Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего Абдуллаева М.К,
судей Зайнудиновой Ш.М. и Ашурова А.И,
при секретаре судебного заседания Дибировой М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Омарова М.М. на решение городского суда Дагестанские Огни Республики Дагестан от 16 ноября 2017 года, которым постановлено:
"В
удовлетворении исковых требований Омарова М. М. к администрации городского округа " "адрес"" об обязании предоставить земельный участок для индивидуального жилищного строительства, как гражданину, имеющему трех и более детей отказать".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Дагестан Зайнудиновой Ш.М, выслушав объяснения Омарова М.М, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Омаров М.М. обратился в суд с иском к администрации ГО "город Дагестанские Огни" об обязании предоставить земельный участок для индивидуального жилищного строительства.
В обоснование иска указал, что его семья состоит из 9 человек, и он имеет право на получение государственной помощи, в связи с чем он неоднократно в период с 2012 года по настоящее время обращался в администрацию ГО "город Дагестанские Огни" с заявлением о предоставлении ему земельного участка в собственность под индивидуальное жилищное строительство как гражданину, имеющему трех и более детей.
Из ответов на его обращения с 2012 года ответчик информирует его исключительно только о том, что он поставлен на учет в администрации, как гражданин, нуждающийся в земельном участке, а также, что у администрации отсутствуют свободные земли для предоставления гражданам отдельных категорий.
Считает, что ответчик не соблюдает федеральные законы, чем нарушает его право на получение земельного участка как главе многодетной семьи.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционное жалобе Омаров М.М. просит об отмене решения суда как незаконного и необоснованного, указывая, что суд не дал надлежащей юридической оценки представленным им доказательствам. Суд не объективно и не в полном объеме исследовал фактические обстоятельства дела, на основе которых были сделаны неправильные выводы суда.
Считает, что ответчик не соблюдает установленные федеральные законы, а свои права осуществляет с нарушениями его прав, что противоречит действующему законодательству: ст. 39.2. 39.19, 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации от
25.10.2001 N 136-ФЗ, а также ст. 1, 32, 32.1 Закона Республики Дагестан от 29.12.2003 N 45 /О земле/, т.к. свое право на получение земельного участка он с 2012 года по настоящее время не реализовал.
В силу ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Представитель администрации городского округа "город Дагестанские Огни", несмотря на надлежащее извещение, в суд апелляционной инстанции не явился.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом, истец состоит в зарегистрированном браке с Омаровой М.С, семья имеет 7 (семь) ".": Омаров И. М, "дата" года рождения; Омарова Р. М, "дата" года рождения; Омаров Р. М, "дата" года рождения; Омарова С. М, "дата" года рождения; Омаров У. М, "дата" года рождения; Омаров А. М. "дата" года рождения; Омарова С. М, "дата" года рождения, что подтверждается представленными свидетельствами о заключении брака и о рождении детей.
27.01.2012 Омаров М.М. обратился в адрес администрации ГО "город Дагестанские Огни" с заявлением о предоставлении его семье земельного участка для индивидуального жилищного строительства с приложением соответствующих документов.
Письмом администрации ГО "город Дагестанские Огни" от 01.02.2012 N263 Омарову М. сообщено о том, что на основании заявления их семья поставлена на учет в качестве многодетной семьи, имеющей право на бесплатное получение в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства в соответствии с Законом. В настоящее время выделение земельного участка под строительство индивидуального жилого дома не представляется возможным в связи с отсутствием у администрации свободных земель поселений. При выявлении бесхозных земельных участков, а также в случае передачи на баланс администрации города свободных земель для ^ строительства индивидуальных жилых домов из земель соседних муниципальных образований, ему (Омарову) в порядке очередности будет предоставлен земельный участок.
Согласно представленному администрацией г. Дагестанские Огни списку многодетных семей-очередников на выделение земельного участка под ИЖС с 2011 года номер очереди Омарова М.М. составляет N81.
Вместе с тем, постановление администрации о постановке гражданина Омарова М. на учет в качестве нуждающегося в получении земельного участка суду не представлено.
Более того, как пояснил в судебном заседании представитель администрации Фейзуллаев Т, администрация просто ведет списки очередников и не выносит постановление (либо иное решение) о постановке их на учет.
Обращаясь в суд с иском, Омаров М. считает, что в соответствии с нормами Земельного кодекса Российской Федерации имеет право на получение земельного участка под строительство индивидуального жилого дома как гражданин, имеющий трех и более детей.
В силу статьи 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 Земельного кодекса Российской Федерации.
Статья 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривег, что Согласно ст. 39.19 ЗК РФ предоставление земельных участков,
находящихся в государственной или муниципальной собственности, отдельным
категориям граждан впервые в собственность бесплатно по основаниям,
указанным в подпунктах 6 и 7 ст. 39.5 настоящего Кодекса, осуществляется
однократно. Если гражданин имеет право на предоставление земельного участка
в собственность бесплатно по нескольким основаниям, указанным в подпунктах
6 и 7 статьи 39.5 настоящего Кодекса, этот гражданин вправе получить
бесплатно в собственность земельный участок по одному из указанных
оснований (часть 1).
В силу п. 6 ст. 39.5 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно.
