Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Блиновой М.А., судей НестеровойА.А., Стародубцевой Л.И., при секретаре судебного заседания Никитине П.А. рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по исковому заявлению Захарова А.А. к администрации Ленинского района г. Чебоксары о возложении обязанности включить в список лиц на получение жилого помещения на условиях договора найма специализированного жилого помещения, поступившее по апелляционной жалобе Захарова А.А. на решение Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 20 ноября 2017 года, которым в удовлетворении исковых требований Захарову А.А. отказано.
Заслушав доклад судьи Нестеровой А.А, судебная коллегия
установила:
Захаров А.А. обратился в суд с иском к администрации Ленинского района г. Чебоксары о возложении обязанности включить его в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещения из специализированного государственного жилищного фонда г. Чебоксары.
Требования мотивированы тем, что истец Захаров А.А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, так как его отец ФИО2, мать ФИО1 были лишены родительских прав решением Калининского районного суда г. Уфы от 13 сентября 1996 года, мать ФИО1 умерла ДД.ММ.ГГГГ года. С целью реализации права на получение специализированного жилого помещения истец Захаров А.А. обратился в администрацию Ленинского района г. Чебоксары с заявлением о включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Письмом от 11 сентября 2017 года Захарову А.А. отказано во включении в данный список в связи с достижением возраста 23 лет. По мнению истца, из-за ненадлежащего исполнения должностными лицами государственных органов и государственных учреждений своих обязанностей в части доведения информации о наличии у детей-сирот права на обеспечение жильем, он был лишен возможности своевременно заявить о своем праве на жилищное обеспечение. С учетом изложенного истец полагает, что имеются основания для включения его в список детей-сирот и лиц из их числа, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещения.
В судебном заседании истец Захаров А.А. исковые требования поддержал в полном объеме.
В судебном заседании представитель ответчика администрации Ленинского района г. Чебоксары Пленкина Н.В. исковые требования не признала, ссылаясь на их необоснованность.
Судом постановлено указанное выше решение, обжалованное истцом Захаровым А.А. на предмет отмены по мотивам незаконности и необоснованности.
В апелляционной жалобе указывается на то, что истец ранее не мог подать заявление о включении его в список о предоставления жилья по независящим от него обстоятельствам. Данные обстоятельства связаны с отсутствием достоверной информации о его правах на получение жилья и порядке его реализации, а также бездействием органов опеки и попечительства, в полномочия которых входит обеспечение реализации интересов детей-сирот и лиц из их числа.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения истца Захарова А.А, поддержавшего апелляционную жалобу, возражения представителя ответчика администрации Ленинского района г. Чебоксары Егоровой Н.Г, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе дополнительные гарантии прав на жилое помещение, определены Жилищным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
В соответствии с частью 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет. Между тем, для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года) и абзацу четвертому статьи 1, пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года) к лицам, которым жилые помещения по договорам социального найма предоставлялись во внеочередном порядке, в частности, относились дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (то есть лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей), по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Таким образом, дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ, в том числе и на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, распространялись на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет.
Предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с указанными нормами закона носило заявительный характер и подлежало реализации при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), также базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем.
Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Согласно положениям статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ, вступившего в силу с 1 января 2013 года) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (абзац первый пункта 1). Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены указанным лицам ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет (абзац второй пункта 1).
В связи с изменениями Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", было изменено и содержание статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, из которой исключен пункт 2 части 2 статьи.
В соответствии с частью 9 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", вступившего в силу с 1 января 2013 года) право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Вместе с тем в силу части 1 статьи 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ настоящий закон вступил в силу с 1 января 2013 года. При этом в соответствии с частью 2 статьи 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Из анализа приведенных правовых норм следует, что истец на момент вступления в законную силу Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ должен был обладать нереализованным правом на обеспечение жилым помещением как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
По смыслу части 2 статьи 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ новый порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа мог быть распространен на истца лишь при наличии доказательств его обращения в уполномоченные органы о постановке на учет для предоставления жилого помещения во внеочередном порядке в соответствии с положениями ранее действовавших норм законодательства.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, истец Захаров А.А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его мать ФИО1, отец ФИО2. лишены родительских прав на основании решения Калининского районного суда г. Уфы от 13 сентября 1996 года. Согласно свидетельству о смерти ФИО1 умерла ДД.ММ.ГГГГ года.
