Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего Меньшова С.В,
судей Осиповой И.Г, Кононовой Л.И,
при секретаре судебного заседания Вяхиревой И.В,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Кучиевой М.Ш. на решение Советского районного суда Ставропольского края от 05 декабря 2017 года по исковому заявлению Ставропольского края, в лице министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края, как главного распорядителя средств бюджета Ставропольского края по выплатам в результате ЧС, возникшей в мае 2017 года к Рафикову А.У. и Кучиевой М.Ш. о взыскании суммы неосновательного обогащения,
заслушав доклад судьи Осиповой И.Г,
УСТАНОВИЛА:
Ставропольский край, в лице министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края, как главного распорядителя средств бюджета Ставропольского края по выплатам в результате ЧС, возникшей в мае 2017 года обратился в суд с иском к Рафикову А.У. и Кучиевой М.Ш. о взыскании суммы неосновательного обогащения.
В обоснование заявленных требований указано, что в соответствии с протоколом заседания постоянно действующей рабочей группы Правительственной комиссии по предупреждение и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности при угрозе и возникновении ЧС межрегионального и федерального характера от 26.05.2017 года N 1, обстановка сложившаяся в результате возникновения дождевых паводков в мае 2017 года на территории Ставропольского края была признана чрезвычайной ситуацией федерального характера. Кроме того режим ЧС для органов управления и сил Ставропольской краевой территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС был введен распоряжением Губернатора Ставропольского края от 24.05.2017 года N 344-р. На основании п.п. "г,д" п. 2 Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации ЧС и последствий стихийных бедствий, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.02.2014 года N 110, оказание единовременной материальной помощи в размере 10000 рублей на человека и финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество - 50 тысяч рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 100 тысяч рублей на человека) гражданам, пострадавшим в результате ЧС, производятся за счет средств федерального бюджета. В Ставропольском крае меры социальной поддержки отдельных категорий граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, установлены Законом Ставропольского края от 10.04.2006 года N19-кз "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, и ветеранов Великой Отечественной войны". В целях реализации указанного выше краевого Закона на территории Ставропольского края разработан и утвержден приказом министерства социального развития и занятости населения Ставропольского края от 13 февраля 2012 года N 95 "Порядок выплаты единовременных денежных выплат гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Ставропольском крае, а также членам семьи (супруге (супругу), детям, родителям, лицам, находившимся на иждивении гражданина), погибшего (умершего) в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера в Ставропольском крае", которые производятся министерством труда и социальной защиты населения Ставропольского края. Единовременные денежные выплаты из бюджета Ставропольского края осуществляются за счет средств резервного фонда Правительства Ставропольского края. В ходе проведения проверки целевого расходования средств федерального бюджета, выделенных в 2017 году Правительству Ставропольского края из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации ЧС и последствий стихийных бедствий для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с ликвидацией паводка в мае 2017 года, на оказание гражданам единовременной материальной помощи и на оказание гражданам финансовой помощи, в связи с частичной или полной утратой ими имущества, специалистами Счетной палаты РФ было выявлено, что среди получателей единовременных выплат имеются иностранные граждане, которые в соответствии с ФЗ от 21.12.1994 года N 68-ФЗ "6 защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" не имеет права на возмещение ущерба, причиненного здоровью и имуществу вследствие ЧС. Кучиева М.Ш, являясь иностранным гражданином, была включена в списки пострадавших. Получателем единовременной материальной помощи по доверенности являлся Рафиков А.У, и ему была произведена выплата единовременной материальной помощи на счет, открытый в ПАО "Сбербанк России" N *** в размере 10000 рублей за счет средств бюджета РФ, и 10000 рублей за счет бюджета Ставропольского края, платежное поручение N 19828 от 26.06.2017 года, платежное поручение N 9247 от 07.06.2017 года. Получателем единовременной финансовой помощи являлась Кучиева М.Ш. и ей была произведена выплата на счет, открытый в ПАО "Сбербанк России" ( ***) в размере 100 тысяч рублей за счет средств бюджета РФ и 100 тысяч рублей за счет средств бюджета Ставропольского края, платежные поручения N 16283 от 19.06.2017 года и N 17525 от 21.06.2017 года. Министерством в адрес администрации Советского муниципального района была направлена информация о необоснованном получении вышеуказанных сумм. На претензионное письмо о возврате денежных средств, направленного в адрес Рафикова А.У. и полученного им 24.10.2017 года, как получателя денежных средств по доверенности, ответа и возврата денежных средств не поступило.
