Судья Верховного Суда Чувашской Республики Голубев А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Медведева В.В. на постановление судьи Моргаушского районного суда Чувашской Республики от 5 декабря 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Иштудовой Анны Гурьевны,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Моргаушского районного суда Чувашской Республики от 5 декабря 2017 года Иштудова А.Г. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.2 КоАП РФ, и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 5000 рублей.
Не согласившись с постановлением судьи, защитник Медведев В.В. подал жалобу в Верховный Суд Чувашской Республики, в которой просит постановление отменить, производство по делу - прекратить. В обоснование жалобы приводит доводы о том, что проведенное с участием Иштудовой А.Г. собрание являлось собранием граждан Юнгинского сельского поселения по вопросам местного значения, порядок проведения которого регулируется законодательством о местном самоуправлении.
Изучив доводы жалобы, проверив дело в полном объеме, выслушав Иштудову А.Г. и защитника Медведева В.В, поддержавших доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 20.2 КоАП РФ нарушение организатором публичного мероприятия установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи.
Порядок организации и проведения публичного мероприятия установлен Федеральным законом от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (далее - Федеральный закон N 54-ФЗ, Закон).
Публичным мероприятием признается открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики (пункт 1 статьи 2 Федерального закона N 54-ФЗ).
В соответствии с пунктами 2, 3 данной статьи собрание - это совместное присутствие граждан в специально отведенном или приспособленном для этого месте для коллективного обсуждения каких-либо общественно значимых вопросов, а митинг - массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера.
Согласно статье 3 Федерального закона от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ одним из принципов, на которых основывается проведение публичного мероприятия, является принцип законности - соблюдения положений Конституции Российской Федерации, названного Федерального закона, иных законодательных актов Российской Федерации.
В соответствие со статьей 4 Федерального закона N 54-ФЗ к организации публичного мероприятия относятся:
1) оповещение возможных участников публичного мероприятия и подача уведомления о проведении публичного мероприятия в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления;
2) проведение предварительной агитации;
3) изготовление и распространение средств наглядной агитации;
4) другие действия, не противоречащие законодательству Российской Федерации, совершаемые в целях подготовки и проведения публичного мероприятия.
В силу части 1 статьи 5 Федерального закона N 54-ФЗ организатором публичного мероприятия могут быть один или несколько граждан Российской Федерации (организатором демонстраций, шествий и пикетирований - гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, митингов и собраний - 16 лет), политические партии, другие общественные объединения и религиозные объединения, их региональные отделения и иные структурные подразделения, взявшие на себя обязательство по организации и проведению публичного мероприятия.
Статьей 7 Закона установлено, что уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия.
Пунктами 1-9 части 3 статьи 7 Федерального закона N 54-ФЗ установлены требования к содержанию уведомлению о проводимом публичном мероприятии.
Статья 4 Закона Чувашской Республики от 30 ноября 2012 года N 77 (ред. от 18.04.2016) "Об обеспечении реализации права граждан Российской Федерации на проведение в Чувашской Республике собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований" (далее - Закон Чувашской Республики) устанавливает, что в случае проведения публичного мероприятия на территории одного муниципального района, в том числе на территории сельского (городского) поселения, входящего в состав данного муниципального район, уведомление о проведении публичного мероприятия, отвечающее требованиям, предусмотренным статьей 7 Федерального закона N 54-ФЗ, подается в администрацию соответствующего муниципального района.
Как следует из представленных материалов дела и фактических обстоятельств дела, 16 сентября 2017 года в период с 13 часов до 14 часов 30 минут Иштудова А.Г, являясь членом инициативной группы, организовала и провела перед зданием сельского дома культуры, расположенном в с. Юнга Моргаушского района Чувашской Республики, ул. Центральная, д. 5, публичное мероприятие с участием жителей Центрального избирательного округа Юнгинского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики, о котором соответствующее уведомление, предусмотренное частью 1, пунктами 1-9 части 3 статьи 7 Федерального закона N 54-ФЗ, частью 3 статьи 4 Закона Чувашской Республики, в администрацию Моргаушского района подано не было.
Действия Иштудова А.Г, как лица, являвшегося организатором несогласованного в установленном порядке публичного мероприятия по части 1 статьи 20.2 КоАП РФ квалифицированы правильно.
Вышеприведенные обстоятельства и вина Иштудовой А.Г. в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.2 КоАП РФ, подтверждены совокупностью доказательств, исследованных судьей районного суда при рассмотрении дела, допустимость, достоверность и достаточность которых сомнений не вызывает.
