Заместитель председателя Верховного суда РД Сулейманов С.М., рассмотрев жалобу ФИО4 в интересах ФИО5 на решение судьи Ленинского районного суда г. Махачкала от 24.08.2017 г. и решение судьи Верховного Суда РД от 19.10.2017г., вынесенные в отношении ФИО5 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.15.3 КоАП РФ,
установил:
постановлением заместителя руководителя УФК по РД от 30.11.2016 г. N 16-15.15.3/51 первый заместитель министра финансов РД ФИО5 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.15.15.3 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.
Решением судьи Ленинского районного суда г. Махачкала от 24.08.2017 г, оставленным без изменения решением судьи Верховного Суда РД от 19.10.2017г, отказано в удовлетворении жалобы Расулова на указанное постановление.
В своей жалобе представитель ФИО5 просит отменить состоявшиеся по делу постановления и прекратить производство по делу в связи с неправильным применением судами норм материального права и отсутствием в действиях Расулова состава вмененного ему административного правонарушения.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы нахожу обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Между Министерством образования и науки Российской Федерации и Правительством Республики Дагестан заключено Соглашение от 10.08.2013 г. N07G65240269 "О предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету Республики Дагестан на проведение мероприятий по формированию в субъекте Российской Федерации сети общеобразовательных организаций, в которых созданы условия для инклюзивного образования детей-инвалидов". Перечень образовательных организаций - получателей предусмотренных бюджетных субсидий и их размер в разрезе каждого получателя перечислен в Соглашении.
По условиям Соглашения размер субсидий, предоставляемых из федерального бюджета бюджету Республики Дагестан, составляет 199929 тыс. рублей, а объем бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете Республики Дагестан на 2015 год на эти цели, составляет 10522, 630 тыс. рублей.
Проведенной УФК по РД проверкой соблюдения условий предоставления субсидий в части полноты обеспечения долевого финансирования из республиканского бюджета РД за 2015 год установлено, что республиканским бюджетом РД долевое финансирование прописанных в Соглашении мероприятий в 2015 году не осуществлено.
По данному факту 18.11.2016 г. был составлен протокол по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.15.3 КоАП РФ, а 30.11.2016 г. вынесено обжалованное постановление.
В вину первому заместителю министра финансов РД ФИО5 вменено нарушение условий Соглашения, выразившееся в необеспечении долевого финансирования в сумме 257573,10 рублей одной из поименованных в соглашении школ - ГКОУ "Сафаралинская средняя общеобразовательная школа Гунибского района".
Однако с такой квалификацией нельзя согласиться.
Составом административного правонарушения, предусмотренного ст.15.15.3 КоАП РФ (действовала на момент вменения) была установлена административная ответственность за нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим межбюджетные трансферты, и (или) финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем), получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 указанного Кодекса.
Министерство финансов РД является финансовым органом и в силу ст.6 Бюджетного Кодекса РФ осуществляет составление и организацию исполнения бюджета РД.
В соответствии со ст. 46 Закона Республики Дагестан "О бюджетном процессе и межбюджетных отношениях в Республике Дагестан" исполнение республиканского бюджета осуществляется на основе сводной бюджетной росписи.
В сводной бюджетной росписи указаны бюджетные ассигнования по расходам республиканского бюджета на текущий финансовый год и на плановый период в разрезе ведомственной структуры расходов республиканского бюджета и лимиты бюджетных обязательств главным распорядителям средств республиканского бюджета.
В соответствии с закрепленным в ст.38.1 Бюджетного Кодекса РФ принципом подведомственности расходов получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся.
Поименованные в Соглашении общеобразовательные организации находятся в ведении Министерства образования и науки Республики Дагестан, которое указано в сводной бюджетной росписи РД в качестве главного распорядителя бюджетных средств.
Таким образом, предусмотренные Соглашением бюджетные субсидии для каждой из поименованных в нем образовательных организаций должны до них доводиться главным распорядителем бюджетных средств, в данном случае Министерством образования и науки Республики Дагестан.
Из материалов дела усматривается, что условия предоставления предусмотренных Соглашением трансфертов нарушены, указанные в Соглашении денежные средства из республиканского бюджета на выполнение прописанных в нем мероприятий не выделены главному распорядителю бюджетных средств, и им, в свою очередь, до конечных получателей не доведены. Однако нарушение это относится к Соглашению, как к самостоятельному акту, министерство финансов РД не могло и, в силу закрепленного в Бюджетном Кодексе РФ принципа подведомственности расходов, не имело права перечислить ГКОУ "Сафаралинская средняя общеобразовательная школа Гунибского района" 257573,10 рублей, минуя главного распорядителя бюджетных средств.
При таких обстоятельствах квалификация содеянного ФИО5 по каждому факту необеспечения финансирования поименованных в Соглашении образовательных организаций в качестве самостоятельного состава административного правонарушения, предусмотренного ст.15.15.3 КоАП РФ, является ошибочной.
Постановление заместителя руководителя УФК по РД от 30.11.2016 г. N 16-15.15.3/51, решение судьи Ленинского районного суда г. Махачкала от 24.08.2017 г. и решение судьи Верховного Суда РД от 19.10.2017г. подлежат отмене.
Поскольку в настоящее время предусмотренный ст.4.5 КоАП РФ годичный срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.15.15.3 КоАП РФ истек, производство по данному делу подлежит прекращению на основании п.6 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.12 - 30.19 КоАП РФ,
постановил:
Удовлетворить жалобу ФИО4 в интересах ФИО5
Постановление заместителя руководителя УФК по РД от 30.11.2016 г. N 16-15.15.3/51, решение судьи Ленинского районного суда г. Махачкала от 24.08.2017 г. и решение судьи Верховного Суда РД от 19.10.2017г, вынесенные в отношении ФИО5 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.15.3 КоАП РФ отменить, производство по делу прекратить на основании п.6 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ - за истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Заместитель председателя
Верховного Суда РД С.М. Сулейманов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.