Судья Ставропольского краевого суда Товчигречко М.М., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу Бойко Л.П. на решение судьи Буденновского городского суда Ставропольского края от 04 октября 2017 года,
установил:
постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу Бойко Л.П. N17-0/Ф/280/3 от 24 июля 2017 года юридическое лицо - администрация Буденновского муниципального района Ставропольского края признана виновной в совершении административного правонарушения предусмотренного частью 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей. Вынесено представление об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения N17-0/Ф/280/4 от 24 июля 2017 года.
Решением судьи Буденновского городского суда Ставропольского края от 04 октября 2017 года указанное постановление должностного лица отменено, производство по делу в отношении администрации Буденновского муниципального района Ставропольского края прекращено, в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Производство в части признания представления об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения N17-0/Ф/280/4 от 24 июля 2017 года оставлено без рассмотрения.
В жалобе государственный инспектор Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу Бойко Л.П. просит отменить обжалуемый судебный акт, вернуть дело на новое рассмотрение. Считает, что оно вынесено с нарушением требований закона о всестороннем, полном и объективном выяснении всех обстоятельств дела.
В возражении на жалобу глава Буденовского муниципального района Ставропольского края Соколов А.Н. просит жалобу государственного инспектора оставить без удовлетворения.
Изучив доводы жалобы и возражения на нее, выслушав представителя администрации Буденновского муниципального района Ставропольского края ФИО6 просившую в удовлетворении жалобы отказать, проверив материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.
Ответственность по части 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена за уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порчу земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления.
Объективная сторона представляет собой действия по привнесению в землю не характерных для нее физических, химических, биологических веществ, соединений, организмов.
В силу действующего законодательства порча земель представляет собой действия (бездействие), приводящие как к частичному или полному разрушению плодородного слоя в результате умышленных или неосторожных действий, так и частичной утрате плодородного слоя или ухудшению его физических, химических или биологических свойств, а также снижению природно-хозяйственной ценности земель.
Как следует из материалов дела, 14 июня 2017 года в 15 часов 00 минут установлено, что юридическим лицом - администрацией Буденновского муниципального района Ставропольского края не приняты меры для соблюдения требований природоохранного законодательства Российской Федерации, а именно: в границах села Архиповское Буденновского района Ставропольского края допущена порча земель на земельном участке в кадастровом квартале 26:20:080103 (с ул. Набережная в 76,8 м от береговой линии водного объекта реки Кума). Площадь загрязнения составляет 1560 м 2 (120 на 13 метров), средняя высота складирования отходов составляет 1,0м.
Указанные обстоятельства послужили основанием для вынесения должностным лицом Департамента Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу постановления о признании администрации Буденновского муниципального района Ставропольского края виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении наказания в виде штрафа.
Признавая незаконным постановление должностного лица, судья городского суда пришел к выводу о том, что администрация Буденновского муниципального района Ставропольского края не является субъектом данного правонарушения.
Указанный вывод судьи является законным и обоснованным, оснований не согласиться с ним не имеется.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.
При этом установление виновности предполагает доказывание не только вины лица, но и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния.
Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды определяет Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", который регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, включая вопросы ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
Согласно статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьями 1 и 65 Водного кодекса Российской Федерации, водный объект - это природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима; водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
В силу пункта 3 статьи 8 названного Федерального закона, пункта 3 статьи 7 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и пункта 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции, действующих на момент совершения административного правонарушения) к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Из системного толкования приведенных выше положений закона следует, что органы местного самоуправления могут выступать, с одной стороны, как юридические лица, осуществляющие деятельность по обращению с отходами, а, с другой стороны, являются органами, осуществляющими организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях соответствующих муниципальных образований.
При этом, необходимо учитывать, что ликвидация выявленных несанкционированных свалок бытового мусора не относится к правоотношениям по обращению с отходами, так как ликвидация несанкционированной свалки бытовых отходов является организацией работ по благоустройству территории.
Таким образом, в материалах дела об административном правонарушении не имеется доказательств тому, что администрация Буденновского муниципального района Ставропольского края осуществляет хозяйственную деятельность в области обращения с отходами. Доказательств тому, что такие виды деятельности как сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов и иное обращение с отходами производства и потребления относятся к уставной деятельности администрации Буденновского муниципального района Ставропольского края, в материалы дела также не представлено.
Кроме того, как следует из материалов дела, несанкционированное складирование твердых объектов (отходов) расположено в границах поселения села Архиповское муниципального образования Архиповского сельсовета Ставропольского края и не охватывается диспозицией части 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Следовательно, администрация Буденновского муниципального района Ставропольского края не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Неверное указание судьей в резолютивной части обжалуемого решения от 04 октября 2017 года части 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вместо части 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не является основанием к отмене решения, так как является технической опиской, которая может быть устранена в порядке, установленном статьей 29.12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и наличие которой законность и обоснованность состоявшегося по делу судебного акта под сомнение не ставит.
Руководствуясь ст.ст. 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
жалобу государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу Бойко Л.П. оставить без удовлетворения.
Решение судьи Буденновского городского суда Ставропольского края от 04 октября 2017 года оставить без изменения.
Судья
Ставропольского краевого суда М.М. Товчигречко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.