Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:
председательствующего Соснина А.Е,
судей Лелекова Н.Г. и Ваулина А.А,
при секретаре Романове Р.Е,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Козьмодемьянске Республики Марий Эл (межрайонное) на решение Горномарийского районного суда Республики Марий Эл от 14 ноября 2017 года, которым постановлено исковые требования Алтыновой М. В. удовлетворить. Признать незаконным отказ Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Козьмодемьянске (межрайонное) и включить в специальный стаж Алтыновой М. В. период ее работы в должности руководителя детских объединений (вожатой) в МОУ "Гимназия "адрес"" с "дата" по "дата". Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Козьмодемьянске Республики Марий Эл (межрайонное) назначить Алтыновой М. В. страховую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности досрочно с момента обращения в пенсионный орган, то есть с "дата". Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в "адрес" Республики Марий Эл (межрайонное) в пользу Алтыновой М. В. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины 300 рублей, расходов по оформлению доверенности - 1200 рублей, расходов по оплате услуг представителя - 8000 рублей.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Соснина А.Е, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Алтынова М.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Козьмодемьянске Республики Марий Эл (межрайонное) (далее - ГУ - УПФ РФ в г. Козьмодемьянске, ответчик), в котором просила признать отказ ответчика в назначении ей досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности незаконным, возложить на ответчика обязанность включить в ее специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей, период работы с "дата" по "дата" в должности руководителя детских объединений (вожатой) в МОУ "Гимназия "адрес"" и назначить ей досрочную пенсию по старости с "дата", а также взыскать с ответчика в возмещение понесенных ей судебных расходов по уплате государственной пошлины 300 рублей, на оплату услуг представителя 12000 рублей, на оформление нотариальной доверенности 1200 рублей. В обоснование заявленных требований указала, что "дата" обратилась к ответчику с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей. Решением ответчика "N" от "дата" ей отказано в назначении указанной пенсии по мотиву отсутствия у нее требуемого 25-летнего специального стажа, и из ее специального стажа ответчиком исключен вышеуказанный период работы. Данное решение ответчика истец полагает противоречащим положениям законодательства, регулировавшего вопросы назначения досрочной пенсии по старости в спорный период, которое предусматривало возможность зачета такого периода в стаж при досрочном назначении пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе ГУ - УПФ РФ в г. Козьмодемьянске просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска Алтыновой М.В. Полагает, что судом неправомерно применено к спорным правоотношениям Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", поскольку спорный период работы истца имел место после 1 января 1992 года, то есть после вступления в силу постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 463, которым был утвержден Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", не предусматривающий возможности зачета в специальный стаж трудовой деятельности в должности, в которой работала истец в спорный период. Настаивая на том, что в спорный период истец работала в должности руководителя детских объединений, ссылается на отсутствие как в законодательстве, регулировавшем вопросы назначения досрочной пенсии по старости в спорный период, так и в действующем законодательстве положения, предусматривающего возможность включения в специальный стаж работы в такой должности. Помимо этого, указывает на невозможность включения спорного периода в специальный стаж истца на основании постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 ввиду невыполнения условия, предусмотренного пунктом 4 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного данным постановлением, поскольку у истца по состоянию на 1 октября 1993 года (дату утраты силы указанного постановления) отсутствовал требуемый специальный стаж (не менее 2/3, то есть 16 лет 8 месяцев).
В возражениях на апелляционную жалобу представитель Алтыновой М.В. Кудряшов А.Г. приводит доводы в поддержку решения суда, просит апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, возражений, заслушав объяснения представителя ГУ - УПФ РФ в г. Козьмодемьянске Рипановой М.В, просившей решение суда отменить, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии предусмотренных законом оснований для отмены решения суда.
Статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон) предусмотрено, что право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона предусмотрено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 названной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В силу части 3 статьи 30 Федерального закона периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу указанного Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона).
Подпунктом "м" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года.
Подпунктом "в" пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 предусмотрено, что по выбору застрахованных лиц при исчислении периодов работы, указанных в подпунктах "м" и "н" пункта 1 данного постановления, применяется, в частности, Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", - для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года.
Из дела видно, что "дата" Алтынова М.В. обратилась в ГУ - УПФ РФ в Козьмодемьянске с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей.
Решением ГУ - УПФ РФ в г. Козьмодемьянске "N" от "дата" Алтыновой М.В. отказано в установлении требуемой пенсии по мотиву отсутствия 25-летнего специального стажа педагогической деятельности в учреждениях для детей. В бесспорном порядке ответчик признал за истцом наличие специального стажа продолжительностью 23 года 11 месяцев 16 дней. Из специального стажа истца исключен, в частности, период работы с "дата" по "дата".
