Судья Верховного Суда КБР Созаева С.А.,
при секретаре Отарове А.М.
с участием представителя Главы местной администрации с.п. Заюково Хацукова З.Г. - Калмыковой Ф.А,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя Главы местной администрации с.п. Заюково Хацукова З.Г. - Калмыковой Ф.А. на постановление Нальчикского городского суда КБР от 17 ноября 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ, в отношении Главы местной администрации с.п. Заюково Хацукова З.Г,
УСТАНОВИЛ:
16 марта 2017 года в ходе рейдового осмотра, проведенного Управлением Росприроднадзора по КБР с целью проверки соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, в сельском поселении Заюково Баксанского муниципального района КБР были обнаружены три несанкционированные свалки твердых бытовых отходов.
По указанному факту определением государственного инспектора Управления Росприроднадзора по КБР Кудаева А.Б. от 16 марта 2017 года было возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.6 КоАП РФ, и назначено проведение административного расследования (л.д. "N").
Определением заместителя главного государственного инспектора Управления Росприроднадзора по КБР Шевченко Т.И. от 14 апреля 2017 года срок проведения административного расследования был продлен до 16 мая 2017 года (л.д. "N").
По результатам административного расследования государственный инспектор Управления Росприроднадзора по КБР Кудаев А.Б. 10 мая 2017 года составил протокол об административном правонарушении N25/03 по части 2 статьи 8.6 КоАП РФ в отношении главы Местной администрации сельского поселения Заюково Баксанского муниципального района Хацукова Заура Гидовича (л.д. "N").
Рассмотрев указанный протокол и приложенные к нему материалы, заместитель главного государственного инспектора Управления Росприроднадзора по КБР Шевченко Т.И. постановлением N от 22 мая 2017 года привлек главу Местной администрации сельского поселения Заюково Баксанского муниципального района Хацукова З.Г. к административной ответственности по части 2 статьи 8.6 КоАП РФ, назначив ему наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей (л.д. "N").
Данным постановлением Хацуков З.Г. признан виновным в том, что, будучи должностным лицом - главой местной администрации сельского поселения Заюково, в нарушение части 2 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", статей 13 и 42 Земельного кодекса Российской Федерации допустил обустройство на территории данного сельского поселения трех несанкционированных свалок твердых бытовых отходов.
По жалобе Хацукова З.Г. решением судьи Баксанского районного суда КБР от 11 июля 2017 года, оставленным без изменения решением судьи Верховного Суда КБР от 03 октября 2017 года, вышеуказанное постановление N от 22 мая 2017 года отменено и дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.6 КоАП РФ, в отношении главы Местной администрации сельского поселения Заюково Баксанского муниципального района Хацукова З.Г. направлено на рассмотрение по подведомственности в Нальчикский городской суд КБР. Как указано в решении суда, в связи с тем, что по делу об административном правонарушении проводилось административное расследование в соответствии с абзацем 2 части 3 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело подлежало рассмотрению только районным судом по месту производства административного расследования, в данном случае, в Нальчикском городском суде КБР.
Постановлением Председателя Верховного Суда КБР от 11 января 2018 года вышеуказанные судебные постановления изменены. Из них исключены выводы о нарушении правил подведомственности заместителем главного государственного инспектора Управления Росприроднадзора по КБР Шевченко Т.И. при вынесении постановления N от 22 мая 2017 года, а также об отмене постановления названного должностного лица. В остальной части данные судебные постановления оставлены без изменения.
Решением судьи Нальчикского городского суда КБР от 17 ноября 2017 года глава Местной администрации сельского поселения Заюково Баксанского муниципального района Хацуков З.Г. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.6 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
В жалобе, поступившей в Верховный Суд КБР, представитель Главы местной администрации с.п. Заюково Хацукова З.Г. - Калмыкова Ф.А.
просит отменить решение судьи Нальчикского городского суда КБР от 17 ноября 2017 года, освободив
Главу местной администрации с.п. Заюково Хацукова З.Г. от административной ответственности ввиду устранения выявленных административным органов нарушений природоохранного законодательства.
В обоснование незаконности обжалуемого судебного постановления заявитель указал, что должностное лицо Управления Росприроднадзора по КБР, а также в последующем суд, не приняли во внимание то обстоятельство, что на момент продления административного расследования (14 апреля 2017 года) нарушения законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды были устранены.
