Алтайский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Ковалюк Л.Ю,
при секретаре Морозовой А.А,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению "данные изъяты" об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости,
установил:
административный истец обратился в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: "адрес", - равной его рыночной стоимости в размере "данные изъяты". по состоянию на ДД.ММ.ГГ; возложении на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайского краю обязанности внести в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой стоимости земельного участка его рыночную стоимость.
В обоснование требования указано, что административный истец на основании договора является арендатором земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка, утвержденная постановлением Администрации Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Алтайского края", значительно выше его рыночной стоимости, определенной в соответствии с отчетом об оценке. Установление кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости имеет правовое значение для административного истца, поскольку расчет арендной платы по договору производится исходя из удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка.
В судебном заседании представитель административного истца "данные изъяты" требование об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости поддержала, на удовлетворении требования о внесении в ЕГРН новой кадастровой стоимости не настаивала. Представитель ФГБУ "ФКП Росреестра" "данные изъяты" доводы письменного отзыва поддержала.
Дело рассмотрено в отсутствие административного истца, представителей административных ответчиков Правительства Алтайского края, Управления Росреестра по Алтайскому краю, представителей заинтересованных лиц Администрации "адрес" Алтайского края, Министерства имущественных отношений Алтайского края, надлежаще извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
В отзывах на административное исковое заявление Правительство Алтайского края, Минимущество Алтайского края, Управление Росреестра по Алтайскому краю разрешение требований оставляют на усмотрение суда, однако, Управление Росреестра по Алтайскому краю указывает, что требование о внесении новой кадастровой стоимости в ЕГРН заявлено излишне. ФГБУ "ФКП Росреестра", на оспаривая право истца на установление кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, не согласно с процессуальным положением учреждения в качестве административного ответчика. Администрация "адрес" указывает на недостатки отчета об оценке, полагает, что на основании представленного отчета требования удовлетворению не подлежат.
Выслушав пояснения представителя административного истца, представителя административного ответчика ФГБУ "ФКП Росреестра", пояснения оценщика "данные изъяты" исследовав материалы административного дела, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения административного иска в части.
В соответствии с п.п.1, 5 ст.65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В соответствии с п.п.1, 3 ст.66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В соответствии с ч.ч.2, 4 статьи 24.18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ *** "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно дополнительному соглашению от ДД.ММ.ГГ к договору аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГ ***, заключенному между Администрацией "адрес" и "данные изъяты" административный истец является арендатором земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: "адрес", площадью "данные изъяты", категория земель - земли населенных пунктов. Согласно п.п.2, 3 дополнительного соглашения расчет арендной платы производится по формуле, учитывающий удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка.
Результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Алтайского края утверждены постановлением Администрации Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Алтайского края". Согласно выписке из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости и акту определения кадастровой стоимости, утвержденному ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Алтайскому краю, кадастровая стоимость земельного участка составляет "данные изъяты", дата определения кадастровой стоимости - ДД.ММ.ГГ.
Согласно отчету об оценке *** от ДД.ММ.ГГ, составленному оценщиком "данные изъяты" рыночная стоимость земельного участка по состоянию на ДД.ММ.ГГ составляет "данные изъяты"
В судебном заседании допрошен оценщик "данные изъяты", составивший отчет об оценке, пояснивший, что Федеральными стандартами оценки не предусмотрено обязательное получение сведений об объектах-аналогах из ЕГРН. В ходе идентификации объекта-аналога *** способами, описанными в отчете, были получены все характеристики, влияющие на ценообразование в анализируемом сегменте рынка, в частности, установлен кадастровый номер, вид зарегистрированного права и вид разрешенного использования. Копия интернет-источника, содержащая сведения о дате ценового предложения, приведена на стр.47 отчета. Поскольку были установлены все необходимые характеристики земельного участка, он мог быть использован в качестве объекта-аналога.
Суд принимает отчет об оценке в качестве допустимого доказательства рыночной стоимости земельного участка, поскольку он соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, требованиям стандартов и правил оценочной деятельности, выводы, изложенные в отчете последовательны и обоснованы. Спор о достоверности величины рыночной стоимости земельного участка отсутствует. Доказательств иной рыночной стоимости земельного участка другими лицами, участвующими в деле, не представлено.
Установление в отношении объекта недвижимости кадастровой стоимости в размере его рыночной стоимости имеет правовое значение для административного истца, поскольку размер арендной платы учитывает удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка. При таких обстоятельствах имеются основания для удовлетворения заявленного требования.
Вместе с тем, требование административного иска о возложении на Управление Росреестра по Алтайскому краю обязанности внести в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой стоимости земельного участка его рыночную стоимость удовлетворению не подлежит, поскольку в силу ст.4 КАС РФ судебной защите подлежат нарушенные или оспариваемые права, свободы и законные интересы граждан. Между тем, в соответствии с ч.6 ст.24.20 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГ *** "О государственной регистрации недвижимости". Таким образом, установлено законодательное предписание об изменении сведений ЕГРН о кадастровой стоимости объектов недвижимости на основании вступивших в законную силу судебных актов, в связи с чем на день рассмотрения дела право административного истца на внесение в ЕГРН новой кадастровой стоимости не является нарушенным.
Доводы представителя ФГБУ "ФКП Росреестра" о том, что учреждение не является надлежащим административным ответчиком, поскольку при вынесении акта об определении кадастровой стоимости земельного участка действует в соответствии со ст.24.19 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", при этом использует удельные показатели кадастровой стоимости, утвержденные Правительством Алтайского края, основаны на неверном толковании норм материального права.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п.7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ *** "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, по данной категории дел является административным ответчиком.
Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от ДД.ММ.ГГ *** федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" наделено полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в государственный кадастр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик.
Таким образом, в данном случае наряду с Управлением Росреестра по Алтайскому краю ФГБУ "ФКП Росреестра" является административным ответчиком по делу, поскольку, действуя в пределах переданных полномочий, определило кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ***, в отношении которого произошло изменение количественных и качественных характеристик.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление "данные изъяты" удовлетворить в части.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: "адрес", - равной его рыночной стоимости в размере "данные изъяты" по состоянию на ДД.ММ.ГГ.
Дата подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости ДД.ММ.ГГ.
В удовлетворении требования о возложении на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайского краю обязанности внести в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой стоимости земельного участка его рыночную стоимость отказать.
Апелляционная жалоба может быть подана в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в апелляционную инстанцию Алтайского краевого суда.
Судья Л.Ю.Ковалюк
Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.