Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего Науширбановой З.А,
судей Смирновой О.В. и Фроловой Т.Е.
при секретаре Кабировой Л.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мустаева Р.Ш. к администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан о признании права собственности на садовый земельный участок по апелляционной жалобе Управления земельных и имущественных отношений администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан на решение Калининского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 01 ноября 2017 г.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Смирновой О.В, объяснения представителя Управления земельных и имущественных отношений администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан Ильясовой Э.Н, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, Мустаева Р.Ш. и его представителя Домчевой С.С, возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Мустаев Р.Ш. обратился в суд с иском к администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан (далее - администрация) о признании права собственности на садовый земельный участок.
В обоснование иска указал, что решением Исполнительного комитета Черниковского городского Совета депутатов трудящихся Башкирской АССР от 03 апреля 1956 г. N 116 под коллективные сады рабочих и служащих организаций города отведён земельный участок площадью 73 га. На основании акта об отводе границ земельного участка красных линий в натуре от 10 июля 1956 г. коллективному саду N 10 рабочих и служащих УМЗ отведено 23 га земли, расположенной в районе адрес. В 1978 г. УМЗ переименовали в УМПО.
Постановлением администрации Калининского района г. Уфы Республики Башкортостан от 04 марта 1993 г. N 273 произведена государственная регистрация огородно - садоводческих товариществ при ОАО УМПО. Согласно уставу ОСТ ОАО УМПО, зарегистрированного постановлением главы администрации Калининского района г. Уфы Республики Башкортостан от 09 апреля 1999 г. N 1032, коллективный сад N 10 входит в состав объединения садоводов ОАО УМПО (порядковый номер 6).
Из членской книжки садовода КС N 10 ОСТ ОАО УМПО, справки КС N 10 ОСТ ОАО УМПО от 05 декабря 2016 г. следует, что Мустаев Р.Ш. является членом садоводческого товарищества и владеет садовым земельным участком N.., площадью 348 кв.м. Долга по уплате членских взносов не имеется.
Земельный участок с кадастровым номером N.., площадью 348 кв.м, расположенный по адресу: адрес, имеет разрешённое использование: под плодовоягодный сад, относится к категории земель населённых пунктов.
Письменное обращение истца о предоставлении в собственность садового земельного участка, оставлено Управлением земельных и имущественных отношений администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан от 09 января 2017 г. N... без удовлетворения по причине нахождения товарищества во втором поясе зоны санитарной охраны водных объектов.
Полагает отказ незаконным, поскольку испрашиваемый садовый земельный участок образован из земельного участка предоставленного садовому товариществу для ведения коллективного садоводства до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельного кодекса) и в силу части 9.1 статьи 3 Федерального закона от дата N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 25 октября 2001г. N 137- ФЗ) истец вправе приобрести в собственность земельный участок ввиду недоказанности ограничения его оборотоспособности.
Просил признать право собственности за Мустаевым Р.Ш. на садовый земельный участок N... с кадастровым номером N... площадью 348 кв.м, расположенный по адресу: адрес
Судом постановлено решение, которым исковые требования Мустаева Р.Ш. удовлетворены.
В апелляционной жалобе Управлением земельных и имущественных отношений администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан (далее - управление) ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного, не соответствующего нормам материального права.
В судебное заседание представители администрации, управления, ОСТ ОАО УМПО КС N 10 не явились, о времени и месте его проведения извещены. По смыслу статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объём своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по собственному усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому неявка лиц, извещённых в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является их волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает решение подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии со статьёй 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский процессуальный кодекс) основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Согласно части 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса решение суда должно быть законным и обоснованным.
В подпунктах 2, 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении" разъяснено, что решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Однако указанным требованиям обжалуемое решение не соответствует.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что истец, являясь членом садоводческого товарищества, которому предоставлен земельный участок для ведения коллективного садоводства до вступления в законную силу Федерального закона от 15 апреля 1998 г. N 66- ФЗ " О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" вправе приобрести используемый земельный участок в собственность. Сведений об ограничении оборотоспособности земельного участка в публичной кадастровой карте, Едином государственном реестре недвижимости не имеется. Достоверно определить нахождение земельного участка в границах второго пояса зон санитарной охраны не представляется возможным ввиду отсутствия координат характерных точек зон.
