Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:
председательствующего судьи Петровой О.А,
судей Попова Г.В. и Салиховой Э.И,
при секретаре Демаковой В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Алисой Р.Р. на решение
Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 22 ноября 2017 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления Алисой Р,Р. о признании незаконным и отмене решения Министерства внутренних дел по Республике Марий Эл об аннулировании разрешения на временное проживание.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Салиховой Э.И, судебная коллегия
установила:
решением Управления по вопросам миграции МВД по Республике Марий Эл от 17 сентября 2016 года N 188/2016 гражданину Республики "... " Алисой Р.Р. было разрешено временное проживание в Российской Федерации на период с "дата" по "дата".
Решением МВД по Республике Марий Эл от 19 октября 2017 года
N 9820 указанное разрешение аннулировано на основании подпункта 8 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
Алисой Р.Р. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным и отменить решение МВД по Республике Марий Эл от 19 октября 2017 года, указывая, что проживает в Российской Федерации совместно с гражданской супругой и детьми, "... " годов рождения, которые являются гражданами Российской Федерации. Имеет цель получить вид на жительство, для чего 20 сентября 2017 года обратился в МВД по Республике Марий Эл с соответствующим заявлением. Из письма от 19 октября 2017 года ему стало известно об аннулировании выданного ему разрешения на временное проживание на территории Российской Федерации. Считает данное решение незаконным, нарушающим его право на уважение семейной жизни.
Судом принято вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Алисой Р.Р. просит решение суда отменить, считая его незаконным по тем основаниям, что суд, делая вывод о законности принятого в отношении него решения об аннулировании разрешения на временное проживание, сослался на непредставление им документов, подтверждающих наличие у него дохода, достаточного для содержания себя и членов своей семьи, при этом не предложив ему представить доказательства, подтверждающие наличие у него такого дохода. В судебном заседании он давал пояснения, что занимается подсобным хозяйством (продажей скота), вырученные деньги положил на сберегательный счет. Также в апелляционной жалобе приведен довод о неприменении судом положений Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Конституции Российской Федерации.
Заслушав объяснения Алисой Р.Р. и его представителя Загайнова К.В, поддержавших апелляционную жалобу, представителя МВД по Республике Марий Эл Артемьевой А.Ю, просившей решение суда оставить без изменения, обсудив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, судебная коллегия предусмотренных законом оснований для отмены решения суда не находит.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, а также отношения с их участием определяет и регулирует Федеральный закон от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ).
Названным законом определяются основания для выдачи иностранному гражданину разрешения на временное проживание в Российской Федерации, а также аннулирования такого разрешения.
Разрешение на временное проживание - подтверждение права иностранного гражданина или лица без гражданства временно проживать в Российской Федерации до получения вида на жительство (пункт 1 статьи 2 Федерального закона N 115-ФЗ).
В соответствии с пунктом 8 статьи 6 названного закона временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин в течение двух месяцев со дня истечения очередного года со дня получения им разрешения на временное проживание обязан лично или с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, подавать в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции по месту получения разрешения на временное проживание уведомление о подтверждении своего проживания в Российской Федерации с приложением справки о доходах, копии налоговой декларации или иного документа, подтверждающего размер и источник дохода данного иностранного гражданина за очередной год со дня получения им разрешения на временное проживание.
Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 7 Федерального закона
N 115-ФЗ разрешение на временное проживание иностранному гражданину не выдается, а ранее выданное разрешение аннулируется в случае, если данный иностранный гражданин в течение очередного года со дня выдачи разрешения на временное проживание не осуществлял трудовую деятельность в установленном законодательством Российской Федерации порядке в течение ста восьмидесяти суток или не получал доходов либо не имеет достаточных средств в размерах, позволяющих содержать себя и членов своей семьи, находящихся на его иждивении, не прибегая к помощи государства, на уровне не ниже прожиточного минимума, установленного законом субъекта Российской Федерации, на территории которого ему разрешено временное проживание.
Действие этой нормы не распространяется, в частности, на иностранного гражданина, размер среднемесячного дохода которого или размер среднемесячного среднедушевого дохода члена семьи которого не ниже прожиточного минимума, установленного законом субъекта Российской Федерации, на территории которого указанному иностранному гражданину разрешено временное проживание.