Постановлением главы муниципального образования Калининского района г. Уфы от 17 августа 2004 года N "... " ФИО5 назначена опекуном Захаровых ФИО3, А.А, ФИО4. За несовершеннолетними Захаровыми ФИО3, А.А, ФИО4 закреплено право на жилую площадь по адресу: "... "
Из материалов дела также следует, что с момента установления опеки истец ЗахаровА.А. проживал вместе с опекуном по адресу: "... ".
Вступившим в законную силу решением Шумерлинского районного суда Чувашской Республики от 22 мая 2017 года Захаров А.А. признан утратившим право пользования жилым помещением - жилым домом, расположенным по адресу: "... ", снят с регистрационного учета по данному адресу. Производство по делу по иску Дубенцовой Е.Л, Дубенцова А.Н. к ЗахаровуА.А. в части выселения из дома N "... " по ул. "... " прекращено в связи с отказом истцов от иска в этой части.
Согласно выписке из лицевого счета, выданного обществом с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис-1", с 11 августа 2017 года Захаров А.А. значится зарегистрированным в квартире N "... " в доме N "... " по ул. "... ".
25 августа 2017 года истец обратился в администрацию Ленинского района г. Чебоксары с заявлением о включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Постановлением администрации Ленинского района г. Чебоксары от 08 сентября 2017 года N "... " Захарову А.А. отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Из пояснений истца следует, что в администрацию Ленинского района г. Чебоксары он впервые обратился в конце августа 2016 года. По достижении совершеннолетия в администрацию Шумерлинского района Чувашской Республики с заявлением о постановке на учет не обращался.
Разрешая заявленный спор и отказывая в удовлетворении исковых требований Захарову А.А. о возложении на администрацию Ленинского района г. Чебоксары обязанности включить его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилого фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, суд первой инстанции исходил из того, что гарантируемая лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, социальная поддержка в виде обеспечения жильем предоставляется указанной категории лиц в случае постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до достижения ими 23 лет. Между тем, статус лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утрачен истцом по достижении 23-летнего возраста, при этом истец не представил суду относимых и допустимых доказательств, свидетельствующих о том, что до достижения 23 лет он обращался в орган местного самоуправления с письменным заявлением по вопросу обеспечения жилым помещением как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Судебная коллегия соглашается с изложенным выводом суда первой инстанции, поскольку он соответствует установленным по делу обстоятельствам и требованиям законодательства.
Доводы апелляционной жалобы о том, что истец не знал о своих правах на получение жилья, не может служить основанием к удовлетворению иска, поскольку указанные основания не являются уважительными причинами пропуска срока.
Доводы апелляционной жалобы о том, что органы опеки и попечительства, не выполнили возложенную на них законом обязанность по защите прав Захарова А.А, в связи с чем в настоящее время он лишен права на предоставление жилого помещения как лицу из числа детей-сирот, судебная коллегия во внимание не принимает.
Как было указано выше, право состоять на учете для льготного получения жилья ограничено достижением 23-летнего возраста. Истец достиг совершеннолетия 07 марта 2009 года, на протяжении оставшихся пяти лет до достижения 23-летнего возраста, то есть до 07 марта 2014 года, истец не был лишен возможности самостоятельно реализовать свои права и обратиться в установленном законом порядке в орган местного самоуправления по вопросу постановки его на учет для получения жилья, однако данное право он не реализовал, доказательств обратного в материалы дела не представлено. Кроме того, законом не предусмотрена обязанность органов опеки и попечительства подавать заявления о постановке на учет для получения жилого помещения вне очереди указанной категории граждан. Постановка на учет носит заявительный характер, должна быть реализована заинтересованным лицом, а именно самим гражданином, которому положена соответствующая социальная гарантия.
Не являются основанием для отмены решения суда и доводы апелляционной жалобы о том, что положениями Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" не предусмотрена обязанность лиц, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обращаться в орган местного самоуправления с заявлением о принятии их на учет, поскольку эти доводы также основаны на неправильном понимании норм материального права.
Как жилищное законодательство Российской Федерации, так и Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в части, касающейся предоставления жилых помещений, базируются на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, иным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения.
Иных доводов, по которым решение суда могло бы быть отменено, ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
Таким образом, разрешая заявленные требования, суд правильно определилюридически значимые обстоятельства дела, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановилрешение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется, в связи с чем апелляционная жалоба подлежит отклонению.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Апелляционную жалобу Захарова А.А. на решение Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 20 ноября 2017 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий М.А. Блинова
Судьи А.А. Нестерова
Л.И. Стародубцева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.