Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего Науширбановой З.А,
судей Куловой Г.Р. и
Хакимова А.Р,
при секретаре Аминеве И.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Каримовой М.Ш. к администрации городского округа адрес Республики Башкортостан об обязании принять решение об утверждении актов выбора земельных участков и предоставлении их в аренду по апелляционной жалобе Каримовой М.Ш. на решение Октябрьского городского суда Республики Башкортостан от дата
Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия
установила:
Каримовой М.Ш. обратилась в суд с иском к администрации городского округа адрес Республики Башкортостан (далее по тексту администрация ГО адрес РБ) об обязании принять решение об утверждении актов выбора земельных участков и предоставлении их в аренду.
Исковые требования мотивированы тем, что дата ответчиком на основании поданного ею дата заявления о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 02:57:031301:77 под строительство производственных помещений, расположенного по адресу: адрес, в целях согласования намеченных проектных решений, технических условий на присоединение к источникам снабжения, инженерным сетям и коммуникациям, выдан акт выбора земельного участка N... с планом закрепления земельного участка. дата на основании заявления от дата о предоставлении в аренду земельного участка под строительство складов, гаражей, овощехранилища и организацию подъездных путей, расположенного по адресу: адрес, выдан акт выбора земельного участка N... с планом закрепления земельного участка. дата Комитетом по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по адрес, после неоднократных обращений, в отношение названных актов выбора земельного участка выданы соответствующие заключения N... и N... с указанием условий предоставления. дата на сайте администрации осуществлена публикация о предстоящем предоставлении названных земельных участков. Письмом от дата N.., ответчик уведомил её о том, что в связи с изменением земельного законодательства, предоставление участка будет осуществляться с торгов, в форме аукциона. По аналогичным основаниям ей было отказано в предоставлении земельных участков в аренду и по её обращениям от дата и дата.
Однако, учитывая то, что отношения, возникшие до изменения законодательства, регулируются законом, действующим в момент их возникновения, а также принимая во внимание указания п. 2 ст. 34 Федерального закона от дата N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", устанавливающие условия, при которых предоставление земельных участков, в том числе в аренду, осуществляется в случае, если до дня вступления в силу названного Федерального закона органом местного самоуправления в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации опубликовано сообщение о наличии предлагаемых для передачи в аренду и находящихся в муниципальной собственности земельных участков, в соответствии со статьями 30, 38, 38.1 и 38.2 Земельного кодекса Российской Федерации, в редакции, действовавшей до дня вступления в силу указанного Федерального закона, препятствий для согласования и утверждения указанных актов не было.
Принимая во внимание вышеизложенное, учитывая длительное бездействие ответчика по завершению процедуры предоставления земельных участков в аренду с момента её обращения, исполнение с её стороны всех обязательств и требований, отсутствие каких-либо обременений земельных участков третьими лицами, возможность возведения на них объектов, истец просила обязать администрацию ГО адрес РБ в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу принять решение: о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт выбора земельного участка от дата N... согласно плану закрепления земельного участка под строительство производственных помещений, расположенного по адресу: адрес предоставлении ей в аренду указанного земельного участка; о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт выбора земельного участка от дата N... согласно плану закрепления земельного участка под строительство складов, гаражей, овощехранилище и организацию подъездных путей, расположенного по адресу: адрес и предоставлении ей в аренду указанного земельного участка.
Решением Октябрьского городского суда Республики Башкортостан от дата постановлено:
в удовлетворении исковых требований Каримовой М.Ш. к администрации городского округа адрес Республики Башкортостан об обязании принять решение об утверждении актов выбора земельных участков и предоставлении их в аренду, отказать.
В апелляционной жалобе Каримовой М.Ш. ставится вопрос об отмене решения суда, ссылаясь на незаконность и необоснованность.
Лица, участвующие в деле и не явившиеся на апелляционное рассмотрение дела, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия, принимая во внимание отсутствие возражений, руководствуясь ст.ст.167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрела дело без участия указанных лиц.
