Судебная коллегия по административным делам Камчатского краевого суда в составе:
председательствующего
Чаднова О.В,
судей
Венина А.Н. и Ерютина К.И,
при секретаре
Выстровой Л.Ю,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Петропавловске-Камчатском 1 февраля 2018 года дело по апелляционному представлению заместителя Генерального прокурора Российской Федерации на решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 24августа2017года, которым постановлено:
в удовлетворении административного иска заместителя Генерального прокурора Российской Федерации в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Северо-Восточному территориальному управлению Федерального агентства по рыболовству, начальнику отдела организации рыболовства Северо-Восточного территориального управления Федерального агентства по рыболовству Кошкаревой Л.А. и руководителю Северо-Восточного территориального управления Федерального агентства по рыболовству Христенко А.В. о признании незаконными действия, выраженного в выдаче разрешения на добычу (вылов) водных биологических ресурсов N, бездействия, выраженного в невнесении изменений в разрешение на добычу (вылов) водных биологических ресурсов N, соответствующих требованиям закона, возложении обязанности внести изменения в разрешение на добычу (вылов) водных биологических ресурсов N, отказать.
Заслушав доклад судьи Венина А.Н, объяснения представителя административного истца Соловьевой О.И, поддержавшей доводы административного протеста, возражения представителя административных ответчиков Кравченко М.Е, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
заместитель Генерального прокурора Российской Федерации ГулягинЮ.А. обратился в суд с административным исковым заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц о признании незаконными действий должностных лиц Северо-Восточного территориального управления Росрыболовства (далее СВТУ Росрыболовства), связанных с выдачей разрешения на добычу (вылов) водных биологических ресурсов N, бездействия, выразившегося в невнесении изменений в указанное разрешение, и возложении обязанности внести соответствующие изменения.
Заявленные требования мотивировал тем, что 2марта2017года административным ответчиком открытому акционерному обществу "УТРФ-Камчатка" (далее - ОАО "УТРФ-Камчатка") выдано разрешение N на добычу (вылов) водных биологических ресурсов при осуществлении промышленного рыболовства в Западно-Камчатской (61052) и Камчато-Курильской (61054) подзонах. Указанным документом ОАО "УТРФ-Камчатка" разрешена добыча (вылов) 200 т минтая посредством рыболовного судна "данные изъяты" с использованием трала разноглубинного (траловый способ лова) с даты выдачи разрешения по 31декабря2017года. Приведенный в разрешении срок добычи (вылова) водных биоресурсов включает период, запретный для промысла минтая, что, по мнению административного истца, дает право поименованному в разрешении рыболовному судну "данные изъяты" осуществлять специализированный промысел минтая в запретные сроки. Таким образом, спорное разрешение не соответствует предусмотренным действующим законодательством требованиям в части включения в него запретных для специализированного промысла минтая сроков. Невыполнение установленных действующим законодательством ограничений рыболовства свидетельствует о нарушении конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду. Протест заместителя Генерального прокурора Российской Федерации от 10апреля2017года, принесенный руководителю СВТУ Росрыболовства на разрешение на добычу (вылов) водных биоресурсов от N, был отклонен и до настоящего времени необходимые изменения в спорное разрешение внесены не были. Выдача административным ответчиком разрешения на добычу (вылов) водных биоресурсов со сроками, включающими установленный законодательством запретный период на специализированный промысел минтая, равно как и бездействие ответчиков, выразившееся в невнесении соответствующих изменений, являются незаконными. Полагал необходимым внести в разрешение изменения, исключив из графы "сроки добычи (вылова) водных биоресурсов" периоды, запретные для специализированного промысла минтая.
Заместитель Генерального прокурора Российской Федерации, заинтересованное лицо ОАО "УТРФ-Камчатка" о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в судебном заседании участия не принимали, представителей в суд не направили.
В судебном заседании представитель административных ответчиков СВТУ Росрыболовства и руководителя СВТУ Росрыболовства ХристенкоА.В. - АрскаяМ.А. полагала иск необоснованным и не подлежащим удовлетворению.
В судебном заседании административный ответчик Кошкарева Л.А. полагала иск необоснованным и не подлежащим удовлетворению.
Рассмотрев дело, суд постановилуказанное выше решение.
В апелляционном представлении административный истец заместитель Генерального прокурора Российской Федерации Гулягин Ю.А. просит решение суда отменить полностью с принятием нового решения, которым удовлетворить заявленные требования. В обоснование, повторяя доводы административного искового заявления, указывает, что спорное разрешение позволяет пользователю водными биоресурсами осуществлять специализированный промысел минтая в запретные периоды, в связи с чем у суда отсутствовали основания для отказа в удовлетворении исковых требований.
В возражениях на апелляционное представление представитель административного ответчика СВТУ Росрыболовства и руководителя СВТУ Росрыболовства Христенко А.В. - Кравченко М.Е, административный ответчик Кошкарева Л.А. просят решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционное представление - без удовлетворения.
Выслушав лиц, участвующих в деле, проверив материалы административного дела и обсудив доводы апелляционного представления, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, и было установлено судом первой инстанции, 2марта2017года на основании приказа Росрыболовства от 9декабря2016года N799 пользователю ОАО"УТРФ-Камчатка" выдано разрешение на добычу (вылов) водных биологических ресурсов N при осуществлении промышленного рыболовства.
Бланк разрешения на добычу (вылов) водных биоресурсов, являющийся документом строгой отчетности, имеет учетные серию и номер - "данные изъяты"
Разрешение на добычу (вылов) водных биоресурсов выдано в отношении конкретного судна, осуществляющего рыболовство под управлением капитана ФИО1, - рыболовного судна "данные изъяты", собственником которого является ООО" "данные изъяты"" ( "данные изъяты"). Реквизиты договора аренды судна: договор фрахтования судна с экипажем (тайм-чартер) от 20 февраля 2017 года N1702/22-17.
