Судебная коллегия Верховного Суда Республики Дагестан по административным делам в составе: председательствующего судьи Джарулаева А-Н.К., судей Гончарова И.А., Хаваева А.Г., при секретаре Муртазаалиевой П.Х., рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску прокурора "адрес" к администрации МО СП " "адрес"" "адрес" РД (далее МО СП " "адрес"") об обязании в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу определить место первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп и организовать информирование потребителей ртутьсодержащих ламп о месте первичного сбора,
по апелляционной жалобе главы администрации МО СП " "адрес"" Умаханова К.И. на решение Буйнакского районного суда Республики Дагестан от "дата", которым заявленные требования были удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Джарулаева А-Н.К, пояснения прокурора Магомедова А.И, судебная коллегия
установила:
прокурор "адрес" обратился в суд с приведенным выше иском, мотивируя требования тем, что органами прокуратуры проведена проверка соблюдения требований природоохранного законодательства, а также законодательства, направленного на обеспечение безопасного обращения с отходами 1 и 2 классов опасности.
В ходе проверки установлено, что в нарушение законодательства администрацией МО СП " "адрес"" на территории поселения место первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей не определено, меры по информированию населения поселения о месте первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп не приняты.
Данное нарушает закрепленное ст.42 Конституции РФ право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и требования пп. 4, 8, 9 Правил обращения с отходами производства и потребления ртутьсодержащих ламп, утвержденных постановлением Правительства РФ от "дата" N. Существует угроза возникновения заболеваний граждан и загрязнения окружающей среды в связи с несоблюдением ответчиком требований в области охраны окружающей среды и санитарно-эпидемиологических правил, установленных для исключения негативного воздействия на среду жизнедеятельности и здоровье населения.
Решением суда первой инстанции иск удовлетворен и постановлено об обязании администрации МО СП " "адрес"" в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу определить место первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп и организовать информирование потребителей ртутьсодержащих ламп о месте первичного сбора.
В апелляционной жалобе глава администрации МО СП " "адрес"" Умаханов К.И. ставит вопрос об отмене решения суда, указывая на отсутствие финансовых средств на устранение допущенных нарушений, что не учтено судом при вынесении обжалуемого решения.
В судебном заседании апелляционной инстанции прокурор Магомедов А.И. возражал против доводов жалобы, указывая о законности решения суда.
В судебное заседание апелляционной инстанции не явился представитель администрации МО СП " "адрес""? которому извещение о дате, времени и месте рассмотрения дела было направлено заблаговременно. Кроме того, о дате, времени и месте рассмотрения дела лица, участвующие в деле, извещены путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Верховного Суда РД. Принимая во внимание, что лица, участвующие в деле, извещены в срок, достаточный для обеспечения явки и подготовки к судебному заседанию, уважительных причин неявки в суд не представили, об отложении судебного заседания не ходатайствовали, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ судом дело рассмотрено в отсутствие указанных лиц, участвующих в деле.
Проверив законность и обоснованность решения суда и материалы дела согласно ст. 327.1 ГПК РФ, выслушав пояснения прокурора Магомедова А.И, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст.42 Конституции РФ).
В соответствии со ст. 51 Федерального закона от "дата" N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", с учетом положений ч. 1 ст. 22 Федерального закона от "дата" N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ. Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Согласно ч. 2 ст. 21 Федерального закон от "дата" N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" содержание территорий городских и сельских поселений должно отвечать санитарным правилам.
Статьей 8 Федерального закона от "дата" N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления городского (сельского) поселения в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих поселений.
Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 13 Федерального закона от "дата" N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления").
Согласно примечанию к п. 7.8 ГОСТ 30772-2001. Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения (введен постановлением Госстандарта России от "дата" N-ст), при не установлении собственника отходов, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
В силу п.9 Порядка ведения государственного кадастра отходов, утвержденного приказом Минприроды России от "дата" N, конкретные виды отходов представлены в ФККО по наименованиям, а их классификационные признаки и классы опасности - в кодифицированной форме по 11-значной системе.
Федеральный классификационный каталог отходов утвержден приказом Росприроднадзора от "дата" N, который содержит, как вид отхода, лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства, имеющие классификационный код 471 101 01 52 1. Данное свидетельствует об отнесении их к отходам 1 класса опасности, являются чрезвычайно опасными отходами (ст. 4.1 Федерального закона от "дата" N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления").
В соответствии с ГОСТ Р 53691-2009. Национальный стандарт Российской Федерации. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Паспорт отхода I - IV класса опасности. Основные требования (утвержден приказом Ростехрегулирования от "дата" N-ст), отходы 1 класса опасности -чрезвычайные отходы - это отходы, в состав которых входят вещества или компоненты, обладающие одним или несколькими опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, способностью к самовозгоранию, высокой реакционной способностью, канцерогенностью, наличием возбудителей инфекционных заболеваний или другими установленными документально опасными свойствами), и обращение с которыми представляет непосредственную или потенциальную опасность для жизни и здоровья человека и/или окружающей среды.
В силу пп. 8 и 9 постановления Правительства РФ от "дата" N "Об утверждении Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде", органы местного самоуправления организуют сбор и определяют место первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей ртутьсодержащих ламп (кроме потребителей ртутьсодержащих ламп, являющихся собственниками, нанимателями, пользователями помещений в многоквартирных домах и имеющих заключенный собственниками указанных помещений договор управления многоквартирными домами или договор оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в таких домах), а также их информирование.
Согласно пп. 18 п. 1 ст. 14 Федерального закона от "дата" N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" на муниципальные образования - сельские поселения возложены обязанности по участию в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов, а утилизация и переработка отходов возложена на муниципальный район (пп. 14 п. 1 ст. 15 Закона).
Из материалов дела усматривается и установлено судом, что на территории МО СП " "адрес"" не определено место первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп, что подтверждается заключением Центрального МРУ по экологии и природопользованию Минприроды РД от "дата".
Выявленные в результате проверки нарушения, которые апеллянтом не оспариваются, нарушают право неопределенного круга лиц, постоянно или временно пребывающих на территории муниципального образования, на благоприятную окружающую среду, предусмотренные ст. 42 Конституции РФ и гарантированные государством.
Администрация МО СП " "адрес"" является исполнительно-распорядительным органом поселения, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения, в связи с чем судом обоснованно возложена на администрацию обязанность по устранению выявленных нарушений закона.
Поскольку действующее законодательство не связывает реализацию органами местного самоуправления полномочий по обращению с отходами производства и потребления с их финансовыми возможностями, отсутствие средств в бюджете на реализацию мероприятий по организации сбора ртутьсодержащих приборов не может являться основанием для их освобождения от возложенных на них обязанностей.
Доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку судом верно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, представленным доказательствам дана надлежащая оценка, правильно применены нормы материального права, не допущено нарушений норм процессуального права, основания для отмены решения суда, по делу не имеются.
Руководствуясь ст.ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Буйнакского районного суда Республики Дагестан от "дата" оставить без изменения, апелляционную жалобу главы администрации МО СП " "адрес"" Умаханова К.И. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.