Проверив оспариваемое решение в соответствии с ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя Каримовой М.Ш. - Каримовой М.Ш, поддержавшей доводы жалобы, объяснения представителя администрации городского округа адрес Республики Башкортостан - Каримовой М.Ш, представителя Комитета по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по адрес - Каримовой М.Ш, представителя МБУ "Управление архитектуры и градостроительства" ГО адрес Республики Башкортостан - Каримовой М.Ш. о законности решения суда, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ч. 2 ст. 22 Земельного кодекса РФ земельные участки, за исключением указанных в пункте 4 статьи 27 настоящего Кодекса, могут быть предоставлены в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.
Согласно ч.1 ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Согласно п. 11 ст. 39.8 Земельного кодекса РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается с победителем аукциона либо с лицом, которым подана единственная заявка на участие в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка, с заявителем, признанным единственным участником аукциона, с единственным принявшим участие в аукционе его участником на условиях, указанных в извещении о проведении этого аукциона.
Частью 1 ст. 39.11 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что решение о проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, принимается уполномоченным органом, в том числе по заявлениям граждан или юридических лиц.
Пунктом 4 статьи 39.11 Земельного кодекса РФ регламентирован, в том числе порядок образования земельного участка для его предоставления в аренду путем проведения аукциона по инициативе заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица. В этом случае образование земельного участка и подготовка аукциона осуществляются в следующем порядке:
1) подготовка заинтересованными в предоставлении земельного участка гражданином или юридическим лицом схемы расположения земельного участка, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предусмотрено образование земельного участка.
2) обращение заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица в уполномоченный орган с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предусмотрено образование земельного участка. При этом в данном заявлении указывается цель использования земельного участка;
3) проверка уполномоченным органом наличия или отсутствия оснований, предусмотренных пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса и подпунктами 5 - 9, 13 - 19 пункта 8 настоящей статьи, принятие и направление им заявителю в срок не более двух месяцев со дня поступления заявления об утверждении схемы расположения земельного участка решения о ее утверждении с приложением этой схемы или решения об отказе в ее утверждении при наличии хотя бы одного из указанных оснований. В решении об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка должны быть указаны все основания принятия такого решения.
В случае, если на момент поступления в уполномоченный орган заявления об утверждении схемы расположения земельного участка на рассмотрении такого органа находится представленная ранее другим лицом схема расположения земельного участка и местоположение земельных участков, образование которых предусмотрено этими схемами, частично или полностью совпадает, уполномоченный орган принимает решение о приостановлении рассмотрения поданного позднее заявления об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет такое решение заявителю.
Рассмотрение поданного позднее заявления об утверждении схемы расположения земельного участка приостанавливается до принятия решения об утверждении ранее направленной схемы расположения земельного участка либо до принятия решения об отказе в утверждении ранее направленной схемы расположения земельного участка;
4) обеспечение заинтересованным лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с утвержденным проектом межевания территории или утвержденной в соответствии с подпунктом 3 настоящего пункта схемой расположения земельного участка;
5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена) на земельный участок, образование которого осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории или утвержденной в соответствии с подпунктом 3 настоящего пункта схемой расположения земельного участка, на основании заявления заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица либо заявления кадастрового инженера, выполнившего кадастровые работы в целях образования земельного участка, без получения доверенности или иного уполномочивающего документа от уполномоченного органа;
6) обращение заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица в уполномоченный орган с заявлением о проведении аукциона с указанием кадастрового номера такого земельного участка. В данном заявлении должна быть указана цель использования земельного участка;
7) обращение уполномоченного органа с заявлением о государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на земельный участок, образованный в соответствии с проектом межевания территории или с утвержденной в соответствии с подпунктом 3 настоящего пункта схемой расположения земельного участка, за исключением случаев, если земельный участок образован из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, и случаев, если земельный участок не может быть предметом аукциона в соответствии с подпунктами 1, 5 - 19 пункта 8 настоящей статьи;
8) получение технических условий подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, если наличие таких условий является обязательным условием для проведения аукциона, за исключением случаев, если земельный участок не может быть предметом аукциона в соответствии с подпунктами 1, 5 - 19 пункта 8 настоящей статьи;
9) проверка уполномоченным органом наличия или отсутствия оснований, предусмотренных пунктом 8 настоящей статьи, и принятие им в срок не более чем два месяца со дня поступления соответствующего заявления решения о проведении аукциона либо решения об отказе в проведении аукциона при наличии хотя бы одного из указанных оснований.