В соответствии с данным документом, посредством поименованного в нем судна пользователю в период со 2 марта по 31декабря 2017 года разрешена добыча (вылов) тралом разноглубинным (траловым способ добычи (вылова)) 200 т минтая в районах добычи (вылова) 61052/61054.
Отдельно в разрешении указано, что обязательным его условием является соблюдение при осуществлении добычи (вылова) водных биоресурсов требований в области охраны окружающей среды, правил рыболовства и ограничений рыболовства, установленных законодательством РФ и международными договорами РФ в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов для рыбохозяйственного бассейна. Промышленное рыболовство в части добычи разрешается только в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе РФ (л.д. 9).
Таким образом, в названном разрешении указаны: сведения о лицах, которым предоставлено право на добычу (вылов) водных биоресурсов, судне, которое осуществляет рыболовство (в том числе о его типе), районе добычи (вылова) водных биоресурсов; виды водных биоресурсов, разрешенных для добычи (вылова); квоты добычи (вылова) водных биоресурсов; орудия, способы и сроки добычи (вылова) водных биоресурсов; требования к охране окружающей среды, что в полной мере соответствует требованиям Федерального закона от 20декабря2004 года N166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" и постановления Правительства РФ от 22октября2008года N775 "Правила оформления, выдачи, регистрации, приостановления действия и аннулирования разрешений на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, а также внесения в них изменений".
Давая оценку доводам административного истца о том, что спорное разрешение не соответствует предусмотренным действующим законодательством требованиям в части включения в него запретного периода для специализированного промысла минтая, что, по его мнению, предоставляет право пользователю осуществлять специализированный промысел минтая в районах подзоны, где промысел запрещен, либо ограничен, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно частям 1 и 2, 4 статьи 43.1 Федерального закона от 20декабря2004года N166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" правила рыболовства являются основой осуществления рыболовства и сохранения водных биоресурсов. Они утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства для каждого рыбохозяйственного бассейна.
Правила рыболовства обязательны для исполнения юридическими лицами и гражданами, осуществляющими рыболовство и иную связанную с использованием водных биоресурсов деятельность.
Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 21октября2013года N385 утверждены Правила рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна.
Районы добычи (вылова), промысловые зоны (подзоны), названия, обозначения и границы которых определяются в соответствии с Приложением N1 "Районы добычи (вылова), промысловые зоны (подзоны) Российской Федерации в Дальневосточном рыбохозяйственном бассейне" к Правилам рыболовства, в соответствии с которым 61.05.2 - подзона Западно-Камчатская; 61.05.4 - подзона Камчатско-Курильская.
В соответствии с подпунктом 15.1 Правил рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна, на который ссылается административный истец в обоснование своих требований, запрещается специализированный промысел минтая в Западно-Камчатской и Камчатско-Курильской подзонах - с начала массового нереста, но не позднее чем с 1 апреля по 1 ноября (за исключением судов длиной между перпендикулярами менее 34 м, осуществляющих прибрежное рыболовство снюрреводами с 1 июня), а для судов длиной между перпендикулярами менее 24 м, осуществляющих прибрежное рыболовство снюрреводами в Камчатско-Курильской подзоне, с 16 мая.
Понятие специализированного промысла раскрыто в пункте 13 Правил рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна, согласно которому запрещается осуществлять добычу (вылов) вида водных биоресурсов, который в данном районе независимо от процентного соотношения к другим видам водных биоресурсов обеспечивает систематические высшие уловы этого объекта конкретным орудием добычи (вылова) или при определенном способе добычи.
По смыслу приведенной правовой нормы для признания промысла специализированным необходимо наличие определенных условий: высшие уловы объекта добычи (минтая) вне зависимости от процентного соотношения к другим видам водных биоресурсов и систематичность таких уловов.
Как уже было указано выше, на основании разрешения N ОАО "УТРФ-Камчатка" в Западно-Камчатской (61052) и Камчато-Курильской (61054) подзонах разрешена добыча (вылов) минтая со 2 марта по 31декабря2017года.
Неразрывно связывая добычу (вылов) минтая с ведением специализированного промысла данного водного биоресурса, административный истец просит о внесении изменений в разрешение N в части исключения из графы "сроки добычи (вылова) водных биоресурсов" периодов, запретных для специализированного промысла минтая.
При этом административным истцом не принимается во внимание, что внесение такого рода изменений может повлечь нарушение прав заинтересованного лица на добычу (вылов) минтая в период с 1 апреля по 1ноября 2017 года в Западно-Камчатской (61052) и Камчато-Курильской (61054) подзонах, поскольку такая деятельность не запрещена Правилами рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна за исключением осуществления специализированного промысла данного вида водного биоресурса.
Оснований полагать, что неуказание в разрешении конкретных запретных периодов допускает ведение пользователем специализированного промысла, ограниченного установленными Правилами рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна сроками, не имеется, поскольку особым условием разрешения N является соблюдение при осуществлении добычи (вылова) водных биоресурсов требований в области охраны окружающей среды, правил рыболовства и ограничений рыболовства, установленных законодательством РФ и международными договорами РФ в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов для рыбохозяйственного бассейна.
Поскольку судом были правильно установлены указанные обстоятельства, суд первой инстанции обоснованно отказал административному истцу в удовлетворении исковых требований.
Приведенные в апелляционном представлении доводы изучены судом апелляционной инстанции и признаны несостоятельными, поскольку они не опровергают установленные по делу обстоятельства и не могут поставить под сомнение правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение суда, как законное и обоснованное, подлежит оставлению без изменения, а апелляционное представление - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 24августа2017года оставить без изменения, апелляционное представление - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.