Судья Верховного Суда Республики Марий Эл Салихова Э.И.,
при секретаре Матвеевской А.И,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда жалобу Маторкина А. А.ча на постановление заместителя начальника отдела федерального государственного лесного надзора, федерального государственного пожарного надзора в лесах и гражданской обороны - удаленное рабочее место по Ульяновской и Самарской областям с местом нахождения г. Ульяновск Департамента лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу Моисеева И.А. N 08-08-73-19/2017 от 04 октября 2017 года, решение судьи Советского районного суда Республики Марий Эл от 14 декабря 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении
заместителя директора по лесному хозяйству общества с ограниченной ответственностью "Мартрейд" Маторкина А. А.ча, "дата" года рождения, уроженца "адрес" "... ", зарегистрированного по адресу: "... ",
"адрес", имеющего на иждивении двоих несовершеннолетних детей, ранее не привлекавшегося к административной ответственности за совершение однородных правонарушений,
установила:
постановлением заместителя начальника отдела федерального государственного лесного надзора, федерального государственного пожарного надзора в лесах и гражданской обороны - удаленное рабочее место по Ульяновской и Самарской областям с местом нахождения
г. Ульяновск Департамента лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу Моисеева И.А. N 08-08-73-19/2017 от 04 октября 2017 года заместитель директора по лесному хозяйству общества с ограниченной ответственностью "Мартрейд" (далее - ООО "Мартрейд") Маторкин А.А. привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнут административному наказанию в виде предупреждения.
Решением судьи Советского районного суда Республики Марий Эл от 14 декабря 2017 года постановление должностного лица административного органа оставлено без изменения, жалоба Маторкина А.А. - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Марий Эл, Маторкин А.А. просит постановление должностного лица административного органа и решение судьи отменить, направить дело на новое рассмотрение. Указывает на допущенные судьей при рассмотрении жалобы нарушения процессуальных норм, а именно удовлетворение ходатайств должностного лица, вынесшего постановление по делу об административном правонарушении, о допросе свидетелей и приобщении доказательств.
В возражениях на жалобу заместитель начальника отдела федерального государственного лесного надзора, федерального государственного пожарного надзора в лесах и гражданской обороны - удаленное рабочее место по Ульяновской и Самарской областям с местом нахождения
г. Ульяновск Департамента лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу Моисеев И.А. просит оставить жалобу без удовлетворения.
На рассмотрение жалобы лица, участвующие в деле, не явились. От представителя административного органа поступило заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. В материалах дела имеются сведения о надлежащем извещении Маторкина А.А, от которого заявлений и ходатайств не поступило. В связи с изложенным вынесено определение о рассмотрении дела в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив жалобу, возражения на жалобу, исследовав материалы жалобного производства, дела об административном правонарушении, судья приходит к следующему.
Частью 1 статьи 8.25 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение правил заготовки древесины в виде предупреждения или наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
В соответствии с частью 3 статьи 16 Лесного кодекса Российской Федерации порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.
В силу части 9 статьи 29 Лесного кодекса Российской Федерации правила заготовки древесины устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Пунктом 12 Правил заготовки древесины и особенности заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 13 сентября 2016 года N 474 (далее - Правила), установлено, что при заготовке древесины не допускается повреждение лесных насаждений, растительного покрова и почв, захламление лесов промышленными и иными отходами за пределами лесосеки на смежных с ними 50-метровых полосах.
Как усматривается из материалов дела, по договору уступки права аренды земельного участка лесного фонда от "дата"
ООО "Мартрейд" передан в аренду земельный участок лесного фонда с кадастровым номером "... ", принадлежащий Министерству лесного хозяйства Республики Марий Эл. ООО "Мартрейд" как арендатор лесного участка "... " использует указанный лесной участок в соответствии с договором аренды от "дата" "... " в целях заготовки древесины в соответствии с проектом освоения лесов, прошедшим государственную экспертизу, утвержденную приказом Министерства лесного хозяйства Республики Марий Эл от "дата" "N".
Согласно пункту 12 договора аренды лесного участка от "дата" "... " арендатор обязан использовать лесной участок по назначению в соответствии с лесным законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с договором подряда от "дата" "N" "... " на валку в хлысты между ООО "Мартрейд" и ИП "... "Г. последний за свой счет обязуется выполнить услуги по заготовке древесины с использованием собственных материалов, инструментов, техники и своими силами в лесосеках, в том числе "... ".
"дата" в "... " при проведении внеплановой выездной проверки исполнения органами государственной власти Республики Марий Эл переданных полномочий в области лесных отношений и расходования средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета на осуществление указанных полномочий, проводимой в соответствии с приказом Рослесхоза от "дата" "N", обнаружено, что в квартале "... " проведена сплошная санитарная рубка на основании поданной ООО "Мартрейд" лесной декларации от "дата", сроком до "дата".
