Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Блиновой М.А., судей НестеровойА.А., Стародубцевой Л.И., при секретаре судебного заседания Шипееве А.Д. рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по исковому заявлению Алексеева В.Ю. к администрации Юськасинского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики об отмене постановления о снятии с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, восстановлении в очереди среди молодых семей в качестве нуждающихся в жилых помещениях, поступившее по апелляционной жалобе Алексеева В.Ю. на решение Моргаушского районного суда Чувашской Республики от 07 ноября 2017 года, которым с учетом определения Моргаушского районного суда Чувашской Республики от 25 декабря 2017 года об исправлении описки, в удовлетворении исковых требований Алексееву В.Ю. отказано.
Заслушав доклад судьи Нестеровой А.А, судебная коллегия
установила:
Алексеев В.Ю. обратился в суд с иском к администрации Юськасинского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики об отмене постановления от 23 июня 2017 года N "... " о снятии с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, восстановлении в очереди среди молодых семей, нуждающихся в жилых помещениях.
Требования мотивированы тем, что постановлением администрации Юськасинского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики от 14 мая 2015 года семья истца была принята на учет нуждающихся в жилых помещениях, постановлением администрации Юськасинского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики от 01 июня 2015 года включена в список граждан, нуждающихся в жилых помещениях и имеющих право на государственную поддержку на строительство (приобретение) жилых помещений согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2011-2015 годы. На момент постановки на учет его семья в составе трех человек проживала в доме N "... " общей площадью 45,9 кв.м. по ул. "... ". Кроме них в указанном доме проживают его дочь ФИО3, дядя ФИО9 Дом N "... " общей площадью 114,4 кв.м. по ул. "... " принадлежит на праве собственности отцу истца ФИО5 В последующем постановлением администрации Юськасинского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики от 23 июня 2017 года семья истца снята с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в связи с тем, что в рамках федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2012 года" ФИО5, ФИО4, ФИО6, Алексееву В.Ю. были выделены социальные выплаты для строительства индивидуального жилого дома в общую долевую собственность по 1/4 доле в праве на каждого члена семьи, однако в нарушение данной федеральной программы дом N "... " по ул. "... " не был оформлен в общую собственность всех членов семьи. Истец полагает, что данное постановление является незаконным и подлежит отмене, поскольку он не намерен претендовать на долю в праве собственности на жилой лом N "... " по ул. "... ".
Истец Алексеев В.Ю. в судебном заседании не присутствовал, реализовав свое право на участие в деле через представителей - адвокатов Ческидову Л.Н, Васильеву Л.С, которые исковые требования поддержали по изложенным в иске основаниям.
В судебном заседании представитель ответчика - глава администрации Юськасинского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики Кузьмин А.Н. исковые требования не признал ввиду необоснованности.
В судебном заседании представитель третьего лица администрации Моргаушского района Чувашской Республики Валежникова О.А. исковые требования не признала ввиду необоснованности.
Судом постановлено указанное выше решение, обжалованное истцом АлексеевымВ.Ю. на предмет отмены по мотиву незаконности и необоснованности.
В апелляционной жалобе и в дополнениях к ней приводятся доводы, аналогичные изложенным в исковом заявлении. Также выражается несогласие с выводом суда о том, что истцом совершены действия, в результате которых ухудшились жилищные условия. Отмечается, что выезд из жилого дома N "... " по ул. "... " и проживание в с. Моргауши является временным, вызван тем, что у истца имеется ребенок-инвалид, который постоянно нуждается в обследовании специалистов.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителей истца Алексеева В.Ю. - адвокатов Ческидовой Л.Н. и Васильевой Л.С, поддержавших апелляционную жалобу, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, постановлением администрации Юськасинского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики от 14 мая 2015 года N "... " истец Алексеев В.Ю. с составом семьи три человека, включая жену ФИО1, сына ФИО2, был поставлен на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Постановлением администрации Юськасинского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики от 01 июня 2015 года N "... " Алексеев В.Ю. с составом семьи три человека, включая его жену ФИО1, сына ФИО2, признан участником подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы.
