Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда
в составе председательствующего судьи Калоевой З.А.
судей Калединой Е.Г. и Шишовой В.Ю.
при секретаре Будаговой И.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании 21 февраля 2018 года
дело по апелляционной жалобе начальника ГУ-УПФ РФ по Новоалександровскому району (межрайонное) Ставропольского края Сипачёвой Е.А.
на решение Новоалександровского районного суда Ставропольского края от 07 ноября 2017 года
по делу по иску Разумовой Н.Д. к ГУ-УПФ РФ по Новоалександровскому району (межрайонное) Ставропольского края о возложении обязанности зачесть период работы в страховой стаж, необходимый для начисления размера трудовой пенсии по старости
заслушав доклад судьи Шишовой В.Ю.
установила:
Разумова Н.Д. обратилась в суд с иском к ГУ-УПФ РФ по Новоалександровскому району Ставропольского края (межрайонное) о возложении обязанности зачесть период работы в страховой стаж, необходимый для начисления размера трудовой пенсии по старости.
В обоснование требований истица указала, что в апреле 2017 она обратилась в ГУ-УПФ РФ по Труновскому району с заявлением о предоставлении справки об уплате страховых взносов КХ "Разумовых" за 1997-2000 годы, однако ей было в этом отказано.
Мотивируя ответ, Управление пенсионного фонда указало, что основным условием подтверждения страхового стажа за период с 1997 по 2000 является наличие дохода и уплата в полном размере из указанного дохода сумм страховых взносов в ПФР, однако Управление не располагает документальным подтверждением о фактически полученных доходах КХ "Разумовых", так как в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Ставропольскому краю не сохранилась налоговая отчетность юридических лиц, в связи с истечением сроков хранения.
В период с 1997 по 2000 они полностью из дохода КХ "Разумовых" внесли необходимые суммы страховых взносов в ПФР, подтверждением чего является отсутствие крестьянского хозяйства в базе данных ПФР, как должника.
Разумова Н.Д. просила обязать ГУ-УПФ РФ по Новоалександровскому району Ставропольского края (межрайонное) зачесть в ее страховой стаж период с 1997 по 2000, необходимый для начисления размера трудовой пенсии по старости (л.д. 3-4).
Решением Новоалександровского районного суда Ставропольского края от 07 ноября 2017 года исковые требования Разумовой Н.Д. к ГУ - Управлению пенсионного фонда Российской Федерации по Новоалександровскому району Ставропольского края (межрайонное) удовлетворены.
На ГУ - Управление пенсионного фонда Российской Федерации по Новоалександровскому району Ставропольского края (межрайонное) возложена обязанность включить в страховой стаж период трудовой деятельности Разумовой Н.Д. в качестве члена крестьянского (фермерского) хозяйства с 1997 по 2000.
В апелляционной жалобе начальник ГУ-УПФ РФ по Новоалександровскому району (межрайонное) Ставропольского края Сипачёва Е.А. считает решение суда незаконным и необоснованным, поскольку суд неправильно применил нормы материального права, не выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем пришел к неверным выводам.
Основным условием для подтверждения главам и членам КФХ страхового стажа за периоды до 01.01.2001 и выдачи справки является наличие доходов и уплата в полном размере из указанного дохода сумм страховых взносов в ПФР, а также отсутствие задолженности по пеням и штрафам.
Документом, подтверждающим наличие или отсутствие доходов, является отчет по форме 5-КХ "Ведомость финансовых результатов" с отметкой налогового органа о приеме, либо справка налогового органа о полученных доходах от осуществления деятельности крестьянским хозяйством.
Данными документами за период с 1997 по 2000 годы в отношении истца Управление не располагает по причине непредставления их самим страхователем.
Таким образом, ввиду отсутствия сведений о полученных доходах от осуществления деятельности КФХ "Разумовых", у Управления отсутствуют правовые основания для подтверждения страхового стажа.
Кроме того, указывает, что истцом не представлены доказательства работы в КФХ "Разумовых".
Просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении требований истца отказать в полном объеме.
Возражений на данную жалобу не поступило.
Исследовав материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав истицу Разумову Н.Д, полагавшую решение законным и обоснованным, а также представителя ответчика ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Новоалександровскому району Ставропольского края (межрайонное) Сидоренко Е.В, действующую по доверенности, просившую отменить решение по изложенным в жалобе основаниям, судебная коллегия приходит к выводу о наличии предусмотренных законом оснований для отмены вынесенного по делу решения в связи со следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации
основаниями отмены или изменения решений суда в апелляционном порядке являются несоответствие выводов суда, изложенных в судебном решении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судом первой инстанции, существенное нарушение положений процессуального закона и неправильное применение норм материального закона.
При рассмотрении дела судом первой инстанции допущены такие нарушения.
