Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Параскун Т.И,
судей Решетниковой И.Ф, Сухаревой С.А,
при секретаре Арлаускас И.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Алейске и Алейском районе Алтайского края (межрайонное) на решение Алейского городского суда Алтайского края от 21 ноября 2017 года по делу
по иску Геньш Юрия Ивановича к Государственному учреждению-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Алейске и Алейском районе (межрайонное) о признании решения незаконным, включении периодов работы в льготный стаж, возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости.
Заслушав доклад судьи Сухаревой С.А, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Геньш Ю.И, ДД.ММ.ГГ года рождения, 08 августа 2017 обратился в ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Алейске и Алейском районе Алтайского края (межрайонное) (далее - ГУ-УПФ в г. Алейске и Алейском районе) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании пп. 19.п.1 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с педагогической деятельностью.
Решением ГУ - УПФ РФ в г. Алейске и Алейском районе от 11.10.2017 N 2567 Геньш Ю.И. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по причине отсутствия специального стажа. В льготный стаж работы согласно решению не был включен период военной службы по призыву с 22 ноября 1989 года по 23 декабря 1991 года.
Таким образом, на дату подачи заявления, согласно вышеуказанному решению, специальный стаж работы Геньш Ю.И. составлял 22 года 11 месяцев 25 дней, требуемая величина индивидуального пенсионного коэффициента -36,261.
Геньш Ю.И. не согласился с данным решением, обратился в суд с иском к ГУ - УПФ РФ в г. Алейске и Алейском районе, в котором просил признать решение ГУ -УПФ РФ в г.Алейске и Алейском районе от 11 октября 2017 года об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости недействительным. Обязать ответчика зачесть в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости период прохождения военной службы по призыву, назначить досрочную страховую пенсию по старости с 08 августа 2017 года.
Решением Алейского городского суда от 21 ноября 2017 исковые требования Геньш Ю.И. удовлетворены.
Судом постановлено признать Решение ГУ -УПФ РФ в г.Алейске и Алейском районе об отказе Геньш Юрию Ивановичу в назначении досрочной страховой пенсии по старости согласно п.п.19 п.1 ст.30 Федерального закона "О страховых пенсиях" недействительным.
Возложить на ГУ -УПФ РФ в г.Алейске и Алейском районе обязанность включить Геньш Юрию Ивановичу в специальный страховой стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, предусмотренный п.п.19 п.1 ст.30 Федерального закона "О страховых пенсиях", период службы по призыву с 22 ноября 1989 года по 23 декабря 1991 года, назначить досрочную страховую пенсию по старости на основании п.п.19 п.1 ст.30 Федерального закона "О страховых пенсиях" с 08 августа 2017 года.
В апелляционной жалобе на решение суда ответчик ГУ- Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Алейске и Алейском районе просит решение суда отменить, вынести новое решение об отказе в иске.
В обоснование доводов жалобы указывает, что судом при разрешении требований о включении в специальный стаж периода военной службы в Вооруженных силах неправильно применен материальный закон.
Так, суд неправильно применил к спорным правоотношениям Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", так как истец до периодов 01.01.1992 и до 01.10.1993 не работал в учреждениях, организациях и должностях, утвержденных указанным постановлением.
Из материалов дела следует, что Геньш Ю.И. впервые принят на работу после службы в армии по педагогической специальности 15 августа 1994 года, однако в период данной работы служба в армии уже не подлежала включении в специальный стаж педагогическим работникам в связи с принятием Постановления Совета Министров -Правительства РФ от 22 сентября 1993 года N953.
Постановление Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 N2-П в данном случае применению не подлежит, поскольку основанием для его применения является то, что лица рассчитывали на пенсионное обеспечение по нормам ранее действующего пенсионного законодательства.
Работая до службы в армии в качестве электромонтера и обучаясь в техникуме, истец не мог рассчитывать на включение в специальный стаж периодов службы в армии, поскольку не работал в качестве педагога.
При исключении периода службы в армии из стажа истца, оснований для назначения досрочной пенсии не имеется.
Лица, участвующие в деле, будучи извещенными о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились, в связи с чем на основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), судебная коллегия по гражданским делам считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда, согласно требованиям ст. 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
Как следует из материалов дела, истец Геньш Ю.И, ДД.ММ.ГГ года рождения, 08 августа 2017 обратился в ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Алейске и Алейском районе Алтайского края (межрайонное) (далее - ГУ-УПФ в г. Алейске и Алейском районе) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании пп. 19.п.1 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с педагогической деятельностью.