Правилами определения среднемесячного дохода иностранного гражданина или лица без гражданства и среднемесячного среднедушевого дохода члена семьи иностранного гражданина или лица без гражданства, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 09 февраля 2007 года N 91 (далее - Правила), установлен порядок определения среднемесячного дохода иностранного гражданина или лица без гражданства, имеющего разрешение на временное проживание в Российской Федерации, и среднемесячного среднедушевого дохода члена семьи иностранного гражданина.
В соответствии с пунктом 4 Правил определение среднемесячного дохода иностранного гражданина и среднемесячного среднедушевого дохода члена семьи иностранного гражданина осуществляется территориальным органом Федеральной миграционной службы на основании документов, свидетельствующих о доходах иностранного гражданина и членов семьи иностранного гражданина, предъявляемых иностранным гражданином в соответствии с пунктом 9 статьи 6 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" при подаче уведомления о подтверждении своего проживания в Российской Федерации.
Расчет среднемесячного дохода иностранного гражданина (среднемесячного среднедушевого дохода члена семьи иностранного гражданина) производится исходя из суммы доходов иностранного гражданина (сумм доходов членов семьи иностранного гражданина), полученных в течение очередного года с даты выдачи иностранному гражданину разрешения на временное проживание (пункт 5 Правил).
Виды доходов, которые учитываются при расчете среднемесячного дохода иностранного гражданина и среднемесячного среднедушевого дохода члена семьи иностранного гражданина, предусмотрены пунктом 6 указанных Правил.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, при подаче 27 сентября 2017 года уведомления о подтверждении своего проживания в Российской Федерации за период с "дата" по "дата" Алисой Р.Р. указал, что в названный период не работал. В качестве документа об источнике дохода представил справку Банка " "... ") от "дата" о наличии на его депозитном счете денежных средств в сумме "... " рублей.
Решением МВД по Республике Марий Эл от 19 октября 2017 года
N 9820 разрешение на временное проживание, выданное Алисой Р.Р. 17 сентября 2016 года, аннулировано на основании подпункта 8 пункта 1 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ, поскольку денежные средства по вкладу не относятся к доходам, трудовую деятельность иностранный гражданин не осуществлял и доказательств наличия доходов, позволяющих содержать себя и членов своей семьи, не прибегая к помощи государства, не представил.Признавая законность вынесенного решения об аннулировании разрешения на временное проживание, суд первой инстанции, установив обстоятельства дела, проанализировав положения Федерального закона
N 115-ФЗ, Правил, исследовав и оценив представленные доказательства, пришел к выводу о том, что документов, подтверждающих наличие дохода, определенного по указанным выше Правилам, административным истцом представлено не было. При этом доводы Алисой Р.Р. о получении им дохода от реализации скота с его личного подсобного хозяйства не были подкреплены доказательствами, в справке банка о денежном вкладе не указано о наличии у Алисой Р.Р. дохода в виде процентов, которые подлежат учету в качестве такового в силу положений пункта 6 Правил.
Оснований не соглашаться с выводами, которые содержатся в обжалуемом судебном решении, по результатам апелляционного рассмотрения дела не установлено. Выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, все представленные доказательства оценены по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Учитывая, что согласно пункту 6 Правил при расчете среднемесячного дохода иностранного гражданина и среднедушевого дохода члена семьи иностранного гражданина подлежат учету не сами денежные средства в виде вкладов в банке, а размер получаемых процентов по банковским вкладам, но таких сведений Алисой Р.Р. не представил, как не представил административному ответчику и в суд доказательств ведения личного подсобного хозяйства, получения дохода от реализации продукции личного подсобного хозяйства в течение года с даты выдачи разрешения на временное проживание, величины такого дохода в целях определения достаточности его для содержания себя и членов своей семьи (супруги и двоих детей) на уровне не ниже прожиточного минимума в Республике Марий Эл, оснований для вывода о незаконности решения МВД по Республике Марий Эл об аннулировании разрешения на временное проживание на территории Российской Федерации не имелось.
Кроме того, с учетом общедоступных данных о величине прожиточного минимума в Республике Марий Эл в рассматриваемый период времени, денежные средства в размере "... " рублей, сведения о наличии которых на счете Алисой Р.Р. в банке были указаны административным истцом в уведомлении о подтверждении проживания в Российской Федерации в качестве источника его дохода за год со дня получения им разрешения на временное проживание (то есть за период с "дата" по "дата"), при расчете размера среднемесячного дохода или размера среднемесячного среднедушевого дохода члена семьи
Алисой Р.Р. составляют сумму ниже прожиточного минимума, установленного в Республике Марий Эл.