Истец просил суд взыскать с Кучиевой М.Ш. и Рафикова А.У. неосновательно приобретенные денежные средства 220 тысяч рублей.
Обжалуемым решением Советского районного суда Ставропольского края от 05 декабря 2017 года исковые требования Ставропольского края, в лице министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края, как главного распорядителя средств бюджета Ставропольского края по выплатам в результате ЧС, возникшей в мае 2017 года к Рафикову А.У. и Кучиевой М.Ш. удовлетворены частично.
Суд взыскал с Кучиевой М.Ш, *** г.р, гражданки Узбекистана в пользу Ставропольского края, в лице министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края, как главного распорядителя средств бюджета Ставропольского края по выплатам в результате ЧС 220 000 руб.
Взыскал с Кучиевой М.Ш. в доход бюджета Советского муниципального района Ставропольского края государственную пошлину в размере 5 400 рублей.
В удовлетворении исковых требований Ставропольского края, в лице министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края, как главного распорядителя средств бюджета Ставропольского края по выплатам в результате ЧС о взыскании с Рафикова А.У. 220 000 руб. отказано.
В апелляционной жалобе Кучиева М.Ш. просит решение суда в части удовлетворенных к ней требований отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать, выражая несогласие с решением суда по мотиву нарушения судом норм материального права.
В обоснование доводов указывает, что несмотря на то, что статья 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и биогенного характера", право на возмещение ущерба, причиненного имуществу вследствие чрезвычайной ситуации, закрепляет за гражданами Российской Федерации, из системного толкования, преамбулы Федерального закона от 21. декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", статьи 4 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ (ред. от 01.09 2017) "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и статьи 62 Конституции Российской Федерации следует, что защите от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера подлежат не только граждане Российской Федерации, но и иностранные граждане. То есть в соответствии с основным законом Российской Федерации - конституцией, положения ст. 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68- ФЗ"О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", следует распространять и на иностранных граждан пострадавших на территории Российской Федерации в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, так как указанный закон не ограничивает право иностранного гражданина на возмещение ущерба, причиненного имуществу вследствие чрезвычайной ситуации, а наоборот конкретно указывает, что он распространяется на граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации. Полагает, что денежные средства в размере 220000 рублей выплаченные Кучиевой М.Ш. в качестве единовременной материальной и финансовой помощи, не являются неосновательным обогащением, так как они выплачены ей на законных основаниях.
В письменных возражениях относительно доводов апелляционной жалобы глава территориального отдела администрации Советского городского округа Ставропольского края в селе Солдато-Александровском - А.В. Кравченко просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В письменных возражениях относительно доводов апелляционной жалобы представитель Правительства Ставропольского края - Фурманова В.В. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени судебного заседания суда апелляционной инстанции, не явились. Ответчик Кучиева М.Ш. в судебное заседание судебной коллегии не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещена, что подтверждается распечаткой официальных сведений с сайта почты России об отслеживании почтовых отправлений.
В силу положений ст.167 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившхся лиц.
Исследовав материалы гражданского дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, возражениях на нее, заслушав пояснения представителя правительства Ставропольского края - Фурмановой В.В, возражавшей в их удовлетворении, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований к их удовлетворению и отмене решения суда не нашла.
Согласно ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса (п. 1).
Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли (п. 2).
В соответствии с частью 1 ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 года N 68-ФЗ (в ред. от 23.06.2016 года) "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", только Граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Данная статья определяет систему прав граждан РФ в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Таким образом, законодатель в ст.ст. 18 и 19 вышеназванного Закона определяет содержание основных элементов правового статуса гражданина РФ в области чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера, т.е. права и обязанности указанных лиц. По смыслу ст.ст. 18 и 19 Закона, согласно буквальному толкованию, права и обязанности в области защиты от чрезвычайных ситуаций, приведенные в указанных статьях, касаются лишь граждан Российской Федерации и не распространяются на иностранных граждан и лиц без гражданства.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15.02.2014 года N 110 (в ред. от 30.09.2015 года) "О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий" (вместе с "Правилами выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий", бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение следующих мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций, в том числе на оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 тыс. рублей на человека; оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество - 50 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 100 тыс. рублей на человека);
В соответствии с. п. 1.4 Постановление Правительства Ставропольского края от 02.06.2006 года N 84-п "О мерах по реализации Закона Ставропольского края "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, и ветеранов Великой Отечественной войны" (вместе с "Порядком финансирования мер социальной поддержки, установленных Законом Ставропольского края "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, и ветеранов Великой Отечественной войны", "Порядком предоставления дополнительных мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны, предусмотренных частью 3 статьи 4 Закона Ставропольского края "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, и ветеранов Великой Отечественной войны", "Порядком предоставления мер социальной поддержки гражданам, лишившимся единственного жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Ставропольском крае и не имеющим в связи с этим иных правовых оснований для получения помощи в приобретении жилого помещения взамен утраченного в соответствии с федеральным законодательством") определен Порядок предоставления мер социальной поддержки гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Ставропольском крае, в части осуществления им единовременных денежных выплат.
