Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи
Королевой С.В.
судей
Савина А.И, Касянчук Е.С.
при секретаре
Григорьеве К.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика на решение Кондопожского городского суда РК от 14 ноября 2017 года по иску Кожуховой А. КонстА.вны к администрации Кондопожского муниципального района и администрации Кондопожского городского поселения о предоставлении жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Савина А.И, объяснения представителя ответчика администрации Кондопожского муниципального района Алексахина А.В, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Истица обратилась в суд по тем основаниям, что решением Кондопожского городского суда от 22.11.2006 ее мать лишена родительских прав. 09.10.2006 истице был назначен опекун Кожухова Т.И, за истицей была закреплена жилая площадь в (... ). В связи с тем, что проживание в закрепленном помещении признано невозможным, истица включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Истица просила обязать ответчиков предоставить ей благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда площадью не ниже нормы предоставления, отвечающее санитарным и техническим требованиям, по договору найма специализированного жилого помещения в границах г. Кондопоги.
В ходе судебного разбирательства к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство социальной защиты, труда и занятости РК, Кожухова В.К, Кожухова Т.И, Министерство здравоохранения и социального развития РК, Министерство финансов РК.
Суд иск удовлетворил. Обязал администрацию Кондопожского муниципального района РК предоставить истице благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда площадью не ниже нормы предоставления, отвечающее санитарным и техническим требованиям по договору найма специализированного жилого помещения на территории Кондопожского муниципального района РК. В удовлетворении иска к администрации Кондопожского городского поселения отказал. Взыскал с администрации Кондопожского муниципального района РК в пользу истицы расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.
С таким решением не согласен ответчик администрация Кондопожского муниципального района РК. В апелляционной жалобе ее представитель указывает, что действующим законодательством обязанность по обеспечению жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложена на администрацию муниципального района за счет субвенций, предоставляемых бюджету района из бюджета РК. Администрация своевременно представляет в Министерство здравоохранения и социального развития РК сведения о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда. Однако своевременное исполнение данной обязанности стоит в прямой зависимости от выделяемых на эти цели денежных средств. В настоящее время субвенций для приобретения жилых помещений лицам данной категории не имеется, в связи с тем, что выделенные на 2017 год для этих целей субвенции в размере 1.908.600 руб. освоены. В вышеуказанной очереди числится порядка 30 детей-сирот и обеспечить всех благоустроенным жильем во внеочередном порядке не представляется возможным ввиду недостаточности выделенных для этих целей субвенций. Просит решение суда отменить и принять новое решение.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика поддержал доводы жалобы. Остальные участвующие в деле лица в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Проверив и оценив фактические обстоятельства дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционной жалобы в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, суд апелляционной инстанции находит решение суда законным и обоснованным. Обстоятельства дела судом установлены правильно и полно изложены в решении, соответствуют представленным доказательствам.
В соответствии со ст. 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29.12.2012 N 15-ФЗ) лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта РФ, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются также лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (п. 7).
Согласно положениям ст. 3 Закона РК от 28.11.2005 N 921-ЗРК "О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, однократно обеспечиваются благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном Правительством РК.
По делу установлено, что на основании распоряжения главы местного самоуправления Кондопожского района от 09.10.2006 истице с ее сестрой был назначен опекун - Кожухова Т.И, за детьми была закреплена жилая площадь по адресу: (... ), состоящая из одной комнаты общей площадью 8,7 кв.м, расположенная в деревянном доме, 1956 года постройки, дом неблагоустроенный, вода привозная, отопление печное, туалет на улице (л.д. 30)
03.10.2012 истица сменила фамилию "Недорезова" на " Кожухову" и отчество с "Николаевны" на " К.". (л.д. 7)
На основании постановления администрации Кондопожского района от 25.05.2016 установлен факт невозможности проживания истицы в закрепленном за ней жилым помещением, истица включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в Кондопожском районе.
Приказом Министерства социальной защиты, труда и занятости РК от 07.10.2016 утвержден список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Истица значится в данном списке под N (... ). (л.д. 72)
Проанализировав представленные доказательства в их совокупности, а также тот факт, что реализация права истицы на обеспечение жилым помещением не может ставиться в зависимость от бюджетного финансирования и взаимоотношений органа местного самоуправления с региональными и федеральными органами власти, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что требования истца законны, обоснованны и подлежат удовлетворению в полном объеме.
Доводы апелляционной жалобы о том, что администрация Кондопожского муниципального района РК не сможет исполнить возложенные на нее государственные полномочия по обеспечению истца жильем в связи с отсутствием субвенций, не могут быть приняты во внимание, поскольку обязанность по предоставлению специализированного жилого помещения законом не связывается с наличием для этого достаточных средств и источников финансирования.
При таких обстоятельствах решение суда является законным, оно принято при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для разрешения данного спора, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют установленным обстоятельствам, нарушений и неправильного применения норм материального и процессуального права не допущено. Таким образом, оснований к отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кондопожского городского суда РК от 14 ноября 2017 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.