Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего Анфиловой Т.Л,
судей Зайнуллиной Г.К, Минеевой В.В,
с участием прокурора Сафина А.Р,
при секретаре Сафроновой Е.В,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе администрации муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан на решение Туймазинского межрайонного суда Республики Башкортостан от 18 октября 2017 г.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Минеевой В.В, выслушав объяснения представителя администрации муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан - МИШ поддержавшего доводы апелляционной жалобы, прокурора САР полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия по гражданским делам
установила:
Туймазинский межрайонный прокурор в интересах ЧУК обратился в суд с иском к Администрации муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан об обязании предоставления благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда и заключения договора найма специализированного жилого помещения сроком на 5 лет.
Требования мотивированы тем, что на основании обращения ЧУК проведена проверка исполнения органами местного самоуправления законодательства в сфере обеспечения жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, проживающих на поднадзорной территории. При этом установлено, что ЧУК имеет статус лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как ее родители лишены родительский прав на основании решения Шаранского районного суда Республики Башкортостан от 25 апреля 2006 г. В настоящее время ЧУК какого-либо жилого помещения в собственности не имеет, с 16 ноября 2015 г. состоит на учете в Администрации муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан для улучшения жилищных условий по месту жительства во внеочередном порядке среди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Администрацией муниципального района Туймазинский район ЧУК до настоящего времени благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения не предоставлено, тем самым грубо нарушены его жилищные права, в т.ч. право на дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот.
Решением Туймазинского межрайонного суда Республики Башкортостан от 18 октября 2017 г. иск Туймазинского межрайонного прокурора в интересах ЧУК к Администрации муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан об обязании предоставления благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда и заключения договора найма специализированного жилого помещения сроком на 5 лет удовлетворен в полном объеме, обязав Администрацию муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан предоставить ЧУК, дата благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда и заключить с ней договор найма специализированного помещения сроком на 5 лет.
В апелляционной жалобе Администрация муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан просит решение суда отменить как постановленное с нарушением норм материального права. Указывает, что ЧУК включена в список и ее права на получение жилого помещения никто не нарушал. Более того, законодательство не предусматривает внеочередное предоставление гражданам этой категории жилого помещения во внеочередном порядке, а лишь в соответствии со списком. Согласно действующему законодательству обязанность по предоставлению благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений возложена на органы исполнительной власти субъекта РФ, органы местного самоуправления не являются надлежащими ответчиками по данным спорам. Кроме того, предоставление ЧУК во внеочередном порядке жилого помещения невозможно в связи с отсутствием должного финансирования.
Участники процесса извещены о времени и месте заседания заблаговременно и надлежащим образом, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса, руководствуясь положениями статьями 167, 327 ГПК РФ.
Проверив материалы дела и решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав представителя администрации муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан - МИШ, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, прокурора САР, полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с п. п. 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Согласно части 1 статьи 1 Закона Республики Башкортостан от 28 декабря 2005 года N... -в органы местного самоуправления муниципальных образований наделяются государственными полномочиями Республики Башкортостан по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.
Статьей 2 Закона Республики Башкортостан от 28 декабря 2005 года N 260-3 установлено, что государственными полномочиями, предусмотренными статьей 1 настоящего Закона, наделяются органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Республике Башкортостан.
Как указано в Определении Конституционного Суда РФ от 24 сентября 2013 года N 1320-О, федеральный законодатель в Федеральном законе от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" одновременно с упразднением с 1 января 2013 года права детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на внеочередное получение жилых помещений по договорам социального найма предусмотрел - расширив при этом основания предоставления жилья - предоставление им благоустроенных жилых помещений специализированного жилого фонда в целях их социализации по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Согласно ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ) лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абз. 1 настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем, по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 поименованного Закона.
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются также лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (пункт 7).
Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определилоснования и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункте 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
При этом ни статья 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ни иные статьи указанного Закона не устанавливают очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование списка детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
В данном случае установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию соответствующего списка - определение перечня документов, которые должны быть представлены, органа, в который должны быть представлены соответствующие документы и т.п.
По своей сути формирование субъектом Российской Федерации списка детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Кроме того, формирование списков детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что ЧУК, дата года рождения, признана лицом, оставшимся без попечения родителей и нуждающейся в получении жилого помещения, так как ее родители лишены родительский прав на основании решения Шаранского районного суда Республики Башкортостан от 25 апреля 2006 г.
Распоряжением главы администрации муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан от 16 ноября 2015 г. N... ЧУК принята на учет для улучшения жилищных условий по месту жительства во внеочередном порядке среди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Постановлением главы администрации муниципального района Шаранский район Республики Башкортостан N... от 11 апреля 2007 г. за ЧУК закреплен деревянный дом, находящийся по адресу: адрес
Постановлением главы администрации муниципального района Шаранский район Республики Башкортостан N N... от 15 октября 2013 г. отменено постановление N... от 11 апреля 2007 г. "О закреплении жилой площади за несовершеннолетней ЧУК".
В 2016 г. ЧУК окончила Башкирский Государственный Медицинский Университет по специальности фармация.
ЧУК не является нанимателем жилых помещений по договорам социального найма, собственного жилья на территории Туймазинского района Республики Башкортостан не имеет, что подтверждается уведомлением об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости запрашиваемых сведений.
ЧУК достигла совершеннолетия (18 лет). В нарушение вышеизложенных требований законодательства, администрацией муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан ЧУК до настоящего времени благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения не предоставлено.
По смыслу закона, жилые помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются указанным гражданам по общему правилу по достижении ими 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
При таких обстоятельствах суд обоснованно возложил на администрацию муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан обязанность предоставить ЧУК специализированное жилое помещение.
Доводы апелляционной жалобы со ссылкой на отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вопреки доводам жалобы, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
Доводы апелляционной жалобы о том, что при предоставлении жилого помещения ЧУК будут нарушены права других детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поставленных на учет ранее ЧУК, не влияют на правильность принятого судом решения, основанием к отмене решения суда являться не могут, поскольку в соответствии с действующим законодательством, право граждан на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда. Указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учет.
Выводы суда основаны на правильном применении норм материального права, обжалуемое судебное решение отвечает требованиям законности и обоснованности и отмене не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 327-329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Туймазинского межрайонного суда Республики Башкортостан от 18 октября 2017 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Председательствующий: Т.Л.Анфилова
Судьи: Г.К. Зайнуллина
В.В.Минеева
Справка: судья А.А. Гиниятова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.