Решением ГУ - УПФ РФ в г. Алейске и Алейском районе от 11.10.2017 N 2567 Геньш Ю.И. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по причине отсутствия специального стажа. В льготный стаж работы согласно решению не был включен период военной службы по призыву с 22 ноября 1989 года по 23 декабря 1991 года в связи с отсутствием педагогического стажа у истца в период до 01.10.1993. На дату подачи заявления, согласно вышеуказанному решению, специальный стаж работы Геньш Ю.И. составлял 22 года 11 месяцев 25 дней, требуемая величина индивидуального пенсионного коэффициента -36,261.
Удовлетворяя исковые требования Геньш Ю.И. о включении в специальный стаж спорного периода, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, в период прохождения истцом службы в армии действовало Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года 1397, которым утверждено Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют установленным по делу обстоятельствам и не противоречат положениям закона, регулирующим спорные правоотношения.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившего в силу с 01.01.2015, право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Согласно п.п 19 п. 1 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 30 Закона N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч. 3 ст. 30 Закона N 400-ФЗ).
Постановлением Правительства РФ от 16.07.2014 N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее Постановление N 665) определены подлежащие применению при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст. 30 Закона N 400-ФЗ Списки работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и Правила исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение.
Согласно подп. "м" п. 1 Постановления N 665 при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
Материалами дела установлено, что с 22 ноября 1989 года по 23 декабря 1991 года Геньш Ю.И. проходил военную службу по призыву, что подтверждается копией военного билета серии НА номер 7838178. Факт нахождения истца в указанный выше период на военной службе ответчиком не оспаривался.
В период прохождения истцом службы в армии действовало Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года 1397, которым утверждено Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения.
В соответствии с пп. "г" п. 1 указанного Положения учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР.
В силу п. 4 Положения служба в армии засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.
Учитывая, что на момент обращения истца в Управление Пенсионного фонда им было выработано более 2/3 педагогического стажа, требуемого для назначения досрочной пенсии, период военной службы по призыву подлежал включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.
Доводы ответчика о том, что период службы в армии не мог быть включен в специальный стаж, так как истец до службы в армии и после нее до 15.08.1994 года не занимался педагогической деятельностью, не являются основанием для отказа во включении периода службы в армии в специальный стаж истца, поскольку на момент обращения с заявлением о назначении досрочной пенсии, им было выработано более 2/3 педагогического стажа, требуемого для назначения досрочной пенсии.
Согласно материалам дела, истец до службы в армии ( с 01.01.1989 по 22.11.1989) и после нее ( с 15.01.1992 по 23.06.1994 ) обучался в Барнаульском педагогическом колледже, соответственно, рассчитывал в дальнейшем на пенсионное обеспечение в связи с педагогической деятельностью, что подтверждается поступлением истца на работу после окончания колледжа по педагогической специальности.
Суд при вынесении решения правильно указал на то, что изменение законодательства в данном конкретном случае не может служить основанием для ущемления прав гражданина в области пенсионного обеспечения.
Данный вывод суда согласуется с позицией Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении N 320-0 от 05.11.2002 года о том, что придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан, и тем самым отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действующим законодательством и реализуемого в конкретных правоотношениях, несовместимо с требованиями, вытекающими из статей 1 (ч. 1), 2, 18, 54 (ч. 1), 55 (ч. 2 и 3), и 57 Конституции РФ.
Период службы истца относится к периоду до 01 января 1992 г, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных пенсий педагогическим работникам.
Таким образом, период службы Геньш Ю.И. в армии подлежал включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении пенсии по старости независимо от времени его обращения за назначением пенсии и времени возникновения у него соответствующего права. Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
Доводы апелляционной жалобы судебной коллегией проверены, признаны несостоятельными, поскольку правильные выводы суда не опровергают, направлены на иную оценку доказательств, оснований для которой не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции, судом не допущено.
Руководствуясь статьями 327.1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Алейского городского суда Алтайского края от 21 ноября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Алейске и Алейском районе Алтайского края (межрайонное) - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.