Согласно пункту 2 указанного Порядка, единовременные денежные выплаты осуществляются за счет средств резервного фонда Правительства Ставропольского края в соответствии с требованиями, установленными Правительством Ставропольского края для выделения указанных средств.
Единовременные денежные выплаты производятся министерством труда и социальной защиты населения Ставропольского края пострадавшим, включенным в списки, подготовленные Главным управлением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ставропольскому краю совместно с органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Ставропольского края, на территории которых произошли чрезвычайные ситуации, и министерством, утвержденные Губернатором Ставропольского края (пункт 3 Порядка).
В соответствии со ст. 971 ГК РФ, по договору поручения одна сторона (поверенный) обязуется совершить от имени и за счет другой стороны (доверителя) определенные юридические действия. Права и обязанности по сделке, совершенной поверенным, возникают непосредственно у доверителя. Договор поручения может быть заключен с указанием срока, в течение которого поверенный вправе действовать от имени доверителя, или без такого указания.
Судом установлено, что согласно платежному поручению N 19828 от 26.06.2017 года и платежному поручению N 9247 от 07.06.2017 года на счет доверителя Кучиевой М.В. - Рафикова А.У. перечислена единовременная материальная помощь 20000 рублей и единовременная финансовая материальная помощь 200000 рублей, которые получены по доверенности от имени Кучиевой М.В.
Согласно Вида на жительство иностранного гражданина N 1580, дата выдачи 25.06.2013 года, Кучиева М.Ш. является гражданкой Узбекистана.
В адрес Рафикова А.У, как получателя денежных средств по доверенности, администрацией МО Солдато-Александровского сельсовета Советского района 23.10.2017 года было направлено письмо с требованием о возврате неосновательно полученных денежных средств, которое получено лично Рафиковым А.У..
Однако возврат денежных средств не осуществлен.
Установив указанные обстоятельства, руководствуясь вышеприведенными положениями действующего законодательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований в части взыскания с Кучиевой М.Н. 220 000 рублей, поскольку на момент объявления чрезвычайной ситуации Кучиева М.Н. не являлась гражданкой Российской Федерации.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции и полагает, что в силу положений Порядка предоставления гражданам, проживающим в населенных пунктах Ставропольского края, пострадавшим в результате наводнения в мае 2017года, единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с полной утратой ими имущества первой необходимости, у Кучиевой М.Н. отсутствовало право на получение социальной выплаты, в связи с чем указанная выплата получена без установленных законодательством оснований, что в силу ст. 1102 ГК РФ является неосновательным обогащением, подлежащем возврату.
Учитывая изложенное, судебная коллегия находит решение суда первой инстанции законным, постановленным в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Кучиева М.Ш. как гражданин иностранного государства, имеет право на получение мер социальной поддержки, основан на неверном применении норм права.
В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", меры социальной поддержки пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, оказываются гражданам Российской Федерации.
Иные доводы апеллянта не содержат ссылок на заслуживающие внимание обстоятельства, которые бы позволили судебной коллегии усомниться в правомерности и обоснованности решения суда по настоящему делу, имели правовое значение для его разрешения, влияли на правильность вынесенного судом решения.
Таким образом, суд первой инстанции правильно применил нормы права, установилвсе необходимые для разрешения дела обстоятельства с надлежащей их оценкой. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела и основаны на исследованных материалах дела. Нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327, 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Советского районного суда Ставропольского края от 05 декабря 2017 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу Кучиевой М.Ш. - оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.