Так, постановлением Правительства Республики Марий Эл от 23 января 2017 года N 15 величина прожиточного минимума на 4-й квартал 2016 года установлена: в расчете на душу населения - 8 682 рубля, для трудоспособного населения - 9 289 рублей, для пенсионеров - 7 149 рублей, для детей - 8 810 рублей.
Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 24 апреля 2017 года N 201 величина прожиточного минимума на 1-й квартал 2017 года установлена: в расчете на душу населения - 8 937 рублей, для трудоспособного населения - 9 535 рублей, для пенсионеров - 7 348 рублей, для детей - 9 166 рублей.
Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 21 июля 2017 года N 305 величина прожиточного минимума на 2-й квартал 2017 года установлена: в расчете на душу населения - 9 409 рублей, для трудоспособного населения - 10 047 рублей, для пенсионеров - 7 720 рублей, для детей - 9 645 рублей.
Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 26 октября 2017 года N 408 величина прожиточного минимума на 3-й квартал 2017 года установлена: в расчете на душу населения - 9 366 рублей, для трудоспособного населения - 9 989 рублей, для пенсионеров - 7 656 рублей, для детей - 9 673 рубля.
Каких-либо доказательств, подтверждающих наличие постоянного дохода не ниже прожиточного минимума, Алисой Р.Р. в обоснование доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суду апелляционной инстанции не представил.
Апелляционная жалоба не содержит ссылки на доказательства, опровергающие выводы суда по делу, доводы административного истца сводятся к несогласию с ними и направлены на переоценку верно установленных судом обстоятельств, поэтому не могут быть приняты в качестве оснований к отмене судебного решения.
В решении суда первой инстанции дана подробная оценка оспариваемого решения МВД по Республике Марий Эл с точки зрения возможного неоправданного вмешательства в личную и семейную жизнь административного истца и сделан обоснованный вывод об отсутствии нарушения в рассматриваемом случае статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 04 ноября 1950 года, ратифицированной Федеральным законом от 30 марта 1998 года N 54-ФЗ "О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней" (далее - Конвенция).
Положениями статьи 8 Конвенции, являющейся в силу части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации составной частью правовой системы Российской Федерации, закреплено право каждого на уважение его личной и семейной жизни (пункт 1).
Вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц, не допускается (пункт 2).
При этом в силу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, положений Конвенции и Протоколов к ней любое ограничение прав и свобод человека должно быть основано на федеральном законе; преследовать социально значимую, законную цель (например, обеспечение общественной безопасности, защиту морали, нравственности, прав и законных интересов других лиц); являться необходимым в демократическом обществе (пропорциональным преследуемой социально значимой, законной цели).
Исходя из смысла подпункта 8 пункта 1 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ указанная норма об аннулировании разрешения на временное проживание является установленной законом мерой ответственности за нарушение миграционного законодательства.
Следовательно, принятие решения об аннулировании разрешения на временное проживание, в данном случае, является адекватной мерой государственного реагирования, установленной Федеральным законом, с учетом того, что государство вправе устанавливать ответственность иностранных граждан за нарушение ими порядка пребывания в Российской Федерации.
Наличие у иностранного гражданина Алисой Р.Р. супруги и несовершеннолетних детей, имеющих гражданство Российской Федерации и проживающих в Республике Марий Эл, не освобождает его от обязанности соблюдения законов Российской Федерации и от ответственности за их неисполнение.
Аннулирование разрешения на временное проживание, с учетом действующего законодательства, не влечет выдворения иностранного гражданина с территории Российской Федерации, решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении Алисой Р.Р. не принималось, и в соответствии с порядком, установленным статьей 5 Федерального закона N 115-ФЗ, Алисой Р.Р. вправе в любое время въехать в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, просить о продлении срока временного пребывания, не лишен возможности пребывания в Российской Федерации на иных правовых основаниях, вправе по истечении одного года со дня принятия обжалуемого решения в соответствии с пунктом 6 статьи 6 указанного Федерального закона повторно обратиться за получением разрешения на временное проживание.
Таким образом, обжалуемое решение МВД по Республике Марий Эл принято на основаниях и в порядке, установленных законом, не нарушает прав административного истца на уважение его личной и семейной жизни, в связи с чем оснований для признания его незаконным у суда первой инстанции не имелось.
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, нарушений и неправильного применения норм материального и процессуального права судом не допущено. Оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 22 ноября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Алисой Р.Р. - без удовлетворения.
Председательствующий
О.А. Петрова
Судьи
Г.В. Попов
Э.И. Салихова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.