Согласно записи N 1 в трудовой книжке Алтыновой М.В. в период с "дата" по "дата" она работала в должности руководителя детских объединений в школе-гимназии "адрес". При этом согласно справке "N" от "дата", уточняющей особый характер работы или условия труда, необходимые для назначения льготной пенсии, выданной муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением "Средняя общеобразовательная школа "N" "адрес"", Алтынова М.В. в спорный период работала руководителем детских объединений (вожатой).
Ответчиком была проведена проверка обоснованности предоставления муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением "Средняя общеобразовательная школа "N" "адрес"" справки и сведений о стаже истца, по итогам которой составлен акт от "дата". Согласно данному акту Алтынова (ранее - Шамакова) М.В. на основании приказа от "дата" "N" была принята на работу руководителем детских объединений (вожатой) в школу-гимназию с "дата"; в лицевых счетах истец значится за 1992 год старшей пионервожатой, за 1993 год учителем; в штатных расписаниях за 1993 - 1995 годы должность руководителя детских объединений отсутствует, при этом значится должность вожатой (одна штатная единица), в ходе проверки лицевых счетов за 1992-1993 годы других лиц с должностью вожатой не выявлено. Также из указанного акта следует, что Алтынова М.В. в спорный период имела педагогическую нагрузку (ей тарифицировались часы уроков математики и физики).
Приняв во внимание указанные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к выводу о выполнении Алтыновой М.В. в спорной период работы по штатной должности вожатой в МОУ "Гимназия "адрес"". Исходя из того, что пунктом 2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", предусматривалось включение работы в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных пионервожатых в стаж работы учителей и других работников просвещения, суд также пришел к выводу о неправомерности исключения ответчиком спорного периода из специального стажа Алтыновой М.В. и возложил на ответчика обязанность включить названный период в специальный стаж истца.
Судебная коллегия с приведенными выводами суда соглашается.
Пунктом 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года N 1015, установлено, что документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
С учетом приведенных положений Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года N 1015, в условиях наличия в трудовой книжке истца неправильных сведений о занимаемой ей в спорный период должности, противоречащих первичным документам работодателя (приказу о приеме на работу, штатному расписанию, лицевым счетам), вывод суда первой инстанции о выполнении Алтыновой М.В. в спорный период работы по штатной должности вожатой является верным.
Вопреки доводам жалобы, возлагая на ответчика обязанность включить спорный период работы в специальный стаж истца, суд обоснованно руководствовался пунктом 2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", предусматривавшим включение периода работы в качестве штатных пионервожатых в школах в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии.
С 1 января 1992 года вступило в силу постановление Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 463, которым был утвержден Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР". В указанный Список занимаемая истцом в спорный период должность включена не была.
Между тем пунктом 3 постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 463 предусматривалось, что за другими педагогическими работниками (то есть за работниками, должности которых не были включены в утвержденный этим постановлением Список) сохраняются условия и порядок назначения пенсий за выслугу лет, действовавшие до введения Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" (в частности, установленные Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397). Названный пункт 3 постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 463 признан утратившим силу постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 953 "О внесении изменений, дополнений и признании утратившими силу решений Совета Министров РСФСР по некоторым вопросам пенсионного обеспечения за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью, лечебной и творческой работой", которое введено в действие с 1 октября 1993 года.
С учетом указанного спорный период работы Алтыновой М.В. с "дата" по "дата" подлежал включению в специальный стаж истца на основании пункта 2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства".
Доводы жалобы об обратном со ссылкой на невыполнение условия, предусмотренного пунктом 4 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, поскольку у истца по состоянию на 1 октября 1993 года (дату утраты силы указанного постановления) отсутствовал требуемый специальный стаж продолжительностью 16 лет 8 месяцев, несостоятельны. Предусмотренное пунктом 4 указанного Положения условие о возможности включения периодов работы в должности штатного пионервожатого в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах только в случае, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения досрочной пенсии, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию, должно быть соблюдено по состоянию на дату обращения за назначением досрочной пенсии, поскольку оценка пенсионных прав застрахованных лиц осуществляется при установлении пенсии.
Поскольку с учетом спорного периода работы Алтынова М.В. на день обращения в пенсионный орган ( "дата") выработала 25-летний стаж педагогической деятельности, необходимый для назначения досрочной пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона, решение суда о возложении на ответчика обязанности назначить ей требуемую пенсию со дня ее обращения в пенсионный орган с соответствующим заявлением также является правильным.
Решение постановлено судом без нарушения норм материального и процессуального права, является законным и обоснованным. Жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Горномарийского районного суда Республики Марий Эл от 14 ноября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Козьмодемьянске Республики Марий Эл (межрайонное) - без удовлетворения.
Председательствующий А.Е.Соснин
Судьи Н.Г.Лелеков
А.А.Ваулин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.