В соответствии с п.4 ст. 32 Закона Республики Дагестан от 29.12.2003 N 45 (ред. от 08.07.2015) "О земле" граждане Российской Федерации, имеющие трех и более детей, в том числе усыновленных (удочеренных), имеют право на однократное бесплатное приобретение в собственность находящихся в собственности Республики Дагестан или муниципальной собственности земельных участков в случаях и порядке, установленных статьями 32.1, 32.2 настоящего Закона.
Граждане, имеющие трех и более детей, в том числе усыновленных (удочеренных), не достигших возраста восемнадцати лет, имеют право на приобретение в собственность земельных участков, находящихся в собственности Республики Дагестан или муниципальной собственности, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов | строительства для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) или садоводства в следующих случаях:
1) отсутствие у них земельных участков; ранее предоставленных им в
собственность (бесплатно), постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) или садоводства;
2) постоянное их проживание в течение не менее чем трех последних лет
на территории муниципального образования Республики Дагестан, в границах
которого находится испрашиваемый земельный участок (ст. 32.1).
Ведение учета граждан в целях предоставления земельных участков в соответствии с настоящим Законом осуществляется органом местного самоуправления.
Учет граждан в целях предоставления земельных участков в соответствии с настоящим Законом для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) или садоводства осуществляется отдельно.
Граждане, указанные в пункте 1 статьи 32.1 настоящего Закона, изъявившие желание приобрести бесплатно в собственность земельный участок, направляют в орган местного самоуправления по месту их жительства заявление о бесплатном предоставлении земельного участка в собственность. Форма заявления устанавливается органом местного самоуправления.
Заявление о бесплатном предоставлении земельного участка в собственность подлежит регистрации в день его поступления органом местного самоуправления с присвоением ему регистрационного номера, указанием даты и времени поступления.
Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня регистрации заявления принимает решение о постановке гражданина на учет либо об отказе в постановке гражданина на учет.
Орган местного самоуправления не позднее пяти дней с момента принятия указанного в пункте 6 настоящей статьи решения информирует о нем гражданина заказным письмом и сообщением на его электронный адрес.
Решение о предоставлении земельного участка принимается органом местного самоуправления в течение тридцати дней со дня постановки гражданина на учет, за исключением случая, предусмотренного пунктом 9 настоящей статьи.
При отсутствии сформированных земельных участков на дату постановки на учет либо в случае, когда количество заявлений превышает количество сформированных земельных участков, решение о предоставлении земельного участка принимается в течение тридцати дней после формирования земельного участка.
Орган местного самоуправления в срок не позднее семи дней со дня принятия решения направляет заказным письмом или выдает заявителю копию решения органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно с приложением кадастрового паспорта земельного участка и акта приема-передачи земельного участка.
Основаниями для отказа в предоставлении земельного участка являются отсутствие оснований для отнесения заявителя к категории лиц, обладающих правом на бесплатное предоставление земельных участков в соответствии со статьей 32.1 настоящего Закона, и предоставление заявителем недостоверных сведений (ст. 32.1).
В соответствии с п.2 ст. 32.2 Закона Республики Дагестан от "дата" N 45 (ред. от "дата") "О земле" перечень сформированных земельных участков для бесплатного предоставления гражданам, указанным в пункте 1 статьи 32.1 настоящего Закона, ежегодно не позднее 10 декабря текущего года утверждается органом местного самоуправления и в течение трех дней со дня утверждения публикуется в средствах массовой информации, а также размещается на официальном сайте органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Перечень составляется отдельно по каждому виду разрешенного использования земельного участка (для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и садоводства) и должен содержать характеристики земельных участков, включая их кадастровые номера, местоположение, площадь, а также технические условия подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и плату за подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения.
Аналогичные требования содержатся и в утвержденном Собранием депутатов ГО " "адрес"" решении от "дата" N о порядке предоставления гражданам - многодетным семьям бесплатно в собственность земельных участков для ИЖС.
Вместе с тем, согласно требованиям того же закона, очередность предоставления земельных участков определяется на основании даты регистрации соответствующих заявлений о предоставлении земельных участков.
При разрешении спора, суд первой инстанции указал о том, что в соответствии с порядком предоставления многодетным семьям земельных участков, утвержденным Решением Собрания депутатов ГО " "адрес"" "дата" администрация или уполномоченный ею орган ведет учет граждан, имеющих право на предоставление бесплатно в собственность земельных участков.
Согласно представленной администрацией Книге учета граждан -многодетных семей на получение земельных участков фамилия Омарова М.М. значится под N.
С учетом изложенного суд правомерно посчитал, что предоставлением земельного участка Омарову М.М. во внеочередном порядке будут нарушены аналогичные права других многодетных семей, которые состоят в очереди до Омарова М.М.
В силу положений статьи 11 Гражданского кодекса РФ и статьи 3 ГПК РФ защите подлежит нарушенное право.
Поскольку доказательств нарушения прав стороной истца не представлено, оснований для удовлетворения иска в данном конкретном случае не имелось. При таких обстоятельствах, вывод суда об отсутствии правовых оснований к удовлетворению искового заявления Омарова М. следует признать законным и обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы Омарова М. правовых оснований к отмене решения суда не содержат, основанием для отмены постановленного по делу судебного акта являться не могут.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение городского суда Дагестанские Огни Республики Дагестан от "дата" оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.