Согласно ст. 60 Земельного кодекса Российской Федерации нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях: 1) признания судом недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, повлекших за собой нарушение права на земельный участок; 2) самовольного занятия земельного участка; 3) в иных предусмотренных федеральными законами случаях.
Судом первой инстанции установлено, что Каримовой М.Ш, на основании её заявления от дата о предоставлении в аренду земельного участка под строительство производственных помещений, в целях согласования намеченных проектных решений, технических условий на присоединение к источникам снабжения, инженерным сетям и коммуникациям, дата выдан акт N... выбора земельного участка под строительство производственных помещений по адрес в адрес Республики Башкортостан.
На основании заявления, поступившего в распоряжение ответчика дата, истице дата выдан акт выбора земельного участка N... под строительство складов, гаражей, овощехранилища и организацию подъездных путей по адрес в адрес Республики Башкортостан.
Факт выдачи названных актов, а также объем сведений, содержащийся в представленных копиях, подлинники которых не представлены и их местонахождения неизвестно, сторонами не оспаривается.
Из Заключений от дата N... и 36-2015 усматривается, что Комитет по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по адрес, рассмотрев предварительные материалы истца, а именно: акт от дата N... выбора земельного участка под строительство производственных помещений по адрес в адрес Республики Башкортостан и акт выбора от дата земельного участка N... под строительство складов, гаражей, овощехранилища и организацию подъездных путей по адрес в адрес Республики Башкортостан, посчитал возможным утвердить материалы предварительного согласования места размещения объекта (земельного участка) при условии:
до принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающего акт о выборе земельного участка, необходимо в целях информирования населения разместить в официальных источниках сообщение о предстоящем предоставлении названных земельных участков;
соблюдения технических условий;
оформления землеустроительного дела по передаче земельного участка;
благоустройства прилегающей территории.
Названными заключениями также установлен запрет на использование земельных участков без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю.
Согласно фотопечати с сайта www.oktadm.ru, администрацией ГО адрес Республики Башкортостан дата опубликовано сообщение о предстоящем предоставлении земельных участков под строительство:
складов, гаражей, овощехранилища и организацию подъездных путей по адрес в адрес Республики Башкортостан;
под строительство производственных помещений по адрес в адрес Республики Башкортостан.
Письмом от дата N.., администрация ГО адрес Республики Башкортостан сообщило, что с 01.03.2015 Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" изменен порядок предоставления земельных участков, в этой связи предоставление земельных участков будет производиться в соответствие со ст. 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации, а потому истцу предложено отслеживать информацию об аукционной документации на указанные земельные участки на сайте.
дата администрация ГО адрес РБ, рассмотрев обращение истца о передаче в аренду земельных участков согласно публикации, своим письмом за N.., проинформировало её о невозможности рассмотрения обращения по существу, поскольку к нему, учитывая указания п. 1 ст. 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", не приложены: акт выбора земельного участка, постановление об утверждении акта выбора земельного участка, документы подтверждающие право собственности на объект недвижимого имущества (при наличие объектов на земельных участках).
Письмом от дата N.., администрация ГО адрес РБ, рассмотрев вновь поступившее дата заявление истца о передаче в аренду земельных участков, указало, что в связи с внесенными Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" изменениями в Земельный кодекс Российской Федерации, вступивших в силу 01.03.2015, предоставление требуемых земельных участков будет осуществляться посредством организации торгов, проводимых в форме аукциона.
Сторонами не оспаривалось, что решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акты выбора земельного участка, администрацией ГО адрес РБ или иным органом, уполномоченным на принятие таких решений, до 01.03.2015 не принималось.
Суд первой инстанции, разрешая спор по существу, правомерно пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Каримовой М.Ш. в части обязания ответчика принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт выбора земельного участка от дата N... согласно плану закрепления земельного участка под строительство производственных помещений, расположенного по адресу: адрес утверждающее акт выбора земельного участка от дата N... согласно плану закрепления земельного участка под строительство складов, гаражей, овощехранилище и организацию подъездных путей, расположенного по адресу: адрес.
При этом суд первой инстанции исходил из следующего. По смыслу ч. 6 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, вправе принять решение, как о предварительном согласовании места размещения объекта, так и отказать в согласовании.