При рассмотрении дела на основании статьи 26.1 КоАП РФ судьей районного суда установлены все обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении, дана правильная оценка представленным доказательствам в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ. Правовых оснований для переоценки доказательств не имеется. При этом неустранимых сомнений, которые бы в силу статьи 1.5 КоАП РФ могли быть истолкованы в пользу лица, привлекаемого к административной ответственности, по делу не установлено.
Несогласие с выводами судьи и оценкой доказательств не может служить основанием к отмене проверяемого постановления.
Доводы жалобы о том, что проведенное с участием Иштудовой А.Г. публичное мероприятие являлось собранием граждан Юнгинского сельского поселения по вопросам местного значения, порядок проведения которого регулируется законодательством о местном самоуправлении, не влекут отмену обжалуемого постановления.
Гарантируя право граждан на проведение собрания, действующее законодательство о местном самоуправление устанавливает принципы, порядок его назначения и проведения, согласно которым при указанной форме участия населения в осуществлении местного самоуправления подлежат обсуждению вопросы местного значения, а также осуществляется информирование населения о деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, осуществления территориального общественного самоуправления на части территории муниципального образования.
Вопросы местного значения сельского поселения законодателем установлены в статье 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Глава Юнгинского сельского поселения избирается на муниципальных выборах, возглавляет администрацию Юнгинского сельского поселения и исполняет полномочия председателя Собрания депутатов данного муниципального образования (статья 21 Устава).
Статьей 35 Устава предусмотрен отзыв главы Юнгинского сельского поселения, который может быть осуществлен лишь по итогам голосования, проводимого по инициативе населения в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации для проведения местного референдума, с учетом особенностей, предусмотренных Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Таким образом, действующим законодательством о местном самоуправлении и Уставом Юнгинского сельского поселения процедура объявления недоверия должностным лицам органов местного самоуправления и прокурору собранием граждан не предусмотрена.
Вместе с тем, как следует из текста протокола от 16 сентября 2017 года, в ходе проведения собрания граждан обсуждался вопрос о правомерности установки вышки сотовой связи, а также деятельность в связи с этим должностных лиц органов местного самоуправления и прокуратуры (л.д. 24-27).
По итогам указанного мероприятия, инициатором (организатором) которого в числе прочих лиц являлась Иштудова А.Г, принято решение об объявлении недоверия "данные изъяты"
Характер обозначенной в заявлении инициативной группы повестки дня - "О недоверии местной и районной администрации, прокурору района", подписанном в том числе Иштудовой А.Г. (л.д. 15), а также содержание решения, принятого по итогам обсуждения обозначенных в повестке дня вопросов, не отнесенных законодательством к вопросам местного значения, в том числе об объявлении недоверия "данные изъяты", свидетельствует о том, что оно являлось публичным мероприятием, преследующим общественно - политические цели, и сочетало в себе элементы собрания и митинга, порядок проведения которого регулируется Федеральным законом N 54-ФЗ.
Между тем уведомление о проведении указанного публичного мероприятия в установленном законом порядке подано не было.
Имеющееся в деле заявление инициативной группы от 14 сентября 2017 года, адресованное Собранию депутатов Юнгинского сельского поселения Моргаушского района не является надлежащим уведомлением, поскольку по своему содержанию не отвечает требованиям закона, подано не в тот орган и с нарушением сроков подачи уведомления о проведении публичного мероприятия.
При указанных обстоятельствах доводы жалобы о невиновности Иштудовой А.Г. по тем мотивам, что проведенное мероприятие являлось собранием граждан, порядок которого регулируется исключительно законодательством о местном самоуправлении, а по итогам его проведения решение принято по вопросам местного значения и подлежало дальнейшему рассмотрению в порядке, установленном Федеральным законом "О порядке рассмотрения обращений граждан в Российской Федерации, являются несостоятельными.
Административное наказание назначено Иштудовой А.Г. в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ, с учетом всех обстоятельств дела, данных о личности, характера совершенного правонарушения, и является справедливым, при этом судом применены положения частей 2.2, 2.3 статьи 4.1 КоАП РФ путем назначения административного штрафа в размере половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для граждан частью 1 статьи 20.2 КоАП РФ.
Срок давности привлечения Иштудовой А.Г. к административной ответственности не нарушен.
Иных аргументированных доводов, свидетельствующих о незаконности принятого по делу постановления, жалоба не содержит и в судебном заседании не приведено.
Руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
постановление судьи Моргаушского районного суда Чувашской Республики от 5 декабря 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Иштудовой Анны Гурьевны оставить без изменения, жалобу защитника Медведева В.В. - без удовлетворения.
Судья Верховного Суда
Чувашской Республики А.В. Голубев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.