Постановлением администрации Юськасинского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики от 23 июня 2017 года N "... " Алексеев В.Ю. снят с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации и пунктом 11 Порядка.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований Алексеева В.Ю, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что снятие истца с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях соответствует требованиям жилищного законодательства, в связи с чем отсутствуют правовые основания для удовлетворения иска.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют установленным по делу обстоятельствам и требованиям законодательства.
Из содержания статей 72, 76 Конституции Российской Федерации и части 1 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что жилищное законодательство отнесено к предмету совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 12 января 2006 года N 2 утвержден Порядок ведения органами местного самоуправления в Чувашской Республике учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и имеющих право на государственную поддержку на строительство (приобретение) жилых помещений (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 1 Порядка настоящий Порядок в соответствии с Законом Чувашской Республики "О наделении органов местного самоуправления в Чувашской Республике отдельными государственными полномочиями" устанавливает единые правила ведения органами местного самоуправления поселений учета граждан, проживающих в сельской местности, в качестве нуждающихся в жилых помещениях и имеющих право на государственную поддержку в форме социальных выплат на строительство (приобретение) жилых помещений в сельской местности в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством Чувашской Республики, Типовым положением о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам (приложение N 4 к федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 года N 598).
Согласно пункту 3 Порядка на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и имеющих право на государственную поддержку принимаются граждане, имеющие уровень обеспеченности общей площадью жилого помещения на одного человека менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления. При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, уровень обеспеченности общей площадью жилого помещения определяется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Пунктом 11 Порядка предусмотрено, что право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении и имеющего право на государственную поддержку сохраняется за гражданином до получения государственной поддержки на строительство (приобретение) жилого помещения, за исключением указанных в пункте случаев, в том числе выявления в представленных документах не соответствующих действительности сведений о нуждаемости в жилом помещении и наличии права на государственную поддержку, послуживших основанием для принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о принятии на учет.
Основания снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях предусмотрены в статье 56 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
При этом по смыслу указанной нормы имеются в виду сведения, которые касаются существенных обстоятельств и которые имеют решающее значение при принятии решения о постановке гражданина на учет и свидетельствуют об отсутствии состава всех необходимых условий для признания права гражданина состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях. По смыслу пункта 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации не имеет значения, явились ли неправильные сведения результатом ошибки или намеренного действия, есть ли в этом вина заявителя или нет.
Согласно части 2 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Постановлением администрации Юськасинского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики от 30 января 2006 года N 10 установлена учетная норма площади жилого помещения в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в размере 12 кв.м. общей площади на одного члена семьи.
Основанием для постановки с 14 мая 2015 года Алексеева В.Ю. на учет для получения жилого помещения являлась его нуждаемость в улучшении жилищных условий ввиду обеспеченности жильем ниже учетной нормы по указанному им в заявлении о постановке на учет адресу.
Из материалов дела следует, что постановлениями администрации Юськасинского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики от 23 марта 2011 года N "... " и N "... " мать истца ФИО4 с составом семьи шесть человек, включая мужа ФИО5, дочь ФИО6, сына Алексеева В.Ю, внуков ФИО8, ФИО7, признана нуждающейся в жилых помещениях, включена в список учета граждан нуждающихся в жилых помещениях и имеющих право на государственную поддержку на строительство (приобретение) жилых помещений в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 03 декабря 2002 года N 858.
Постановлением администрации Юськасинского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики от 27 августа 2012 года N "... " претендентам на получение социальных выплат в составе: ФИО4, ФИО5, ФИО6, Алексееву В.Ю, выделены социальные выплаты в размере "... " руб. для строительства индивидуального жилого дома в общую долевую собственность по 1/4 доле на каждого члена семьи по адресу: "... ".
Алексеевой Л.П. выдано свидетельство о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности N "... " в размере "... " руб, а также ФИО4, ФИО5, ФИО6, Алексееву В.Ю. выдано свидетельство о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности в размере "... " руб.