Судебная коллегия полагает выводы суда незаконными и необоснованными.
Несмотря на то, что достоверно установлено членство истца в садоводческом некоммерческом объединении граждан, образованном для ведения коллективного садоводства на земельном участке, предоставленном органом исполнительной власти местного самоуправления до принятия Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", однако из - за ограничения оборотоспособности земельного участка он не может быть предоставлен в частную собственность.
Согласно Основам водного законодательства Союза ССР и союзных республик государственное управление в области использования и охраны вод в РСФСР осуществляется Советом Министров СССР, Советом Министров РСФСР, Советами Министров автономных республик, исполнительными комитетами местных Советов народных депутатов, а также специально уполномоченными на то государственными органами по регулированию использования и охране вод непосредственно или через бассейновые (территориальные) управления и иными государственными органами в соответствии с законодательством Союза ССР и РСФСР.
В соответствии со статьями 91, 98 Водного кодекса РСФСР, утверждённого ВС РСФСР 30 июня 1972 г, в целях охраны вод, используемых для питьевого и бытового водоснабжения, лечебных, курортных и оздоровительных нужд населения, устанавливаются округа и зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством Союза ССР и РСФСР. Порядок установления и использования водоохранных зон (полос) определяется Советом Министров РСФСР, если иное не предусмотрено законодательством Союза ССР.
В целях усиления санитарной охраны водопроводов и источников водоснабжения Постановлением Центрального исполнительного комитета СССР N 96 и Совета Народных Комиссаров СССР N 834 от 17 мая 1937 г. "О санитарной охране водопроводов и источников водоснабжения" было предусмотрено, что в каждом населённом пункте Союза ССР, в котором имеется или строится водопровод общего пользования или водопровод для технических целей, но используемый также для обслуживания населения, обязательно устанавливается зона санитарной охраны открытых и подземных источников водоснабжения, питающих данный водопровод (пункт 1); зона санитарной охраны источников водоснабжения делится на три пояса, в каждом из которых устанавливается особый режим (пункт 2); второй пояс охватывает территорию, непосредственно окружающую источники водоснабжения и их притоки (пункт 4); зона санитарной охраны источников водоснабжения и ее подразделение на пояса устанавливается в каждом населенном пункте решением соответствующего местного совета с утверждения: советов народных комиссаров союзных республик - для столиц союзных республик и для населенных пунктов, расположенных в важнейших курортных районах (Южный берег Крыма, Кавказские Минеральные Воды, Сочи - Мацестинский район и др.), а также для краевых и областных центров и всех городов с населением свыше 200 тысяч человек; советов народных комиссаров автономных республик, краевых и областных исполнительных комитетов - для прочих населенных пунктов (пункт 6).
Главным государственным санитарным врачом СССР 18 декабря 1982 г. N 2640-82 утверждено "Положение о порядке проектирования и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов хозяйственно-питьевого назначения" (далее - Положение от 18 декабря 1982 г. N 2640-82), которым определялся порядок проектирования и эксплуатации зон санитарной охраны источников централизованного водоснабжения и водопроводов, питающих воду хозяйственно-питьевого назначения для населения, персонала промышленных предприятий, а также для предприятий, требующих воду питьевого качества, и предназначено для организаций, проектирующих и эксплуатирующих водозаборы и водопроводы, а также для органов санитарно-эпидемиологической службы, осуществляющих государственный санитарный надзор.
Зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах, вне зависимости от их ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников, в том числе с искусственным пополнением, используемую для хозяйственно-питьевых нужд.
Основной целью зон санитарной охраны является охрана от загрязнения источников водоснабжения, а также водопроводных сооружений и окружающей территории.
