Алтайский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Зацепина Е.М,
при секретаре Морозовой А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление "данные изъяты" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков,
установил:
административные истцы обратились в Алтайский краевой суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости равной рыночной:
земельного участка, площадью "данные изъяты", расположенного по адресу: "адрес" кадастровый номер *** в размере "данные изъяты" дату оценки ДД.ММ.ГГ;
земельного участка площадью "данные изъяты", расположенного по адресу: "адрес" кадастровый номер *** равной рыночной стоимости в размере "данные изъяты" дату оценки ДД.ММ.ГГ;
земельного участка площадью "данные изъяты", расположенного по адресу: "адрес" кадастровый номер *** равной рыночной стоимости в размере "данные изъяты". на дату оценки ДД.ММ.ГГ;
обязать административного ответчика внести в единый государственный реестра прав на недвижимое имущество и сделок в качестве кадастровой стоимости указанных земельных участков их рыночную стоимость.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Административные истцы в письменном ходатайстве просили рассмотреть дело в их отсутствие
В силу ч.4 ст.247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием рассмотрения и разрешения административного дела данной категории.
Изучив материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу о том, что административный иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктами 1, 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Из материалов дела следует, что административным истцамв соответствии с выпиской из ЕГРН принадлежат на праве общей совместной собственности указанные земельные участки.
Статьей 390 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, установление в отношении объектов недвижимости кадастровой стоимости в размере его рыночной стоимости имеет правовое значение для административных истцов.
Положениями статьи 24.18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ *** "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Исходя из положений части 11 статьи 24.18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ *** "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в том числе, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно выпискам из ЕГРН кадастровая указанных стоимость земельных участков установлена по результатам проведенной в Алтайском крае массовой оценки земельных участков составе земель промышленности и иного специального назначения в размере соответственно "данные изъяты", датой определения кадастровой стоимости этих земельных участков является ДД.ММ.ГГ.
Для подтверждения рыночной стоимости земельных участков с соблюдением требований ч.16 ст.24.18 Закона об оценочной деятельности представлен отчеты об оценке *** и ***от ДД.ММ.ГГ (оценщик "данные изъяты" согласно которым рыночная указанных земельных участков по состоянию на ДД.ММ.ГГ составляет соответственно "данные изъяты"
Исследовав отчеты об оценке, суд пришел к выводу, что отчеты об оценке соответствуют требованиям Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральным стандартам оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности и могут быть приняты в качестве допустимого доказательства, подтверждающего достоверность указанной в нем итоговой величины рыночной стоимости земельного участка.
Представленные отчеты подготовлены лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследований, специальными познаниями и содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости вышеназванного объекта недвижимости. Указанные в отчетах цели и задачи проведения оценки не допускают их неоднозначного толкования - определение рыночной стоимости объектов оценки. В отчетах присутствуют ссылки на источники используемой информации, что позволяет проверить применяемые оценщиком сведения.
Из данных отчетов следует, что оценщик провел анализ рынка объекта оценки, определилсегмент рынка, к которому принадлежит оцениваемые объекты, проанализировал основные факторы, влияющие на спрос, предложение и цены сопоставимых объектов недвижимости. При определении рыночной стоимости земельных участков к избранным объектам-аналогам были применены корректировки по наиболее существенным ценообразующим факторам с приведением соответствующих обоснований и расчетов, разграничены понятия активного и неактивного рынка. Приведенные в отчете расчеты и пояснения к ним обеспечивают проверяемость выводов и результатов, указанных оценщиком в рамках выбранного подхода.
В данном случае оценка рыночной стоимости произведена индивидуально для конкретных земельных участков в отличие от методов массовой оценки объектов недвижимости, поэтому может отличаться от кадастровой стоимости, утвержденной постановлением Администрации Алтайского края от ДД.ММ.ГГ ***.
Административными ответчиками, заинтересованными лицами результаты оценки, содержащиеся в представленном административным истцом отчете, не оспаривались, доказательств, опровергающих изложенные в отчете выводы, а также содержащих сведения об иной рыночной стоимости земельного участка, не представлено, в связи с чем, основания для непринятия итоговой величины рыночной стоимости объекта оценки, указанной в отчете, у суда отсутствуют.
Вместе с тем, суд не находит оснований для удовлетворения требований о возложении на ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Алтайскому краю обязанности внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости, установив в отношении участков заявленный размер кадастровой стоимости. В силу положений статьи 24.20 ФЗ "Об оценочной деятельности" соответствующая обязанность у органа кадастрового учета возникает в силу закона при установлении такой стоимости судом. Соответственно, на момент рассмотрения дела в суде основания для удовлетворения названного требования отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административное исковое "данные изъяты", поданное ДД.ММ.ГГ, удовлетворить частично.
Установить кадастровую стоимость земельного участка,расположенного по адресу: "адрес", кадастровый номер *** в размереего рыночной стоимости "данные изъяты" состоянию на ДД.ММ.ГГ.
Установить кадастровую стоимость земельного участка расположенного по адресу: "адрес" кадастровый номер *** равной рыночной стоимости в размере "данные изъяты" состоянию на ДД.ММ.ГГ.
Установить кадастровую стоимостьземельного участка, расположенного по адресу: "адрес" кадастровый номер *** равной рыночной стоимости в размере "данные изъяты". на дату оценки ДД.ММ.ГГ.
В остальной части заявленных требований отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в апелляционную инстанцию Алтайского краевого суда в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Е.М. Зацепин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.