Постановлением администрации Юськасинского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики от 14 декабря 2012 года N "... " ФИО4 снята с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости, свидетельства о государственной регистрации права от 26 октября 2013 года право собственности на жилой дом N "... " по ул. Советская д. Вурманкасы зарегистрировано только ФИО5
Согласно выписке из похозяйственной книги в доме N "... " общей площадью 114,4 кв.м. по ул. "... " по состоянию на 28 сентября 2017 года значатся зарегистрированными ФИО5, жена ФИО4, дочь ФИО6, внуки ФИО8, ФИО7
Из сообщения администрации Юськасинского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики, адресованного Алексееву В.Ю, следует, что в соответствии с постановлением администрации Юськасинского сельского поселения от 27 августа 2012 года N "... " претенденту на получение социальных выплат в составе: ФИО4, ФИО5, ФИО6, Алексеева В.Ю, были выделены социальные выплаты для строительства индивидуального жилого дома в общую долевую собственность по 1/4 доле на каждого члена семьи по адресу: "... ", общей (проектной) площадью 113,22 кв.м. В нарушение требований действовавшего на момент предоставления социальных выплат Постановления Правительства Российской Федерации от 03 декабря 2002 года N 858 "О федеральной целевой программе "Социальное развитие села до 2012 года" (пункт 23 Приложения N 1 к Правилам предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов) жилой дом по адресу: "... ", не оформлен в общую долевую собственность всех членов семьи, указанных в свидетельстве. Алексеевым В.Ю. не были приняты меры для выделения 1/4 обязательной доли в указанном жилом доме, которые впоследствии привели к искусственному ухудшению жилищных условий, то есть сверхнормативному обеспечению жильем молодой семьи.
Таким образом, сведения об указанном имуществе подлежали указанию Алексеевым В.Ю. при подаче заявления о постановке его на учет нуждающихся в жилых помещениях, а указанное имущество подлежало учету при решении вопроса о постановке АлексееваВ.Ю. на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Из материалов дела также следует, что на основании договора купли-продажи от 06 марта 2015 года Алексееву В.Ю. принадлежат на праве собственности земельный участок и жилой дом N "... " общей площадью 45,9 кв.м. по ул. "... ".
Согласно выписке из похозяйственной книги в доме N "... " по ул. "... " по состоянию на 28 сентября 2017 года значатся зарегистрированными Алексеев В.Ю, его жена ФИО1, сын ФИО2, дочь ФИО3, дядя ФИО9
Таким образом, с учетом 1/4 доли в праве на жилой дом N "... " общей площадью 114,4 кв.м. по ул. "... ", а также площади жилого дома N "... " общей площадью 45,9 кв.м. по ул. "... ", семья Алексеева В.Ю. не является нуждающейся в улучшении жилищных условий, поскольку на каждого члена семьи приходится по 24,6 кв.м. общей площади ((114,4 кв.м. : 4 чел.) + 45,9 кв.м. : 3 чел. = 24,6 кв.м.). Следовательно, администрация Юськасинского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики в силу пункта 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации обоснованно сняла Алексеева В.Ю. с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
При этом судебная коллегия отмечает, что даже с учетом того, что у АлексееваВ.Ю. в настоящее время имеется двое детей - ФИО3 и ФИО2, то и в этом случае семья истца обеспечена общей площадью жилого помещения свыше учетной нормы, поскольку на каждого члена семьи истца приходится по 16,8 кв.м. общей площади ((114,4 кв.м.:4 чел.) + 45,9 кв.м. : 4 чел. = 16,8 кв.м.).
Принимая во внимание, что оспариваемое постановление соответствует требованиям жилищного законодательства, у суда первой инстанции не имелось оснований для удовлетворения иска Алексеева В.Ю. об отмене данного постановления и восстановлении семьи истца в очереди среди молодых семей, нуждающихся в жилых помещениях.
Доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, свидетельствующих о нарушении судом норм материального и процессуального права, по существу направлены на иное толкование норм действующего законодательства и переоценку доказательств, которым судом первой инстанции дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и не содержат каких-либо подтверждений, которые могли бы послужить основаниями принятия судом иного решения, а потому не могут быть положены в основу отмены решения суда. В своем решении суд оценил достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Оснований для иной оценки доказательств, представленных при разрешении спора, судебная коллегия не усматривает.
Иных доводов, по которым решение суда могло бы быть отменено, ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
Таким образом, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется, в связи с чем апелляционная жалоба подлежит отклонению.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Апелляционную жалобу Алексеева В.Ю. на решение Моргаушского районного суда Чувашской Республики от 07 ноября 2017 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий М.А. Блинова
Судьи А.А. Нестерова
Л.И. Стародубцева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.