Федеральный закон от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" не предусматривает принятие после 01.03.2015 уполномоченным органом решения о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающего акт выбора земельного участка, возложение судом такой обязанности прямо противоречит требованиям закона.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда первой инстанции.
Порядок предоставления земельных участков для строительства объектов из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регламентирован статьями 30, 31, 32 Земельного кодекса Российской Федерации.
С 1 марта 2015 г. статьи 28 - 34 Земельного кодекса РФ утратили силу в связи с вступлением в силу Федерального закона от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации", которым определен иной порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно пункту 1 статьи 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществлялось с проведением работ по их формированию с предварительным согласованием мест размещения объектов либо без предварительного согласования мест размещения объектов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 31 указанного Кодекса гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращались в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 данного Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Из положений пунктов 2 и 5 - 7 статьи 31 этого же Кодекса следовало, что процедура выбора земельного участка начинается с заявления о выборе земельного участка и заканчивается решением о предварительном согласовании места размещения объекта, которое, в свою очередь, служит основанием для последующего предоставления земельного участка для строительства.
В соответствии с положениями части 1 статьи 34 Федерального закона от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации" до 1 марта 2018 г. земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицу в соответствии со статьями 31 и 32 Земельного кодекса РФ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона) на основании заявления без проведения торгов, если предоставление такого земельного участка лицу предусмотрено решением о предварительном согласовании места размещения объекта, принятым до 1 марта 2015 г, но не ранее чем за три года до предоставления земельного участка.
Суд первой инстанции правомерно отклонил доводы истца о том, что начатые до 01.03.2015 органами местного самоуправления процедуры по предоставлению земельных участков, должны быть окончены по нормам Земельного законодательства РФ в прежней редакции, не могут быть признаны состоятельными, поскольку основаны на неверном толковании приведенных норм права.
В соответствии с требованиями п. 1 ст. 34 Федерального закона от 23.06.2014 г. N 171-ФЗ в случае, если до 01.03.2015 органом местного самоуправления принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта, то земельный участок предоставляется гражданину в порядке, установленном ст. ст. 31, 32 ЗК РФ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона от 23.06.2014 г. N 171-ФЗ). Действовавшая ранее редакция ЗК РФ определяла решение о предварительном согласовании места размещения объекта как решение, в соответствии с которым согласовывается место размещения объекта путем утверждения акта о выборе земельного участка (п. 6 ст. 31 ЗК РФ).
Таким образом, именно с моментом согласования места размещения объекта, утверждением акта о выборе земельного участка закон связывает определение порядка предоставления земельного участка.
Согласно п. 8 ст. 31 ЗК РФ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона от 23.06.2014 г. N 171-ФЗ) решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства в порядке, установленном статьей 32 ЗК РФ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ).
Проанализировав положения вышеуказанных статей, суд пришел к правильному выводу, что по смыслу указанных норм, предоставление земельного участка, в порядке, установленном ст. ст. 31, 32 Земельного кодекса РФ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ) возможно только после принятия решения об утверждении акта выбора земельного участка, а поскольку в данном случае до 01.03.2015 решение о предварительном согласовании места размещения объекта в отношении испрашиваемых земельных участков не принято, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для предоставления в аренду истцу требуемых земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, в соответствии со статьями 31 и 32 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей до 01.03.2015.
Судебная коллегия приходит к выводу, что судом правильно установлены все имеющие значение для дела обстоятельства, в решении суда приведен анализ доказательств, правильно определен и истолкован закон, подлежащий применению.
Доводы жалобы не содержит правовых оснований для отмены решения, аналогичные доводы были предметом рассмотрения судом первой инстанции, и им дана надлежащая оценка. Доводы жалобы выражают лишь субъективное толкование норм материального права и несогласие с выводами суда.
Нарушений норм процессуального права, которые привели или могли бы привести к вынесению неправильного решения, судом не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия,
определила:
решение Октябрьского городского суда Республики Башкортостан от дата оставить без изменения, апелляционную жалобу Каримовой М.Ш. - без удовлетворения.
Председательствующий Науширбанова З.А.
Судьи Кулова Г.Р.
Хакимов А.Р.
Справка: судья Сайфуллин И.Ф.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.