Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи - Джарулаева А.К,
судей - Хираева Ш.М, Хаваева А.Г,
при секретаре - Абакаровой Р.А,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по частной жалобе Ахмедова З.З. на определение судьи Дербентского районного суда от 27 ноября 2017 года, которым прекращено производство по административному исковому заявлению Ахмедова З.З. к начальнику Службы в "адрес" Управления ФСБ России по Республике Дагестан и жилищной комиссии Пограничного Управления ФСБ России по Республике Дагестан (далее ПУ ФСБ России по РД) о признании уклонения (бездействия) начальника Службы в поселке Ахты Пограничного управления ФСБ России по Республике Дагестан от принятия по представлению 315 военной прокуратуры гарнизона законных мер для принятия Ахмедова З.З. и членов его семьи на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении согласно их волеизъявлению и жилищной комиссии от пересмотра решения от 15.04.2016 года в части отказа Ахмедову З.З. и членам его семьи в принятии на учет нуждающихся в жилом помещении незаконным, обязании начальника Службы в "адрес" управления ФСБ России по Республике Дагестан представить в жилищную комиссию Пограничного управления ФСБ России по Республике Дагестан необходимые документы для принятия Ахмедова З.З. и членов его семьи на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении и жилищной комиссии Пограничного управления ФСБ России по Республике Дагестан принять Ахмедова З.З. и членов его семьи на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении,
установила:
Ахмедов З.З. обратился в суд с вышеназванныи административным иском.
В обоснование административного иска указал, что Ахмедов З.З. на основании приказа начальника Пограничного управления ФСБ России по Республике Дагестан (далее - Управление) от "дата" N-л был уволен с военной службы по подпункту "е" пункта 2 ст. 51 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" и приказом начальника Службы в "адрес" управления ФСБ России по Республике РД (далее - Служба) от "дата" N-лс с 26.12.2016г. исключен из списков личного состава.
При этом на момент издания приказов об увольнении и исключения из списков личного состава Службы в "адрес" календарная выслуга лет ФИО5 составила более 20 лет.
В соответствии с положениями статей 15 и 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих в этой связи у него возникло право на обеспечение жилым помещением на состав семьи по установленным законодательством нормам, независимо от оснований его увольнения с военной службы.
Об изложенном были осведомлены кадровые органы и командование Службы в "адрес" и Управления. Так, согласно приказу начальника Службы от "дата" N-лс календарная выслуга у Ахмедова З.З. на момент исключения из списков личного состава Службы составила 20 лет 4 месяца и 11 дней. При издании начальником Управления приказа от "дата" N-лс об увольнении Ахмедова З.З. выслуга его также составляла более 20 календарных лет.
Однако вопреки требованиям ст. ст. 3 и 26 Федерального закона "О статусе военнослужащих", ст. ст. 75, 78, 82 УВС ВС РФ никем из ответственных должностных лиц Службы и Управления не были проявлены чуткость и внимательность к подчиненному Ахмедову З.З. и в пределах своих полномочий не приняты меры к соблюдению и реализации в полном объеме его прав на предусмотренные законодательством о статусе военнослужащих социальные гарантии и компенсации, в том числе его права на обеспечение жильем.
Доводы должностных лиц Управления об отсутствии на момент издания приказов об увольнении и исключения военнослужащего Ахмедова З.З. из списков личного состава Службы его рапорта по жилищному вопросу не выдерживает критики, так как в учетном (жилищном) деле Ахмедова З.З. имеется его заявление о признании нуждающимся в жилом помещении и принятии на учет для обеспечения жильем в "адрес" края, в удовлетворении которого в нарушение требований ст.ст. 49, 51, 52, 54 ЖК РФ решением жилищной комиссии Управления от "дата" противоправно отказано (п. 11 протокола N).
Указанное решение жилищной комиссии Управления от "дата" подлежало безусловному пересмотру после достижения "дата" выслуги у Ахмедова 20 календарных лет и как минимум после получения указанных в нем (п. 11 протокола N) документов, поступивших в ноябре и декабре 2016 года.
Вышеизложенные недостатки и упущения должностных лиц Службы и Управления существенно нарушили право Ахмедова З.З. и членов его семьи на обеспечение жилым помещением для постоянного проживания за счет средств федерального бюджета.
В связи с изложенным и по жалобе Ахмедова З.З. заместитель военного прокурора 315 военной прокуратуры военной прокуратуры ЮВО гарнизона капитан юстиции Зайцев С.А. "дата" за исх. N на основании ст. ст. 22, 24 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" внес начальнику Службы в "адрес" представление, в котором предложил тому незамедлительно принять меры к устранению допущенных в отношении Ахмедова З.З. и членов его семьи нарушений закона, рассмотреть вопрос о привлечении виновных должностных лиц к ответственности за допущенные нарушения законодательства, о результатах принятых мер сообщить военному прокурору 315 военной прокуратуры гарнизона.
"дата" начальник Службы в "адрес" на данное представление дал письменный ответ, в котором заведомо противоправно не признал совершение вышеуказанных нарушений должностными лицами данной Службы и Управления, не принял никаких мер по восстановлению нарушенных жилищных прав Ахмедова З.З. и членов его семьи.