Разрешая возникший между сторонами спор и удовлетворяя исковые требования Разумовой Н.Д, суд указал, что представленные суду данные подтверждают уплату истицей страховых взносов за период 1997 - 2000 годы, в связи с чем данный период подлежит включению в трудовой стаж деятельности Разумовой Н.Д.
Судебная коллегия не может согласиться с указанными выводами, не соответствующими фактическим обстоятельствам дела.
Статьей 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Исходя из положений части 1 статьи 11 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ Российской Федерации "О страховых пенсиях", вступившего в законную силу с 01.01.2015, в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Ранее применявшийся Федеральный закон N 173-ФЗ от 17.12.2001 "О трудовых пенсиях" (статья 10) содержал аналогичные положения.
Так, согласно пункту 1 статьи 10 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части первой статьи 3 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 10.07.2007 N 9-П, приведенная норма пункта 1 статьи 10 признана не соответствующей Конституции Российской Федерации в той мере, в какой она позволяет не включать периоды работы, за которые не были уплачены полностью или в части страховые взносы, в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию, и снижать при назначении (перерасчете) трудовой пенсии размер ее страховой части.
Пунктом 12 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрено, что при оценке пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01 января 2002 года применяется порядок подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ (а в необходимых случаях заработка застрахованного лица), а также порядок увеличения заработка застрахованного лица, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
В силу статьи 96 Закона РФ от 20.11.1990 N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", трудовой стаж, приобретенный до регистрации в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования", устанавливается на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими государственными и муниципальными органами, организациями.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 14 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.
Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
По смыслу приведенных выше нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов. Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Как установлено судом и следует из материалов гражданского дела, в период с 26.03.1997 по 23.04.2007 Разумова Н.Д. являлась членом КХ "Разумовых" (л.д. 13).
В судебном заседании суда апелляционной инстанции Разумова Н.Д. пояснила, что 04.04.2017 ей назначена трудовая пенсия по старости. Она обратилась в суд с настоящими требованиями с целью увеличения коэффициента и последующего перерасчета пенсии.
Согласно части 4 статьи 14 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 N 1015.
Пунктом 43 названных правил предусмотрено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Согласно части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов (часть 1 статьи 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Удовлетворяя требования истицы, суд не учел, что Разумова Н.Д. не предоставила никаких доказательств, подтверждающих факт уплаты страховых взносов за оспариваемый период.
В материалах дела имеется единственный документ, содержащий сведения об уплаченных страховых взносах, - реестр платежей за период с 01.01.1992 по 01.01.2003. Однако, данный документ содержит сведения об уплате страховых взносов в отношении плательщика - "... " (л.д. 36).
Платежных или бухгалтерских документов, содержащих сведения относительно уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в отношении налогоплательщика - истицы Разумовой Н.Д. в материалах дела не имеется.
Не представлены такие доказательства и суду апелляционной инстанции.
Из содержания письменного ответа на обращение Разумовой Н.Д, направленного УПФР по Труновскому району Ставропольского края в адрес истицы 01.03.2017 следует, что Управлением отказано в выдаче справки об уплате страховых взносов в связи с отсутствием соответствующих документов (л.д. 19-21).
Ссылка суда первой инстанции на правовую позицию, изложенную в определении Конституционного Суда РФ от 04.12.2007 N 950-О-О, представляется судебной коллегии несостоятельной, поскольку данным определением Лахденпохскому районному суду Республики Карелия отказано в принятии к рассмотрению запроса о проверке конституционности положений пунктов 1 и 6 статьи 25 Закона РСФСР "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", со ссылкой на то, что запрос не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми такого рода обращения признаются допустимыми.
При таких обстоятельствах выводы суда первой инстанции о том, что факт отсутствия данных персонифицированного учета при наличии соответствующих записей в трудовой книжке Разумовой Н.Д. является безусловным основанием для удовлетворения заявленных ею требований о возложении на орган пенсионного обеспечения обязанности по включению в страховой стаж периодов ее трудовой деятельности в качестве члена крестьянского (фермерского) хозяйства "Разумовых", являются ошибочными.
В силу статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 23 "О судебном решении" от 19.12.2003 решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Оспариваемое решение не отвечает указанным выше требованиям процессуального закона, в связи с чем подлежит отмене по основаниям, предусмотренным пунктом 3 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований Разумовой Н.Д.
Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Новоалександровского районного суда Ставропольского края от 07 ноября 2017 года отменить и вынести по делу новое решение.
Отказать в удовлетворении исковых требований Разумовой Н.Д. к ГУ-УПФ РФ по Новоалександровскому району (межрайонное) Ставропольского края о возложении обязанности зачесть период работы в страховой стаж, необходимый для начисления размера трудовой пенсии по старости.
Апелляционную жалобу начальника ГУ-УПФ РФ по Новоалександровскому району (межрайонное) Ставропольского края Сипачёвой Е.А. удовлетворить.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.