Судебной коллегией установлено, что в 1994 году с целью обеспечения санитарно - эпидемиологического благополучия источников хозяйственно - питьевого водоснабжения г. Уфы и в соответствии с санитарными правилами и нормами Положения от 18 декабря 1982 г. N 2640-82, институтом "Коммунводоканалпроект" разработан проект "Санитарно-топографическое обследование зон санитарной охраны водопроводных сооружений и источников водоснабжения г. Уфы". Данным проектом определены границы зоны санитарной охраны первого, второго поясов источника водоснабжения г. Уфы. Вышеуказанный проект утверждён распоряжением Кабинета Министров Республики Башкортостан от 24 июля 1995 г. за N 801 - р, опубликованным 30 июня 2017 г. в официальном интернет - портале правовой информации Правительства Республики Башкортостан.
22 августа 2008 г. на основании распоряжения Кабинета Министров Республики Башкортостан за N 801- р от 24 июля 1995 г. Советом городского округа г. Уфа принято решение N 7/4 "О правилах землепользования и застройки городского округа город Уфа", на основании которого в государственный кадастр недвижимости ранее были внесены сведения о нахождении земельных участков во втором поясе зоны санитарной охраны водных объектов.
Новый проект зон санитарной охраны водных объектов г. Уфы Республики Башкортостан не разработан.
Между тем, оснований полагать, что в настоящее время отсутствует решение уполномоченного органа об утверждении зон санитарной охраны, не имеется. Распоряжение Кабинета Министров Республики Башкортостан от 24 июля 1995 г. N 801 - р не утратило силу и подлежит применению к спорным правоотношениям.
Регулируя вопросы водопользования, Водный кодекс Российской Федерации предусматривает для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, установление зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения (часть 2 статьи 43).
Санитарно-эпидемиологические требования к водным объектам установлены статьёй 18 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ), в соответствии с которой границы и режим зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам (часть 5).
При этом Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ не содержит положений о признании утратившими силу ранее изданных актов, устанавливающих границы зон санитарной охраны, а лишь предусматривает иной порядок установления таких зон.
На основании Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 г. N 554, с 01 июня 2002 г. введены в действие Санитарные правила и нормативы "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02", утверждённые Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 26 февраля 2002 г. (далее - СанПиН 2.1.4.1110-02), которые определяют санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения.
Вместе с тем определение действия во времени и пространстве ранее принятых нормативных правовых актов по вопросам границ зон санитарной охраны названными актами не ограничено.
Согласно подпункту 14 части 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, ограничиваются в обороте.
Как следует из сообщения МУП "Уфаводоканал" от 09 октября 2017 г. N... земельный участок с кадастровым номером N... в соответствии проектом "Санитарно-топографическое обследование зон санитарной охраны водопроводных сооружений и источников водоснабжения г. Уфы" расположен на территории второго пояса зоны санитарной охраны источников водоснабжения г. Уфы.
Судебная коллегия признает указанное письменное доказательство допустимым, содержащим сведения из оригинала документа, оцениваемое в совокупности с иными доказательствами по делу.
Последующее исключение указанных сведений из Единого государственного реестра недвижимости не свидетельствует о нахождении земельного участка за пределами второго пояса источника водоснабжения г. Уфы, поскольку проектом "Санитарно - топографическое обследование зоны санитарной охраны водопроводных сооружений и источников водоснабжения г. Уфы" подтверждено его местонахождение в границах зон, не допускающих приватизацию земельного участка вследствие особого режима использования.
Суждения истца и его представителя о нахождении земельного участка в границах Северного водозабора расположенного на равнинном рельефе местности, пополняемого непосредственно из р. Уфа, не входящего в проектную документацию "Санитарно - топографическое обследование зоны санитарной охраны водопроводных сооружений и источников водоснабжения г. Уфы" основаны на предположениях и не опровергают установленные судебной коллегией обстоятельства.
При таких обстоятельствах решение суда не соответствует требованиям законности и обоснованности судебного постановления, подлежит отмене с принятием нового об отказе в удовлетворении иска Мустаева Р.Ш. о признании права собственности в порядке приватизации на садовый земельный участок.
Руководствуясь статьями 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Калининского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 01 ноября 2017 г. отменить.
Принять по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований Мустаева Р.Ш. к администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан о признании права собственности на земельный участок с кадастровым номером N... площадью 348 кв.м, расположенного по адресу: адрес отказать.
Председательствующий
Судьи
Справка: судья Фаршатова И.И.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.