Об этом Ахмедову З.З. стало известно 18 июля 2017 года. 19 июля 2017 года он получил в 315 военной прокуратуре гарнизона копию ответа на представление 315 военной прокуратуры гарнизона и сообщил о его содержании Ахмедову З.З.
Бездействием начальника Службы в "адрес" по представлению 315 военной прокуратуры гарнизона нарушено право Ахмедова З.З. и членов его семьи, в том числе его дочери инвалида первой группы с детства, нуждающейся в постоянном постороннем уходе, быть принятыми на учет нуждающихся в жилом помещении согласно их волеизъявления.
Жилищная комиссия Пограничного управления ФСБ России по Республике Дагестан противоправно уклоняется от принятия мер по пересмотру своего решения от "дата" и не принимает Ахмедова З.З. и членов его семьи на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении согласно их волеизъявлению.
Административные ответчики незаконно лишили Ахмедова З.З. и членов его семьи права на жилое помещение и фактически оставили их, игнорируя многолетнюю службу Ахмедова З.З. государству, без крыши над головой.
Определением судьи Дербентского районного суда от 27 ноября 2017 года производство по административному исковому заявлению прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в связи с наличием по делу вступившего в законную силу решение суда по административному спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям.
В частной жалобе Ахмедовым З.З. ставится вопрос об отмене определения суда и направления дела на новое рассмотрение в этот же суд в ином составе суда.
В доводах частной жалобы заявитель указывает на необоснованность вывода суда о наличии по делу вступившего в законную силу решение суда по административному спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям. Полагает, что суд противоправно лишил его гарантированного ст. 46 Конституции РФ и ст. 4 КАС РФ права на судебную защиту нарушенных прав, а также допустил рассмотрение дела в отсутствие членов его семьи, не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив законность и обоснованность определения суда первой инстанции в полном объеме, изучив доводы жалобы, выслушав объяснения административного истца Ахмедова З.З. и его представителя Шабанова Х.Я, поддержавших доводы частной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Суд первой инстанции, руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, прекратил производство по административному делу в связи с тем, что по оспариваемым истцом обстоятельствам имеется вступившего в законную силу решение суда по административному спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям.
С таким выводом суда судебная коллегия согласиться не может.
Действительно, в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд вправе прекратить производство по административному делу в случае, если имеется вступившее в законную силу решение суда по административному спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям.
Однако, как усматривается из административного иска, прекращая производство по делу по вышеупомянутым основаниям, суд сослался на ранее вынесенное решение Махачкалинского гарнизонного военного суда от 6 июня 2017 г. и затем последующее определение апелляционной коллегии по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда от 27 сентября 2017 г, которыми отказано в удовлетворении требований Ахмедова З.З. об обязании жилищной комиссии Пограничного Управления ФСБ России по Республике Дагестан принять его и членов его семьи на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, в связи с пропуском процессуального срока для обращения в суд.
Между тем, предметом спора по делу, рассмотренному, в частности, Махачкалинским гарнизонным военным судом 6 июня 2017 г, не являлись правоотношения, возникшие по поводу признания незаконным бездействия Службы в поселке Ахты Пограничного Управления ФСБ России по Республике Дагестан в принятии решения по представлению 315 военной прокуратуры гарнизона относительно нуждаемости Ахмедова З.З. и членов его семьи в жилом помещении.
При отсутствии оснований для обращения в суд с названным требованием, суду, принявшему административное исковое заявление к своему производству, следовало разрешить вопрос в указанной части принятием решения по существу требований.
Также не имеют отношения к ранее рассмотренным судом делам и основания заявленных требований, связанные с необходимостью пересмотра решения жилищной комиссии Пограничного Управления ФСБ России по Республике Дагестан от "дата", в связи с наличием у Ахмедова З.З. на момент исключения из списков личного состава более 20 лет календарной выслуги.
Обращаясь с настоящим административным иском, Ахмедов З.З. просит признать незаконным бездействие Службы Пограничного Управления ФСБ России по Республике Дагестан в поселке Ахты в указанной части, а также просит устранить допущенное нарушение его прав.
При таких данных, определение суда о прекращении производства по делу нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене, как постановленное с существенным нарушением норм процессуального права, административное дело по административному иску Ахмедова З.З. к начальнику Службы в поселке Ахты Пограничного Управления ФСБ России по Республике Дагестан и жилищной комиссии Пограничного Управления ФСБ России по Республике Дагестан подлежит возврату в Дербентский районный суд для рассмотрения по существу.
Руководствуясь п. 4 ч. 2 ст. 310, 315, 316 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан,
определила:
определение Дербентского районного суда от 27 ноября 2017 года отменить, административное дело по административному иску Ахмедова З.З. к начальнику Службы в "адрес" Пограничного Управления ФСБ России по Республике Дагестан и жилищной комиссии Пограничного Управления ФСБ России по Республике Дагестан об оспаривании их бездействия возвратить в Дербентский районный суд Республики Дагестан для рассмотрения по существу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.