы средней полосы и юга России. (л.д. 64)
Согласно книге регистрации и учёта граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей по подкатегории "безработные граждане", истица зарегистрирована под N 21 от 21.07.1998. (л.д. 62)
Согласно справке Министерства труда и занятости РК ГКУ "ЦЗН Лоухского района" от 30.05.2016 истица не состояла на регистрационном учете в течение одного года ни в один из указанных периодов. С октября 1999 г. по август 2004 г. истица не подтверждала периоды, во время которых производится выплата пособия по безработице.
09.07.2013 истица обратилась в администрацию Лоухского муниципального района с заявлением о переводе из подкатегории "безработные" в подкатегорию "работающие граждане" в связи с устройством на работу. По состоянию на 01.01.2014 была включена в список граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий по подкатегории "работающие граждане", номер очереди по данному списку N 1.
29.07.2015 истица обратилась с заявлением о переводе из подкатегории "работающие граждане" в подкатегорию "пенсионеры" в связи с выходом на пенсию по возрасту и была переведена с сохранением номера учётного дела N 21.
Исходя из письма заместителя министра Правительства РК от 08.02.2017, истица включена в список граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий по подкатегории "пенсионеры", под N 382. (л.д. 51)
Согласно ответу администрации Лоухского муниципального района от 12.12.2017 по состоянию на 01.09.2017 в сводном списке на 2018 г. истица числится в подкатегории "пенсионеры" под N 312. (л.д. 46)
Из ответа администрации Лоухского муниципального района на запрос от 12.12.2017 следует, что на 11.12.2017 в списке граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий по подкатегории "пенсионеры", истица значится под номером 193. (л.д. 58)
Решением Лоухского районного суда РК от 13.02.2017, оставленным без изменения 12.05.2017 апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РК, исковые требования истицы к главе администрации Лоухского муниципального района (... ) о выдаче жилищного сертификата оставлены без удовлетворения.
Проанализировав представленные доказательства в их совокупности, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в случае изменения условий, на основании которых граждане были поставлены на данный учет, им предоставляются жилищные субсидии в соответствии с изменившимися условиями, при этом очередность предоставления жилищных субсидий определяется с момента возникновения права на переход в другую установленную настоящей статьей категорию граждан. Право истицы на предоставление жилищных субсидий не нарушено, ответчиками не оспаривается и может быть реализовано в установленном порядке с соблюдением очередности.
Таким образом, требование истицы об обязании выдать жилищный сертификат не подлежит удовлетворению.
В связи с изложенным, доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание поскольку не опровергают выводов суда, а повторяют позицию истицы, выраженную ею в суде первой инстанции, исследованную судом и нашедшую верное отражение и правильную оценку в решении суда.
При таких обстоятельствах решение суда является законным, оно принято при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для разрешения данного спора, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют установленным обстоятельствам, нарушений и неправильного применения норм материального и процессуального права не допущено. Таким образом, оснований к отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Петрозаводского городского суда РК от 21 декабря 2017 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.