Лесосека пройдена рубкой, имеется завизирная захламленность порубочными остатками в северо-западной стороне лесосеки за ее пределами.
На основании приказа от "дата" Маторкин А.А. принят на работу в качестве заместителя директора по лесному хозяйству
ООО "Мартрейд". В соответствии с должностной инструкцией заместитель директора по лесному хозяйству обязан обеспечивать в установленном порядке соблюдение лесного законодательства на территории лесного фонда в границах арендованного участка, контролировать проведение работ по использованию лесного участка.
Должностное лицо административного органа при рассмотрении дела об административном правонарушении пришло к выводу о наличии события и состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.25 КоАП РФ, в действиях заместителя директора по лесному хозяйству ООО "Мартрейд" Маторкина А.А, допустившего захламление порубочными остатками лесосеки за ее пределами в нарушение пункта 12 Правил.
Фактические обстоятельства совершения административного правонарушения установлены на основании материалов дела, в том числе: акта осмотра лесного участка с фототаблицей от "дата", объяснений Маторкина А.А. от "дата", договора уступки права аренды от "дата", акта соблюдения требований лесного законодательства от "дата", а также показаний свидетеля "... "И.
Проверяя законность и обоснованность привлечения Маторкина А.А. к административной ответственности, судья районного суда счел выводы, изложенные в постановлении, правильными, согласившись с наличием в действиях должностного лица состава административного правонарушения.
Основания для несогласия с указанными выводами, в том числе по доводам жалобы, отсутствуют.
Рассмотрение судьей ходатайств должностного лица, вынесшего постановление по делу об административном правонарушении, о допросе свидетелей и приобщении доказательств не является процессуальным нарушением, влекущим отмену судебного решения.
В главе 25 КоАП РФ органы и должностные лица не указаны в качестве участников производства по делу об административном правонарушении.
В пункте 10 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что, поскольку должностные лица, составившие протокол об административном правонарушении, а также органы и должностные лица, вынесшие постановление по делу об административном правонарушении, не являются участниками производства по делам об административных правонарушениях, круг которых перечислен в главе 25 КоАП РФ, они не вправе заявлять ходатайства, отводы. При рассмотрении дел о привлечении лиц к ответственности за административное правонарушение, а также по жалобам и протестам на постановления по делам об административных правонарушениях в случае необходимости не исключается возможность вызова в суд указанных лиц для выяснения возникших вопросов.
Между тем, как следует из материалов дела, ходатайства должностного лица о допросе свидетелей и приобщении представленных документов по существу были направлены на представление доказательств.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 24 июня 2014 года
N 1312-О, рассматривая дело об административном правонарушении, судья совершает процессуальные действия по исследованию представленных доказательств и тем самым осуществляет функцию правосудия, а не обвинения. Процессуальные действия, направленные на сбор доказательств, осуществляются должностными лицами. Собранные же и представленные этими лицами доказательства наряду с доказательствами, представленными участниками производства по делу, имеющими на это право, служат основанием для установления судом, в производстве которого находится дело, всех обстоятельств, имеющих значение для его правильного разрешения (статьи 26.1 и 26.2 КоАП РФ).
Таким образом, удовлетворение ходатайств должностного лица, направленных по существу на представление доказательств, не противоречит нормам КоАП РФ и не свидетельствует о нарушении процессуальных прав Маторкина А.А.
Условия для признания совершенного правонарушения малозначительным, предусмотренные пунктом 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", в рассматриваемом случае отсутствуют.
Постановление об административном правонарушении вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ. Наказание Маторкину А.А. назначено в соответствии с санкцией части 1 статьи 8.25 КоАП РФ и является минимальным.
Таким образом, установлено, что нарушений, влекущих отмену или изменение вынесенных должностным лицом административного органа постановления и судьей решения, а также каких-либо обстоятельств, свидетельствующих о необъективности рассмотрения дела, не имеется. Жалоба подлежит отклонению.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 30.6 - 30.9 КоАП РФ, судья
решила:
постановление заместителя начальника отдела федерального государственного лесного надзора, федерального государственного пожарного надзора в лесах и гражданской обороны - удаленное рабочее место по Ульяновской и Самарской областям с местом нахождения
г. Ульяновск Департамента лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу Моисеева И.А. N 08-08-73-19/2017 от 04 октября 2017 года, решение судьи Советского районного суда Республики Марий Эл от 14 декабря 2017 года оставить без изменения, жалобу Маторкина А. А.ча - без удовлетворения.
Судья Э.И. Салихова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.