Об этом, по мнению заявителя, свидетельствуют направленные в адрес Управления Росприроднадзора по КБР информационное письмо о факте заключения договоров подряда с ООО "РОССЫ", N от 15.03.2017 г. и N от 17.03.2017 г, по которым подрядчик обязался осуществить перевозку мусора и разработке грунта, а также решение Баксанского районного суда КБР от 7 ноября 2017 года, которым Управлению Росприроднадзора по КБР отказано в иске к местной администрации с.п. Заюково о взыскании ущерба, причиненного в результате несанкционированных свалок на территории сельского поселения.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, выслушав представителя Главы местной администрации с.п. Заюково Хацукова З.Г. - Калмыкову Ф.А, в отсутствие надлежаще извещенного и не явившегося в суд представителя Управлением Росприроднадзора по КБР, прихожу к следующим выводам.
Согласно ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
Согласно ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.
На основании части 3 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения сельского поселения законами субъекта Российской Федерации могут быть отнесены вопросы организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Статьей 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" в качестве одного из принципов охраны окружающей среды предусмотрена ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды на соответствующих территориях и обязанность их участия в деятельности по охране окружающей среды.
В силу части 1 статьи 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и пункта 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
В соответствии с ч. 1 ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" создание объектов размещения отходов осуществляется на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Согласно части 2 статьи 13 названного Федерального закона организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления.
Из акта обследования территории (акватории) на предмет соблюдения природоохранных требований N от 17 марта 2017 года, составленного государственным инспектором Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по КБР следует, что 16 марта 2017 года проводились рейдовые мероприятия по маршруту с.п. Атажукино - с.п. Заюково, на землях Баксанского района, вдоль берега реки Баксан и выявлены три несанкционированные свалки твердых бытовых отходов на территории с.п. Заюково, расположенные: в районе ул. Кушхова-Ойтова, в районе ул. Казаноко, в конце ул. Жемухова.
Ссылаясь на результаты проведенной проверки, государственный инспектор Управления Росприроднадзора по КБР Кудаев А.Б. 10 мая 2017 года составил протокол об административном правонарушении N по части 2 статьи 8.6 КоАП РФ в отношении главы Местной администрации сельского поселения Заюково Баксанского муниципального района Хацукова З.Г.
Постановлением N от 22 мая 2017 года заместителя главного государственного инспектора Управления Росприроднадзора по КБР глава местной администрации с.п. Заюково, Баксанского муниципального района КБР Хацуков З.Г. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 8.6 КоАП РФ и назначен административный штраф в размере 10 000 рублей.
Из материалов дела усматривается, что при рассмотрении дела по существу как административным органом, так и судом, Хацуков З.Г. не оспаривал факт наличия трех несанкционированных свалок твердых бытовых отходов на территории с.п. Заюково на момент проведения административным органом проверки.
В жалобе, поданной в Верховный Суд КБР, заявитель в обоснование незаконности постановления Нальчикского городского суда КБР от 17 ноября 2017 года, также не оспаривает ненадлежащее исполнение законов об охране окружающей среды, ссылаясь лишь на то, что на момент продления срока административного расследования (14 апреля 2017 года) обстоятельства, послужившие основанием для привлечения к административной ответственности, были устранены.
Между тем, доводы заявителя о том, что администрацией поселения организован сбор и вывоз твердых бытовых отходов на территории поселения, после выявления названных нарушений природоохранного законодательства, не является основанием для освобождения от административной ответственности главы органа местного самоуправления.
При таких обстоятельствах, оценив имеющиеся в деле доказательства по правилам статьи 26.11 КоАП РФ, должностное лицо, а затем и суд пришли к правильному выводу о наличии в действиях должностного лица состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности при производстве по делу не нарушены. Существенных нарушений материальных и процессуальных норм, являющихся основанием для отмены обжалуемого судебного постановления, не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
постановление Нальчикского городского суда КБР от 17 ноября 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ, в отношении Главы местной администрации с.п. Заюково Хацукова З.Г, оставить без изменения, жалобу представителя Главы местной администрации с.п. Заюково Хацукова З.Г. - Калмыковой Ф.А. - без удовлетворения.
Судья С.А. Созаева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.